Проект «Красную речь красно и слушать».
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Проект «Красную речь красно и слушать».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_tvorcheskiy_proekt.docx | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г.Советский.
Краткосрочный творческий проект
«Красную речь красно и слушать»
в подготовительной к школе компенсирующей группе
для детей с ТНР
№8 «Речецветик»
Автор и руководитель проекта: учитель – логопед
1 квалификационной категории Ястребова И.Н.
ХМАО г. Советский
2016 год
Краткосрочный творческий проект «Красную речь красно и слушать».
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: краткосрочный (2 недели).
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Состав проектной группы:
1.Воспитатели группы: Казакова Т.Л., Шаповалова Т.А., музыкальный руководитель Безматерных К.В., учитель-логопед Ястребова И.Н.
2. Дети и родители подготовительной группы для детей с ТНР«Речецветик».
Цель проекта:
Формировать представление дошкольников о живом слове, пробудить интерес к истории языка; воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.
Задачи проекта:
- Привлечь внимание детей к речи; дать элементарные представления о том, из каких компонентов состоит речь; показать детям, какую роль для человека играет речь, почему ее необходимо развивать.
- развивать познавательно-речевую деятельность детей;
- развивать интерес и внимание к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать грамматический строй речи с опорой на речевой опыт ребенка;
- совершенствовать звуковую культуру речи детей; автоматизировать и дифференцировать в речи детей поставленные звуки.
- развивать контроль за собственной речью..
Актуальность проблемы:
Наблюдаемые у детей с нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми.
Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у этих детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Вследствие этого у детей снижается потребность в общении, проявляются особенности поведения: незаинтересованность в контакте; неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л.Г.Соловьева).
Дети с ТНР речи малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях И.Ф.Гаркуши и В.В.Кожевниковой (2001) отмечается, что:
— у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются нарушения общения,
— имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;
— преобладающая форма общения у детей старшего дошкольного возраста ситуативно-деловая, что характерно для нормально развивающихся детей двух – четырехлетнего возраста.
Дети начинают сами замечать недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их. Стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно. Возникает чувство своей неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек со стороны сверстников. В дальнейшем недостатки преследуют ребенка в школе и после нее, мешают учиться. А в зрелом возрасте не дают выбрать профессию, которая ему нравится.
Проблема положительной мотивации дошкольников с ТНР является актуальной, ведь не имея положительного настроя на коррекционных занятиях, с ними будет трудно, или невозможно добиться положительной динамики в работе. Поэтому формирование положительной мотивации является предпосылкой успеха при логопедическом воздействии с детьми, ведь создаются благоприятные условия для преодоления недостатков произношения: эмоциональный контакт педагога с ребенком.
С детьми провели блиц опрос по выявлению знаний о значимости правильной и красивой речи, возникновении письменной речи. который показал, что дети имеют очень скудные знания. Не имеют представлений из каких компонентов состоит речь.
Вопросы к беседе:
1.Что такое речь?
2. Для чего речь нужна человеку?
3. Какую речь мы называем правильной и красивой?
4.Для чего человеку необходимо воспитывать красивую и правильную речь?
5.Как воспитать правильную и красивую речь?
6.Для чего людям нужна письменность?
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Красную речь красно и слушать».
Реализация проекта позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Предполагаемый результат:
Развить интерес детей к собственной речи и речи окружающих.
Побудить детей к осознанному отношению исправления речевых недостатков.
Осознание родителями важности речевого развития дошкольников.
Для успешного решения поставленных задач определили этапы работы:
1. Проанализировать предметно-развивающую среду группы, логопедического кабинета, музыкального зала;
2. Проанализировать план воспитательно-образовательной работы;
3. Провести наблюдение за речью детей в течение дня;
4. Составить перспективный план работы по теме.
Продукты проектной деятельности:
Рисунки на тему «Цветные чистоговорки»;
Создание альбома «Правила красивой речи»;
Создание выставки «Книга- секрет красивой речи»;
подборка художественно-публицистической литературы по теме;
презентации к занятиям в формате Microsoft PowerPoint: «Как возникла книга»; «Пословицы и поговорки в картинках».
презентация в формате Microsoft PowerPoint проекта «Красную речь красно и слушать».
Методическое обеспечение проекта:
Аникин В.П. Русский фольклор.
Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках на родном языке.
Гуськова А.А. «Развитие монологической речи детей 6-7 лет».
Поварова И.А. «Учимся говорить правильно и красиво».
Погореловский С. «Веселая азбука для дошколят»
Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду.
Фомичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у дошкольников: Практ.пособие
Материалы Интернет порталов «Солнышко», «Всё для детского сада».
Перспективный план
Неделя | Работа с детьми | Работа с родителями | Взаимосвязь со специалистами |
1 неделя | 1.Диагностическая беседа «Что такое речь?». 2.Проблемный вопрос по ситуации «Красную речь красно и слушать». 3.Беседа на тему «Мир звуков». | 1.Консультация для родителей «Как развить красивую речь у ребенка». 2.Создание выставки «Книга – секрет красивой речи». 3.Рисование на тему « Пословицы и поговорки в картинках». | 1.Беседа «Как музыка изображает речь человека». Слушание «Дедушкин рассказ» Н. Любарский. – отв.муз.руководитель. 2.Создание альбома «Правила красивой речи». |
2 неделя | 1.Проблемная ситуация «Говоришь - говори ясно, бьешь в барабан - бей, чтобы все слышали». 2.Оформление уголка «Цветные чистоговорки». 3.Беседа «Для чего нужен людям язык?». | 1.Консультация для родителей «Обогащение речи детей». 2.Анкета для родителей «Уровень сформированности представлений о правильной и красивой речи». | 1.Аппликация на тему «Цветные чистоговорки». – отв.воспитатель. 2.Беседа «Четкость и внятность речи». – отв.муз.руководитель. |
Последовательность разворачивания проекта
Последовательность разворачивания проекта | Ответственный |
1 неделя 1.Утро: Артикуляционная гимнастика. Комплекс1 Цель: Развитие подвижности органов артикуляции. Проблемный вопрос по ситуации «Красную речь красно и слушать». Цель: выявление представлений о красивой речи. Вечер: Рассматривание альбома «Правила красивой речи». Цель: Вызвать интерес, выяснить знания детей. Консультация для родителей «Как развить красивую речь у ребенка». | Воспитатель. Логопед Логопед. Логопед. |
2.Утро: Артикуляционная гимнастика. Комплекс1 Цель: Развитие подвижности органов артикуляции. Беседа на тему «Мир звуков». Цель: - погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним, привлечь внимание детей к звуковой( внешней) стороне речи. Беседа «Как музыка изображает речь человека». Слушание «Дедушкин рассказ» Н. Любарский. Цель: продолжать учить определять темп, характер музыки, высказываться о музыке. Вечер: Повторение чистоговорок со звуками С, З, Ц. Цель: Автоматизация в речи свистящих звуков. Чтение рассказа Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р». Цель: продолжать и углублять знания детей о правильной и красивой речи, формировать умение отвечать на вопросы по тексту. | Воспитатель. Логопед. Логопед Музыкальный руководитель. Логопед Воспитатель. |
3Утро: Артикуляционная гимнастика. Комплекс2. Цель: Развитие подвижности органов артикуляции. Игра «Карусели». Цель: Развитие темпа речи. Беседа на тему «Как общались первобытные люди». Цель: вызвать интерес, развивать умение размышлять. Экскурсия в библиотеку ДОУ. Цель: вызвать интерес, пополнять представления детей. Вечер: Повторение чистоговорок со звуками Ш,Ж. Цель: Автоматизация в речи шипящих звуков Ш,Ж. Рисование на тему « Пословицы и поговорки в картинках». Цель: Привлечь родителей в организации выставки. | Воспитатель. Логопед Воспитатель. Логопед. Воспитатель. Логопед. Логопед Логопед. Воспитатель. Родители. |
4.Утро: Артикуляционная гимнастика. Комплекс2. Цель: Развитие подвижности органов артикуляции. Беседа «Для чего нужен людям язык?». Цель: Развивать умение размышлять, аргументировать свой ответ. Вечер: Чтение детям стихотворения «Гром». Цель: развитие силы голоса. | Воспитатель. Логопед. Логопед. Воспитатель. |
5.Утро: Артикуляционная гимнастика. Комплекс3. Цель: Развитие подвижности органов артикуляции. Беседа «Откуда азбука пошла». Цель: развивать познавательный интерес к окружающему миру. Музыкально-дидактическая игра «Зайка, мишки и лисица». Цель: учить определять высоту музыки, голоса. Вечер: Повторение чистоговорок со звуками Ч,Щ. Цель: Автоматизация в речи шипящих звуков Щ, Ч. Беседа с родителями. Попросить принести литературу, иллюстрации по теме проекта для пополнения книжного уголка группы- выставки «Книга – секрет красивой речи». Цель: Вовлечь родителей в проект. | Воспитатель. Логопед. Логопед. Музыкальный руководитель. Логопед. Воспитатель. Логопед. Родители. |
2 неделя 6.Утро: Мимическая гимнастика. Комплекс1 Цель: Развитие мимических мышц. Чтение рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква». Цель: продолжать и углублять знания детей о правильной и красивой речи, формировать умение отвечать на вопросы по тексту. Вечер: Проблемный вопрос по ситуации «Говоришь - говори ясно, бьешь в барабан - бей, чтобы все слышали». Цель: выявление представлений о речи. Консультация для родителей «Обогащение речи детей». «Цветные чистоговорки». Предложить помочь детям выучить чистоговорки и выполнить аппликации.. | Логопед. Воспитатель. Логопед. Воспитатель. Логопед. Логопед. Воспитатели. |
7.Утро: Мимическая гимнастика. Комплекс1 Цель: Развитие мимических мышц. Показ презентации «Как возникла книга». Цель: познакомить с понятием «книга». Чтение рассказа Е. Перехвальской «В тундру пришло лето». Цель: расширять представления детей о возникновении письменности. Беседа «Четкость и внятность речи». Распевка «Здравствуйте»,«Пляшут зайцы». Н.Френкель Цель: учить четко внятно произносить текст песни, запоминать текст песни. Вечер: Чтение рассказа С. Погореловского «Вот что с буквами случилось». Цель: продолжать и углублять знания детей о правильной и красивой речи, формировать умение отвечать на вопросы по тексту. Предложить родителям оказать помощь в изготовлении масок к инсценировке. Цель: вовлечь родителей в работу над проектом. | Логопед. Логопед. Музыкальный руководитель. Воспитатель. Воспитатель. Логопед. Родители. |
8.Утро: Дыхательная гимнастика. Комплекс1 Цель: Развитие продолжительного речевого выдоха. Проблемный вопрос по ситуации. - Умную речь приятно слушать. - Слово горы ворочает. