"Как хорошо уметь писать..."
статья по логопедии на тему

Емельянова Анастасия Николаевна

Письмо - сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. На сегодняшний день задача обучения дошкольников письму не имеет однозначного решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_disgrafii.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

«КАК ХОРОШО УМЕТЬ ПИСАТЬ…»

А. Н. Емельянова, учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 59,

г. Северск, Томская область

«Как хорошо уметь писать….», думают практически все дети старшего дошкольного возраста и их родители.

«Ну что может быть проще? Показал пару раз, как пишутся буквы и все», - говорят родители на консультации учителя-логопеда в детском саду.

А вот и не все! Письмо - сложный навык и в полном объёме недоступен дошкольнику. В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте, в весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности.  

На сегодняшний день задача обучения дошкольников письму не имеет однозначного решения. Одни ученые и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования, даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, не знанием воспитательной методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленно подготовительной работы на дошкольном этапе.

По анкетным опросам родители детей, поступающих в школу, положительно оценивают работу дошкольного учреждения, дающего реальный образовательный результат — обучение детей чтению и письму. Зачастую эта задача определяется как приоритетная, соответственно, это приводит к уменьшению реального времени на развитие и совершенствование базовых психологических процессов: памяти, внимания, мышления; пространственных и пространственно-временных представлений, мелкой моторики. Причем часто вооружение детей навыками письма нацелено на конечный результат — написание слова. При этом техническая сторона (время затраченное ребенком на написание, качество письма, состояние “нажима”) остается не фиксируемой и не контролируемой, а именно эти показатели дают представление о реальном состоянии моторного развития и навыков письма в целом.

Часто обучение детей навыкам письма осуществляется методами, заимствованными из методик преподавания начальной школы. В рамках этих отработанных методик недостаточно внимания уделяется работе по развитию фонетико-фонематического восприятия, звукового и слогового анализа и синтеза, пространственных ориентировок, т.к. эти задачи методически закрепляются за программой детского сада и не являются первостепенными в школьной программе. Решение задачи обучения письму методиками начальной школы в рамках детского сада приводит к недостаточной сформированности данных навыков. В реальной школьной практике это становится одной из причин увеличении количества детей, имеющих нарушения письма — дисграфии.

В последнее время феномен дисграфий вызывает повышенный интерес исследователей в различных областях психологии, нейропсихологии, логопедии. Существует много подходов к классификации дисграфий. Наиболее распространенной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма. Эта классификация была разработаны кафедрой логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцина. Выделяются следующие виды дисграфий:

1) артикуляторно-акустическая;

2) на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая, фонематическая, кинестетическая);

3) на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

4) аграмматическая;

5) оптическая.

  Вартапетова Г.М. приводит следующие данные: у большинства детей начальной школы имеется недоразвитие пальцевого праксиса (около 70% детей), несформированность пространственных представлений (около 55%), фонематического анализа и синтеза (75% детей).

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Симптоматика оптической дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

Профилактика данного вида дисграфии должна проводиться с дошкольного возраста. Работа проводится в следующих направлениях:

1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).

2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти.

3. Формирование пространственных представлений.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

Работая на логопункте, мы постоянно сталкиваемся с детьми, у которых наблюдается недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза; несформированность пространственных представлений.

Представляем ряд игр и игровых упражнений для профилактики оптической дисграфии.

«Зеркальные рисунки»

Задачи: упражнять в умении выполнять инструкции взрослого; закреплять знание понятий «право — лево», развивать мышцы кистей рук.

Ход:

Для игры нужен листок бумаги в клетку. Педагог и ребенок сидят лицом друг к другу. Лист бумаги разделен на два поля. Педагог на своем поле рисует, например, домик с дверью, трубой и окном. В рисунках детали должны быть расположены с разных сторон, например: у домика дверь справа, дым из трубы идет влево. Задача ребенка — воспроизвести картинку на своем поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной.

Инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у меня справа, у тебя тоже было справа; то, что у меня слева, у тебя тоже было слева; то, что у меня вверху, у тебя тоже было вверху; то, что у меня снизу, у тебя тоже было снизу.

Рисунки со временем можно усложнять, добавляя детали и прописывая буквы.

Далее ребенку можно предложить написать буквы, которые он путает, сопровождая их иллюстрациями: написать букву б и нарисовать возле нее, например, бабушку с клубком и банкой, собаку, клумбу, бегемота, березу и др.

 Если ребенок расположит на листе БаБушку выше, чем ДеДуш-ку, он никогда не забудет, что у буквы б — хвостик вверх, а у буквы д — хвостик вниз. Если ребенок путает буквы ш, и, нарисуйте вместе с ним широкую шубу на большей части листа, а в уголке — тонкую иголку, и проговорите, что ш — шире, чем и.

         

Укрась шарф

Задачи: упражнять в умении выполнять инструкции взрослого; закреплять знание понятий «право — лево», развивать мышцы кистей рук.

