Познавательно-речевой проект "Русь расписная"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Старосельцева Лариса Викторовна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

                                                                 

ТИП ПРОЕКТА: познавательно-речевой, с элементами

                                исследовательский  деятельности.

 

ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ:  групповой.

УЧАСТНИКИ:    воспитанники  подготовительной  группы №7,   

                               родители воспитанников,            

                               воспитатель,

                               учитель-логопед,

                               педагог- психолог.

 

ВОЗРАСТ:        6– 7 лет.

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ:  среднесрочный

                                                            (с 20 марта по 28 апреля 2017г.)

 

АВТОРЫ  ПРОЕКТА:    воспитатель Тарасенко И.В.,

педагог-психолог Гончарова Е.М.,

учитель-логопед   Старосельцева Л.В.

 

 

 

ПРОБЛЕМА

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными промыслами.   

Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве России. Народное искусство- это живой,  чистый родник, который несет в себе особое историческое эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание, необходимое всем россиянам и особенно детям на этапе становления их личности

«Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастера»

Известно, какое большое значение для дошкольника имеет изобразительное искусство. Картины, скульптура, росписи, витражи, изделия народного прикладного искусства с детства входят в сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно- волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей.

Именно поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо начинать знакомить детей с народными промыслами, русскими мастерами, особенностями русского народного творчества. Все это поможет воспитать чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Как же научить разбираться в народных промыслах, отличать их друг от друга?

Вместе с ребятами подготовительной  группы мы решили  познакомиться с разнообразием народного творчества, узнать истории возникновения того или иного промысла, закрепить отличительные особенности  каждого из них.

 

Обсуждая эту тему,  выяснилось, что дети много уже знают по теме, но есть вопросы ответы, на которые они хотели бы получить. Все вместе выяснили, где же  мы можем получить ответ.

 

 

МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ

 

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где мы можем узнать?

Русский народ издавна изготовлял посуду и игрушки.

Посуду и игрушки делали из глины и дерева.

Свои работы украшали узорами.

Все узоры были разными.

Из какой глины делали посуду и игрушки?

Почему узоры разные?  Как называются разные виды росписи?

Можно ли самим изготовить деревянную или глиняную посуду?

Спросить у взрослых.

Посмотреть в интернете.

Прочитать в книге, энциклопедии.

Посмотреть кино или презентацию.

Сходить в музей.

 

 

ЦЕЛЬ:

формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре  и развитие речевой активности  через ознакомление с народными промыслами русского народа, организацию художественно-продуктивной, творческой и речевой  деятельности

ЗАДАЧИ:

 

Для детей:

- продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов:

 Кожлянской и Дымковской игрушкой, Гжелью, Хохломской росписью;

 

- закреплять и углублять знания о видах росписи;

- развивать  навыки  художественного творчества детей;

- развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

 

 

- развивать умения видеть красоту изделий прикладного творчества,    формировать эстетический вкус;

- осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- содействовать развитию речи:

обогащать и активизировать словаря,

повышать  выразительность речи,

развивать  навыки  речевого общения в совместной   

деятельности;

- воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.      

 

Для педагогов:

- расширять свои познания в многообразие и в особенностях декоративно-прикладного искусства;

- доносить  до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

 

 Для родителей :

привлекать  родителей к изучению исторического и культурного наследия русских земель.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

1.    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

 

 Деятельность педагогов :

- определение проблемы,

- определения уровня знаний детей по теме,

- постановка цели и задач,

- определение методов работы,

- составление плана мероприятий по реализации проекта.

 

Подготовка материалов:

 

• подбор наглядных и дидактических материалов

 (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

 

• подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными   

  промыслами;

 

• подготовка картотеки дидактических  игр;

 

• подготовка материалов для организации творческой деятельности  

  детей.

 

Совместная  деятельность педагогов  и родителей:

 

•         пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе (наглядных пособий,   иллюстративного материала , подбор научно-популярной  и художественной литературы по декоративно-прикладному искусству, изготовление дидактических и настольно-печатных игр);

 

•         подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей (фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов);

 

•         составление презентаций на данную тему;

 

•         подбор информации о  выставках и музеях народных промыслов;

 

•          приобретение игрушек и сувениров народных мастеров;

 

•         организация выставок сувениров и поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов;

 

•         анкетирование родителей воспитанников;

 

•         участие в подготовке открытого занятия для учителей школы.

