консультация Что такое ФФНР
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Косенко Надежда Владимировна

консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_ffnr.docx12.97 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое ФФНР?

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) - это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность  произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом: • заменой звуков более простыми по артикуляции; • трудностями различения звуков; • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы всё чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие. На недостаточную сформированность  фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п. Зачисление на логопункт осуществляется по направлению врача. Реализация личностно ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития требует углубленного изучения речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребёнка позволяет организовать различные формы учебного процесса и обосновать частные приёмы коррекции. С этой целью в первые две недели сентября проводится обследование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова каждого ребёнка. Необходимо проверить, как ребёнок произносит звук изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы эти слова не включали труднопроизносимые звуки или их сочетания. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, используются разнообразные игровые приемы. Одновременно с выявлением особенностей артикуляции звуков выясняется, как дети на слух различают фонемы родного языка. После обследования встаёт задача - воспитание у детей правильной, чёткой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных логопедических методов и приёмов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов. Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Литература: Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей Авторы программы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей с ФФНР «Что такое ФФНР?»

В данной статье раскрываются особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...

Консультация "Что такое хорошо, что такое плохо"

Нормально ли, что пятилетний ребенок периодически приносит из садика чужие игрушки и не хочет сознаваться, что взял их без ведома хозяина? Нужно ли бороться с проявлениями малолетнего воровства и как ...

Что такое ФФНР? Стёртая дизартрия?

   Вашему ребёнку поставлено логопедическое заключение ФФН? или ФФНР? Стёртая дизартрия? или МДР? Этот материал для Вас....

Что такое ФФНР?

Коротко о фонетико фонематическом недоразвитии речи....

Консультация для родителей. "Что такое ФФНР ? "

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и ...

Консультация для родителей "Что такое ФФНР?"

В консультации родителям даны пояснения по особенностям логопедического заключения "ФФНР"...

Памятка "Что такое ФФНР?"

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектам...