"Как хорошо уметь писать..."
статья по логопедии на тему
Письмо - сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. На сегодняшний день задача обучения дошкольников письму не имеет однозначного решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_disgrafii.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«КАК ХОРОШО УМЕТЬ ПИСАТЬ…»
А. Н. Емельянова, учитель-логопед
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 59,
г. Северск, Томская область
«Как хорошо уметь писать….», думают практически все дети старшего дошкольного возраста и их родители.
«Ну что может быть проще? Показал пару раз, как пишутся буквы и все», - говорят родители на консультации учителя-логопеда в детском саду.
А вот и не все! Письмо - сложный навык и в полном объёме недоступен дошкольнику. В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте, в весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности.
На сегодняшний день задача обучения дошкольников письму не имеет однозначного решения. Одни ученые и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования, даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, не знанием воспитательной методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленно подготовительной работы на дошкольном этапе.
По анкетным опросам родители детей, поступающих в школу, положительно оценивают работу дошкольного учреждения, дающего реальный образовательный результат — обучение детей чтению и письму. Зачастую эта задача определяется как приоритетная, соответственно, это приводит к уменьшению реального времени на развитие и совершенствование базовых психологических процессов: памяти, внимания, мышления; пространственных и пространственно-временных представлений, мелкой моторики. Причем часто вооружение детей навыками письма нацелено на конечный результат — написание слова. При этом техническая сторона (время затраченное ребенком на написание, качество письма, состояние “нажима”) остается не фиксируемой и не контролируемой, а именно эти показатели дают представление о реальном состоянии моторного развития и навыков письма в целом.
Часто обучение детей навыкам письма осуществляется методами, заимствованными из методик преподавания начальной школы. В рамках этих отработанных методик недостаточно внимания уделяется работе по развитию фонетико-фонематического восприятия, звукового и слогового анализа и синтеза, пространственных ориентировок, т.к. эти задачи методически закрепляются за программой детского сада и не являются первостепенными в школьной программе. Решение задачи обучения письму методиками начальной школы в рамках детского сада приводит к недостаточной сформированности данных навыков. В реальной школьной практике это становится одной из причин увеличении количества детей, имеющих нарушения письма — дисграфии.
В последнее время феномен дисграфий вызывает повышенный интерес исследователей в различных областях психологии, нейропсихологии, логопедии. Существует много подходов к классификации дисграфий. Наиболее распространенной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма. Эта классификация была разработаны кафедрой логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцина. Выделяются следующие виды дисграфий:
1) артикуляторно-акустическая;
2) на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая, фонематическая, кинестетическая);
3) на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
4) аграмматическая;
5) оптическая.
Вартапетова Г.М. приводит следующие данные: у большинства детей начальной школы имеется недоразвитие пальцевого праксиса (около 70% детей), несформированность пространственных представлений (около 55%), фонематического анализа и синтеза (75% детей).
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Симптоматика оптической дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
Профилактика данного вида дисграфии должна проводиться с дошкольного возраста. Работа проводится в следующих направлениях:
1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).
2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти.
3. Формирование пространственных представлений.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
Работая на логопункте, мы постоянно сталкиваемся с детьми, у которых наблюдается недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза; несформированность пространственных представлений.
Представляем ряд игр и игровых упражнений для профилактики оптической дисграфии.
«Зеркальные рисунки»
Задачи: упражнять в умении выполнять инструкции взрослого; закреплять знание понятий «право — лево», развивать мышцы кистей рук.
Ход:
Для игры нужен листок бумаги в клетку. Педагог и ребенок сидят лицом друг к другу. Лист бумаги разделен на два поля. Педагог на своем поле рисует, например, домик с дверью, трубой и окном. В рисунках детали должны быть расположены с разных сторон, например: у домика дверь справа, дым из трубы идет влево. Задача ребенка — воспроизвести картинку на своем поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной.
Инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у меня справа, у тебя тоже было справа; то, что у меня слева, у тебя тоже было слева; то, что у меня вверху, у тебя тоже было вверху; то, что у меня снизу, у тебя тоже было снизу.
Рисунки со временем можно усложнять, добавляя детали и прописывая буквы.
Далее ребенку можно предложить написать буквы, которые он путает, сопровождая их иллюстрациями: написать букву б и нарисовать возле нее, например, бабушку с клубком и банкой, собаку, клумбу, бегемота, березу и др.
Если ребенок расположит на листе БаБушку выше, чем ДеДуш-ку, он никогда не забудет, что у буквы б — хвостик вверх, а у буквы д — хвостик вниз. Если ребенок путает буквы ш, и, нарисуйте вместе с ним широкую шубу на большей части листа, а в уголке — тонкую иголку, и проговорите, что ш — шире, чем и.
Укрась шарф
Задачи: упражнять в умении выполнять инструкции взрослого; закреплять знание понятий «право — лево», развивать мышцы кистей рук.
Описание: работа с плоскостными изображениями шарфов и цветными карандашами.
Задание: украсить шарф, строго придерживаясь инструкции взрослого по выбору расположения и цвету узора.
Шахматная доска
Задачи: упражнять в ориентировке на листе в клетку; закреплять понятия «вправо — влево», «вверх — вниз».
Описание: работа на листе бумаги в крупную клетку, размеченном по принципу шахматной доски.
Задание: провести фишку по «шахматному» листу от одной точки до другой, выполняя пошаговую инструкцию взрослого (на втором этапе ребенок рассказывает о своих пошаговых действиях).
Стрелочки
Задачи: упражнять в ориентировке на вертикальной плоскости; закреплять умение ориентироваться в пространстве относительно предметов; совершенствовать умение выслушивать задание до конца и удерживать его в памяти до окончания выполнения.
Описание: работа на магнитной доске с набором цветных магнитов и плоскостных стрелочек на магнитной основе.
Задание: на доске прикрепить стрелочку в указанное взрослым место относительно того или иного магнита так, чтобы стрелочка указывала определенное направление.
«Виртуальный паук»
Задачи: закреплять понятия «верх-низ», «вправо-влево», упражнять в написании графических диктантов, закреплять в памяти образы букв.
В центре листа с квадратной сеткой находится «паук» — фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах поля.
Начало отсчета — середина (центр) поля. По сигналу: «вверх — вправо — вниз» ребенок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановился «паук». Постепенно темп ускоряется и количество перемещений увеличивается с 2—3 до 8—10. На последнем этапе ребенок определяет положение «паука» с закрытыми глазами.
После такой подготовки ребенку предлагаются графические диктанты для рисования орнаментов, фигур и букв.
Например, поставить точку на листе бумаги в клеточку и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:
8 клеток вверх, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо, 8 клеток вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево.
Если линии проведены правильно, получится буква Н, которую нужно заштриховать.
Таким образом, можно нарисовать любую букву.
Буква сломалась
Задачи: развивать умение проводить анализ и синтез знакомых букв; закреплять в памяти образ букв русского алфавита.
Описание: работа с плоскостным изображением букв, разделенным на несколько частей.
Задание: из различных частей правильно сложить буквы.
(На начальном этапе одновременно предлагается 2— 3 буквы, разделенные на две части. Затем количество букв и частей, на которые они разделены, постепенно увеличивается.)
Объемные буквы
Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов в пространстве; развивать тактильные ощущения.
Описание: работа с магнитной азбукой или другими объемными буквами.
Задание: с закрытыми глазами обследовать букву и правильно назвать ее.
Узнай на ощупь
Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости; развивать тактильные ощущения.
Описание: работа с буквами, слегка выдающимися над плоскостью («шершавыми» буквами).
Задание: с закрытыми глазами обвести пальцем по контору букву и назвать ее.
Выложи букву
Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение производить анализ и синтез букв русского алфавита.
Описание: работа со счетными палочками и шнурками разного цвета.
Задание: выложить буквы (дошкольники сами решают, какие из заданных букв лучше выложить из палочек, а какие из шнурков). На начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух.
Вырежи из частей и наклей
Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение проводить анализ и синтез букв русского алфавита.
Описание: работа с цветной бумагой, ножницами, клеем.
Задание: выложить из бумажных полосок заданную букву, а затем сделать с ней аппликацию (цвет бумаги дошкольник выбирает самостоятельно).
Найди такую же букву
Задачи: развивать внимание и совершенствовать умение сравнивать зрительные образы букв.
Описание: работа с магнитной азбукой.
Задание: по примеру взрослого найти и прикрепить к магнитной доске ту или иную букву русского алфавита.
Будь внимательным
Задача: развивать внимание и умение выделять из текста заданную букву.
Описание: работа с печатным текстом, набранным крупным шрифтом и цветными карандашами.
Задание: найти в тексте все заданные взрослым буквы и зачеркнуть их карандашом определенного цвета (на первом этапе предлагается одна буква и один цвет карандаша, далее предлагаются две буквы и два цветных карандаша и т.д.).
Веселые буквы
Задачи: на практике закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости, развивать мелкую моторику.
Описание: работа с манной крупой, насыпанной плотным слоем на поднос.
Задание: начертить печатную заданную букву пальцем по крупе.
Литература:
- Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, игры/ авт. – сост. Мещерякова Н. П., Зубович Е. В., Леонтьева С. В. - Волгоград: Учитель, 2010.
- Полный справочник. Настольная книга логопеда./ Поваляева М. А. – М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов/ под. Ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"
Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...
Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"
Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....
"Как хорошо уметь читать"
Консультация для родителей....
"Как хорошо уметь читать" консультация для родителей
"Как хорошо уметь читать"Консультация для родителей.Воспитывать интерес детей к худ. литературе....
Методическая разроботка: "Как хорошо уметь читать"
Воспитание читателя....
Презентация на тему: "Как хорошо уметь выразительно читать"
Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников....
Консультация для родителей "Как хорошо уметь писать"
консультация будет полезна родителям будущих первоклассников, а также пегагогам ДОУ....