 

2.     ОСНОВНОЙ ЭТАП (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Педагог                                                          

Знакомство с Кожлянской игрушкой

Образовательная область

Формы и методы работы

Познавательное развитие.

НОД: ”Кожлянская игрушка- символ Курского края” с использованием ИКТ.

«Кожлянские узоры»- рассматривание узоров на игрушках.

Использование ИКТ:  просмотр слайдов ,презентаций.

Рассматривание игрушек.

Социально-коммуникативное развитие.

 

 

Беседы : «Кожлянская игрушка. Старые традиции и 

                юная душа»,

                ”Село Кожел”,

“Как готовят глину для лепки”,

”Особенности узора на Кожлянской  

игрушке”,

”Гордость Курской земли”,

”О мастерах народных промыслов”,

Дидактические игры

«Найди отличия», 

«Угадай и расскажи»,

 «Кто больше назовет». 

 Сюжетная игра:  «В музее»

Речевое развитие

 

Беседы на основе прочитанных произведений о русских мастерах.

Чтение и заучивание русских народных пословиц, поговорок, потешек, считалок, стихотворений.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование ”Кожлянская игрушка”.

Лепка из солёного теста фигурок.

Раскрашивание раскрасок на тему:

       «Гордость Курского края» .

Мастер-класс «Кожлянская игрушка»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Заря-заряница»,

                                «Колечко».

Знакомство с Гжелью

Познавательное развитие.

НОД: « Сказочная Гжель»,

            «Ремесла на Руси».

Рассматривание узоров.

Использование ИКТ:  просмотр слайдов, презентаций.

Социально-коммуникативное развитие.

 

Беседы:   «Гжельская роспись»,

 «Голубая гжель»,

« Русь-расписная».

Дидактические игры: 

«Что из чего?», 

«Найди  где правильно»,

                 «Кто больше назовет».

Сюжетная игра: «Мастера за работой»,

                              «В музее».

Речевое развитие

 

Разучивание стихотворения Е. А.  

                                Никоновой «Узоры Гжели».

Чтение и заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, стихотворений о народных промыслах.

Художественно-эстетическое развитие

 

 

Аппликация ”Синь России”.

Выкладывание узора  на листе бумаги.

 Рисование ”Узоры”.

Дидактические игры:

«Собери Гжельскую розу»,

«Угадай, какая роспись»,

«Составь узор». 

Раскрашивание раскрасок на тему:

                  «Народные промыслы России».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Где мы были мы не скажем,  

                                что   мы делали, покажем!», 

                               

 Хороводные игры: «Каравай»,

                               

Знакомство с Хохломской росписью

Познавательное развитие.

НОД:  «Из чего же, из чего же?»,

            «Золотая Хохлома»;

Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.

Использование ИКТ:  просмотр слайдов, презентаций.

Социально-коммуникативное развитие.

Беседа на тему: «Что такое Хохлома?»;

Дидактические игры:

«Угадай и расскажи»,

 «Найди отличия».

Речевое развитие

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома»,

            В. Набоков «Хохлома»,

            П. Синявский «Хохломская роспись».

Разучивание стихотворения

            Е. А. Николаевой «Золотая Хохлома».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Хохломская веточка».

Лепка «Ваза».

Дидактические игры:

«Разрезные картинки»,

«Русские узоры».

Физическое развитие

Хороводная игра «Ручеек».

Подвижные игры:

«Горелки»,

«Золотые ворота».

 

 

 

Знакомство с Дымковской игрушкой

Познавательное развитие.

НОД :  « Путешествие в мир Дымковской 

              игрушки»,

             «Дымковские мастера»;

 «Веселая ярмарка».

Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала (игрушек).

Использование ИКТ:  просмотр слайдов, презентаций.

Викторина  «Что мы знаем о народных  

                     промыслах».

Социально-коммуникативное развитие.

 Беседы: « Ласковое слово Дымка»,

                «Местечко  Дымково»,

«Мастера – золотые руки».

Дидактические игры:

 «Угадай и расскажи»,

 «Найди отличия».

Сюжетная игра «Мастерская»,

                           «В магазине».

Речевое развитие

Чтение стихотворений:

М. Г. Смирнова «Дымка»,«Красная девица»;

А,Дьякова «Веселая дымка»;

В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».

Разучивание стихотворения

Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка».

Сюжетно – ролевые игры:

«К нам пришли гости»,

 «Магазин промыслов».

 Дидактические игры:

«Народные праздники»,

«Народные инструменты»,

«Дверная скважина»,

«Укрась слово».

Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Дымковские лошадки».

Роспись дымковской барышни.

 

 

 

 

Раскрашивание:

«Дымковская барыня»,

 «Сказочные птицы».

Дидактические игры:

«Угадай, какая роспись»,

«Собери картинки».

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Гори, гори ясно…»,

«Волк во рву».

Хороводные игры:

        «Каравай»,

        «Ручеек».

 

ДЕТИ.

      Знакомство с народными промыслами.

Разучивание игр, стихотворений, участие в оформлении мини - музеев и продуктивной деятельности.

 Посещение вместе с родителями выставок народного творчества.

Поиск  новых знаний о творчестве русского народа,  и подготовка сообщений.

 

РОДИТЕЛИ.

Беседа  «Значение русских народных традиций в жизни человека».

Консультации: «Голубые узоры»,

 «Гордость Курского края»,

  «Хохлома»,

 «Забавные игрушки».

Поиск  новых знаний о народно-прикладном творчестве и подготовка сообщений.

Участие в оформлении фотовыставки «Лавка мастеров».

Участие в оформление  мини-музея  « Народные промыслы России».

Участие в оформлении стендов:  «Кожлянская игрушка»,

«Голубая гжель»,

«Золотая хохлома»,

                                                        «Дымковская игрушка».

Анкетирование на тему: «Чем Русь славится?».

Посещение выставок народно прикладного творчества.

 

3.           ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

•                Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов.

•                Обобщение результатов работы, формулировка выводов.

•                Обобщение собранного в процессе работы над проектом материала.

•                Открытое занятие для учителей школы.

•                Подготовка презентации проекта.

 

                  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Воспитанники  закрепят и углубят знания о видах росписи, познакомятся с изделиями народных промыслов: Кожлянской и Дымковской игрушкой, Гжелью, Хохломской росписью.

Разовьются  навыки  художественного творчества,  умения видеть красоту изделий, сформируется эстетический вкус.

 Осуществится нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

У воспитанников обогатится и активизируется словарь, повысится  выразительность речи, закрепятся навыки  речевого общения в совместной деятельности.

Появится интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.       

Педагоги расширят свои познания в многообразие и в особенностях декоративно-прикладного искусства.

Родители воспитанников проявят интерес к изучению исторического и культурного наследия русских земель.

 

                                          ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:

 

                -  Стенды  «Кожлянская игрушка»;

«Голубая гжель»,

«Дымковская игрушка»,

«Золотая хохлома».

- Книжки-раскраски.

- Выставки рисунков  «Народные промыслы».

- Картотеки дидактических игр.

- Мини-музей «Народные промыслы России».

-Открытое занятие «Загадки русской избы».

 

 

Паутинка проекта

Этап

СРОКИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕЗУЛЬТАТ

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Работа с родителям

Подготовительный

20-23 марта

 

Определение педагогом целей и задач в соответствии с возрастом и образовательными областями; планирование деятельности;

Выявление первоначальных знаний детей о народных промыслах.

Подбор литературы, фотографий.

Ввод детей в проблему.

Принятие задач проекта.

Беседа с родителями

«Значение русских народных традиций в жизни человека».

Уровень знаний по теме :

Высокий – 35%

Средний – 48%

Низкий – 17%.

Родители информированы, у детей вызван интерес.

Основной

 

23 марта

22 апреля 

Социально-коммуникативное развитие

Беседы:

 « Ласковое слово  Дымка»,

 «Местечко  Дымково», «Мастера – золотые руки»,

 «Что такое Хохлома?»,

«Гжельская роспись»,

 «Голубая гжель»,

« Русь-расписная».

Рассматривание выставки  в книжном уголке;

рассматривание иллюстраций «Русские народные промыслы».

Информирование по тематике бесед.

Беседа «Музеи и выставки Курска»

Развитие свободного общения детей со взрослыми,  коммуникативных навыков, всех компонентов речи.

Познавательное развитие

Экскурсия в мини-музей  «Народные промыслы России»;

НОД: « Путешествие в мир Дымковской   игрушки»,

  «Дымковские мастера»; «Веселая ярмарка».

Д/и «Что сначала, что потом», «Добавь словечко»,  «Лабиринт».

Сбор информации о  профессиях связанных с производством глиняной посуды на Руси.

Появление познавательного интереса у детей.

Речевое развитие

Чтение стихотворений.

Заучивание стихов по теме.

Д/и «Составь предложение»,

«Угадай по первому слогу».

Рассматривание вместе с детьми фотоматериалов о русских мастерах.

Расширение тематического словаря, развитие логического мышления.

Художественно-эстетическое развитие

Чтение художественных произведений,

просмотр презентаций.

Аппликация ”Синь России”.

Выкладывание узора  на листе бумаги.

 Рисование ”Узоры”.

Рисование «Хохломская веточка».

Лепка «Ваза».

Лепка «Дымковские лошадки».

Роспись дымковской барышни.

 

 

Рекомендуется приобрести раскраски : «Гжель» , «Хохлома»,

«Дымка».

Чувство радости от творческой деятельности, гордости от полученных результатов.

 

 

 

Физическое развитие.

 

 

Формировать потребность у воспитанников в двигательной активности и физическом совершенствовании.

 

 

П/и « Каравай» «Колечко», «Горелки».

 

 

Посещение выставок .

 

 

Радость от яркого праздника, от времени проведенного вместе с родителями.

Заключительный

 

23-28 апреля

 

 

Повышение уровня знаний детей о народных промыслах.

 

 

 

 

 

Коллективная  работа «Дымковская карусель»,.

 

Покупка изделий русских мастеров.

 

 

 

 

Развитие активного интереса к данной теме.

 

 

 

Режимные моменты

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Свободная творческая деятельность детей

1 Утро

Беседа «Кожлянская игрушка. Старые традиции и  юная душа»,

Индивидуальная работа «Назови русские народные промыслы».

Помощь в подборе иллюстраций, фотографий.

 

 Лепка из глины «Козлик» .

2 Непосредственно образовательная деятельность.

 НОД (Познавательное развитие): ”Кожлянская игрушка- символ Курского края” с использованием ИКТ.

П/и  «Каравай».

НОД (Художественно-эстетическое  развитие):        «Гордость Курского края».

Просмотр клипа «Село Кожел».

Чтение произведений о русских мастерах.

Сюжетно-ролевая игра «Лавка мастеров».

3 Прогулка

Беседа «Гордость нашей страны».

Рекомендуется посетить выставки и музеи.

Работа в раскрасках «Символ курского края».

4  Вторая половина дня.

Мастер-класс по изготовлению Кожлянской игрушки».

Рекомендуется сходить в  магазин посмотреть разнообразие изделий русских мастеров.

Аппликация «Укрась игрушку».

ПЛАН ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА (ОСНОВНОЙ ЭТАП)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

 

  Цель проекта достигнута.

Проведенная диагностика знаний по теме показала, что:

 

- в  результате проведения комплексной работы по знакомству детей с народными промыслами России у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Появился интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.       

- дети научились самостоятельно  различать стили известных видов декоративной живописи,  создавать выразительные узоры на бумаге.

- у воспитанников обогатился и активизировался словарь, закрепились навыки  речевого общения в совместной деятельности.

Таким образом, тема народно - прикладного искусство в дошкольном учреждении  очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

 

 

 

 

ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ПО  НАРОДНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

 

                     На начало проекта

 

                          На конец проекта

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodno_dekorativnoe_tvorch_rus_raspisnaya_-_kopiya.pptx847.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно-речевой проект « Русь расписная» Подготовили: Тарасенко И.В., воспитатель, Гончарова Е.М., педагог-психолог, Старосельцева Л.В., учитель-логопед.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...