Родителям о заикании.
консультация по логопедии на тему

Долгополова Оксана Мухтаровна

В последнее время в детских садах,  часто встречаются дети, у которых в речи присутствуют запинки и логоневроз. Часто это является наследственным фактором, поэтому становится актуальной проблема совместной работы логопеда и родителей по предупреждению возникновения заикания у детей  и выбору методов и приёмов работ, направленных на коррекцию этого нарушения. Очень важно, что бы родители понимали, какие предпосылки могут служить возникновению запинок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родителям о заикании.

В последнее время в группах для детей с общим недоразвитием речи часто встречаются дети, у которых в речи присутствуют запинки и логоневроз. И часто это является наследственным фактором. Поэтому становится актуальной проблема совместной работы логопеда и родителей по предупреждению возникновения заикания у детей  и выбору методов и приёмов работ, направленных на коррекцию этого нарушения.

Очень важно, что бы родители понимали, какие предпосылки могут служить возникновению запинок. К полугоду мышцы губ и передней части языка успевают хорошо развиться, гуление переходит в лепет: ма-ма; па-па. Когда ребенок лежит на спине и его язык опускается, то он лепечет ка-ка, га-га. Чем больше он лепечет и лучше себя слышит в это время, тем лучше оказывается подготовленным к подражанию речи.

Для развития лепета мать должна повторять лепет ребенка. Он уже привык слушать и повторять, а теперь он начинает повторять слоги за матерью. Чем родители больше будут тренировать лепет, тем они лучше разовьют задатки речи. Так устанавливается первое речевое общение между родителями и ребенком.

Вскоре после этого ребенок начинает повторять те слоги или односложные слова, которые говорит мать. Ребенок всегда точно повторяет ударение и мелодию слова. В это время сознательного понимания речи еще нет. Как правило, заикающиеся родители со своими маленькими детьми говорят без заикания. Поэтому в большинстве семей, где родители заикаются, дети говорят без заикания. Но если при общении с ребенком в речи отца или матери остаются запинки – это может стать для ребенка образцом для подражания и начнется «заикание по подражанию». В период подражания подготавливается будущая речь. Поэтому в период подражания следует разговаривать с ребенком правильно и давать ему для подражания безупречные звуковые примеры. Ясно, что ребенок будет с одинаковым успехом воспроизводить слоги, слова любого языка, а также может подражать произношению слогов и слов с заиканием.

Во всех этих случаях причиной заикания будет не наследственное заикание, а небрежное отношение родителей к развитию речи своего ребенка. Внимание родителей к правильности своей речи во время общения с ребенком должно оставаться очень строгим на протяжении всего периода формирования речи.

Сознание ребенка начинает формироваться в 8-9 месяцев. В этот период происходит и понимание речи. Но сам уберечь свою речь от заикания по подражанию ребенок не может. Поэтому учить речи своего ребенка заикающийся не должен. Если грудной ребенок до 8 месяцев будет слышать заикание в речи, но не будет видеть, как в это время говорит человек – это не опасно. После 8 месяцев нужно сделать так, чтобы как можно реже ребенок слушал такую речь до тех пор, пока сознание этого ребенка не разовьется настолько, что он сможет понять, что говорить так, как говорит заикающийся человек нельзя. Тесное общение с заикающимся может   привести в детские годы к заиканию по подражанию. Родители являются первыми учителями речи для своего маленького ребенка. Поэтому им надо очень серьёзно отнестись к своей новой роли – учителя речи. Учить ребенка спокойному темпу речи вначале можно по подражанию. А позже, как только ребенок начнет понимать (после 10 месяцев), надо объяснением, сказкой, шуткой, показом воспитать отрицательное отношение к торопливости и спешке во всех делах, в том числе и речи.

Профилактикой заикания по подражанию должно быть правильное воспитание. Без правильного воспитания дети могут начать подражать без выбора всему, что они увидят. В плане профилактики заикания родителям надо знать, что если у ребенка развитие речи было поздним или ранним, то его речь более ранима.

Постепенно ребенок переходит от произношения слогов и слов по подражанию к все более свободной передаче своих мыслей. Но каждое приобретенное ребенком движение членораздельной речи есть результат обучения, когда путем многократных повторений вырабатываются условные рефлексы речевых движений. Чем больше терпения проявляют родители, обучая детей речи, тем быстрее закрепляются условные речевые рефлексы, тем лучше говорит ребенок. Цепи условных рефлексов всех движений последовательно и точно вызывают сокращения одних мышц определенной силы и длительности и одновременно расслабление других мышц тоже определенной силы и длительности. Речь в длительном плане (мы не говорим о ее психологической стороне) – это очень точные и разнообразные, тонкие и взаимообусловленные движения многих мышц. Группы мышц, участвующие в речи в данный момент, могут участвовать в следующий момент в дыхании, крике, глотании, кашле, жевании, мимике. Все эти движения являются врожденными рефлексами, которые остаются очень стойкими к случайным влияниям среды. Именно поэтому причины, которые нарушают речь и приводят к заиканию и даже к поздней утрате речи (мутизму), не мешают ребенку дышать, глотать, жевать, кашлять, кричать. Сама же речевая функция очень ранима: клетки центров речи созревают к двум годам – значит, они будут очень чувствительны ко всем неблагоприятным условиям внутриутробного периода и периода раннего детства до двух лет; еще долго остаются очень ранимыми нервные связи условных рефлексов, которые выработались при обучении сложнейшим речевым движениям: после 5 лет у здорового ребенка в слизистой оболочке гортани, под голосовыми складками развиваются специальные чувствительные клетки, которые реагируют только на изменяющееся давление выдыхаемого воздуха – эту область назвали фонационной. Значит, уже после того как ребенок научился говорить, продолжается еще несколько лет созревание не только все более совершенной функции речи (в плане ее управления центрами), а совершенствование функции опирается на развивающиеся новые структуры в периферических органах речи. Таким образом, функцию речи на сегодня в структурном плане следует считать ранимой до 5 лет.

Работа по преодолению запинок должна идти в тесном взаимодействии  родителей , неврологов, психологов и логопедов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика заикания у детей дошкольного возраста"

юлия аппель (kamu777) 12 апреля, 2012 - 08:38Категория: РодителямТеги: профилактиказаиканиекоррекционная педагогикаработа с родителямиАппель Юлия Владимировна, МКДОУ детский сад №158 г. Нов...

Родителям о заикании

Причины возникновения заикания у детей, которые можно избежать....

Консультация для родителей "Родителям о заикании детей"

Что делать, если   у  ребенка появилось заикание? Что необходимо знать родителям  о заикании?  В этой статье,  Вы найдете ответы  на   вопросы о заика...

Памятка для родителей "Предупреждаем заикание"

Чаще всего заикание возникает в дошкольном возрасте и родителям нужно быть начаку, чтобы иметь мозможность предупредить развитие даноо заболевания. Памятка полезна родителям дошкольников...

Консультация для родителей " Коррекция заикания"

Коррекция заикания у дошкольников...

Консультация для родителей "Устранение заикания у детей дошкольного возраста"

Устранение заикания с включением методики дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.С....

Родителям о заикании

Брошюра знакомит родителей с причинами и типами заикания, дает представление об основных методах лечения данного речевого нарушения....