Описание: работа с плоскостными изображениями шарфов и цветными карандашами.

Задание: украсить шарф, строго придерживаясь инструкции взрослого по выбору расположения и цвету узора.

Шахматная доска

Задачи: упражнять в ориентировке на листе в клетку; закреплять понятия «вправо — влево», «вверх — вниз».

Описание: работа на листе бумаги в крупную клетку, размеченном по принципу шахматной доски.

Задание: провести фишку по «шахматному» листу от одной точки до другой, выполняя пошаговую инструкцию взрослого (на втором этапе ребенок рассказывает о своих пошаговых действиях).  

                                                                                     

Стрелочки

Задачи: упражнять в ориентировке на вертикальной плоскости; закреплять умение ориентироваться в пространстве относительно предметов; совершенствовать умение выслушивать задание до конца и удерживать его в памяти до окончания выполнения.

Описание: работа на магнитной доске с набором цветных магнитов и плоскостных стрелочек на магнитной основе.

Задание: на доске прикрепить стрелочку в указанное взрослым место относительно того или иного магнита так, чтобы стрелочка указывала определенное направление.

                                         

«Виртуальный паук»

Задачи: закреплять понятия «верх-низ», «вправо-влево», упражнять в написании графических диктантов, закреплять в памяти образы букв.

В центре листа с квадратной сеткой находится «паук» — фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах поля.

Начало отсчета — середина (центр) поля. По сигналу: «вверх — вправо — вниз» ребенок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановился «паук». Постепенно темп ускоряется и количество перемещений увеличивается с 2—3 до 8—10. На последнем этапе ребенок определяет положение «паука» с закрытыми глазами.

После такой подготовки ребенку предлагаются графические диктанты для рисования орнаментов, фигур и букв.

Например, поставить точку на листе бумаги в клеточку и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

8 клеток вверх, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо, 8 клеток вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево.

Если линии проведены правильно, получится буква Н, которую нужно заштриховать.

Таким образом, можно нарисовать любую букву.

                                                                                         

Буква сломалась

Задачи: развивать умение проводить анализ и синтез знакомых букв; закреплять в памяти образ букв русского алфавита.

Описание: работа с плоскостным изображением букв, разделенным на несколько частей.

Задание: из различных частей правильно сложить буквы.

(На начальном этапе одновременно предлагается 2— 3 буквы, разделенные на две части. Затем количество букв и частей, на которые они разделены, постепенно увеличивается.)

Объемные буквы

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов в пространстве; развивать тактильные ощущения.

Описание: работа с магнитной азбукой или другими объемными буквами.

Задание: с закрытыми глазами обследовать букву и правильно назвать ее.

Узнай на ощупь

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости; развивать тактильные ощущения.

Описание: работа с буквами, слегка выдающимися над плоскостью («шершавыми» буквами).

Задание: с закрытыми глазами обвести пальцем по контору букву и назвать ее.

                                                                                         

Выложи букву

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение производить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работа со счетными палочками и шнурками разного цвета.

Задание: выложить буквы (дошкольники сами решают, какие из заданных букв лучше выложить из палочек, а какие из шнурков). На начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух.

Вырежи из частей и наклей

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение проводить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работа с цветной бумагой, ножницами, клеем.

Задание: выложить из бумажных полосок заданную букву, а затем сделать с ней аппликацию (цвет бумаги дошкольник выбирает самостоятельно).

Найди такую же букву

Задачи: развивать внимание и совершенствовать умение сравнивать зрительные образы букв.

Описание: работа с магнитной азбукой.

Задание: по примеру взрослого найти и прикрепить к магнитной доске ту или иную букву русского алфавита.

Будь внимательным

Задача: развивать внимание и умение выделять из текста заданную букву.

Описание: работа с печатным текстом, набранным крупным шрифтом и цветными карандашами.

Задание: найти в тексте все заданные взрослым буквы и зачеркнуть их карандашом определенного цвета (на первом этапе предлагается одна буква и один цвет карандаша, далее предлагаются две буквы и два цветных карандаша и т.д.).

Веселые буквы

Задачи: на практике закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости, развивать мелкую моторику.

Описание: работа с манной крупой, насыпанной плотным слоем на поднос.

Задание: начертить печатную заданную букву пальцем по крупе.

Литература:

  1. Коррекция речевых  и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, игры/ авт. – сост. Мещерякова Н. П., Зубович Е. В., Леонтьева С. В. -  Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Полный справочник. Настольная книга логопеда./ Поваляева М. А. – М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов/ под. Ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"

Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"

Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....

"Как хорошо уметь читать"

Консультация для родителей....

"Как хорошо уметь читать" консультация для родителей

"Как хорошо уметь читать"Консультация для родителей.Воспитывать интерес детей к худ. литературе....

Презентация на тему: "Как хорошо уметь выразительно читать"

Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников....

Консультация для родителей "Как хорошо уметь писать"

консультация будет полезна родителям будущих первоклассников, а также пегагогам ДОУ....