Применение деятельностного подхода в работе учителя - логопеда
статья по логопедии на тему

Титкова Наталья Владимировна

материал о деятельностном подходе в работе учителя - логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyateln._podhod_logopeda.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Использование деятельностного подхода в коррекционной работе учителя – логопеда

 «Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое положены тысячелетия труда, он ведёт его к зарабатыванию строительного материала, возводит здание  с ним вместе, учит его строительству» .( А. Дистервег)

Хочется согласиться с великим учёным, потому что, работая учителем –логопедом осознаешь важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке детей к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.  Многие годы традиционной целью  образования было овладение   системой знаний, составляющих основу наук. Память детей загружалась многочисленными фактами, понятиями.  Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знание того, как и где их применять. Но ещё важнее – знание того, как добывать информацию, интерпретировать её или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучающихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного  метода обучения.

Деятельностный  метод  обучения –  это организация   учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника.

Сегодня существует обширный перечень разных образовательных технологий.  И в коррекционной работе  применяется технология системно - деятельностного подхода, для того, чтобы дети работали на занятиях самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно обеспечивать развитие. Так как основной формой организации обучения является НОД, то необходимо знать принципы ее построения, примерную типологию  и критерии оценивания НОД в рамках системно-деятельностного подхода.

Другими словами, системно-деятельностный подход – это формирование умения действовать со знанием дела.

         Сегодня наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон. Что же значит "деятельность"? Деятельность - это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Задача образовательной деятельности учебных занятий — не дать объем знаний, а научить детей учиться.

 Итак, деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности. Обучающиеся становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а в организации исследовательской работы детей, причём она должна быть организована таким образом, чтобы дети сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

 В своей работе я широко использую игровые технологии. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми.

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Так что же даёт игра нашим детям?

  • Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
  • Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
  • Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
  • Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
  • Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
  • Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков. 
  • Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.
  • Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.
  • Игра дает развитие воображения.
  • Игра дает возможность развить умственные способности.
  • Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
  • Игра увеличивает потребность ребенка в общении, стимулирует накопление и развитие речевых умений и навыков.
  • Игра дает радость общения.

Все выше сказанное позволило мне сформулировать основные задачи, стоящие перед учителем-логопедом:

  1. Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
  2. Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
  3. При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
  4. Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка, оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

      И конечно, основой в логопедической работе является артикуляционная гимнастика.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мы стремимся выполнить их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.

     На своих занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики я использую интерактивные, новейшие формы, в создании которых участвуют и дети:

Использование кукол, муляжей (кукла Квака)

Логоритмическая гимнастика

Упражнения – стихокомплексы

Биоэнергопластика

Рисунки – подсказки. Картинки – образы. Схемы.

Театрализация

Палочки – помогалочки

Встречи с героями веселых полянок

Сказочные истории из жизни язычка

Использование ИКТ

Нетрадиционные упражнения:

 - «вкусное варенье» - с вареньем, схемами, образами

- с ложкой

- с шариков (вертикально, горизонтально)

- мячик су-джок

- с бинтом

- с карандашом

- с тарелкой

- с пузырьком (упражнение для формирования воздушной струи)

.

 Я хочу рассказать вам о том, как я в своей коррекционной работе использую артикуляционную гимнастику.

Любые игры дают компенсацию, нейтрализацию недостатков, развивают воображение, увеличивают потребность ребенка в общении, стимулируют накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.

А теперь, если вернуться к началу моего выступления, то придем к выводу, что используя игры в коррекционной работе, осуществляем все принципы системно – деятельностного подхода.

1. Принцип деятельности

2. Принцип непрерывности

3. Принцип целостности

4. Принцип минимакса

5. Принцип психологической комфортности

6. Принцип вариативности

7. Принцип творчества

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребенку стать таким как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Желание ребенка участвовать в процессе обучения определяется его интересом к занятиям и стремление к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому обучающий взрослый должен стать для ребенка близким другом, всегда готовым прийти на помощь.

В своей работе я придерживаюсь правила: не проходить программу, а добиваться ее усвоения. Поэтому занятиям придаю легкий, занимательный характер, доступный восприятию детей. Избегаю низких оценок в адрес детей и всегда помню о том, что ребенок должен испытывать психологическую защищенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович.    «Метод замещающего онтогенеза» основывает...

"Лэпбук" как инновационный подход в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи

В данной статье содержится информация, раскрывающая суть термина "Лэпбук" и возможности его применения для решения всесторонних коррекционно-развивающих задачь в деятельности учителя-логопед...

Нейрологопедический подход в работе учителя-логопеда

РАзвивающая и коррекционная технология...

Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...

Статья "Системно-деятельностный подход в работе учителя-дефектолога с детьми с особенностями в развитии.

Материал содержит описание детей с особенностями в развитии: РАС, ЗПР, УО. Автор ответит на вопрос какие принцыпы использует учитель-дефектолог в работе, как организовать работу группы Особый ребенок,...

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения н...

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Применениенейропсихологическогоподхода в работе учителялогопеда с детьми с тяжелыминарушениями речи...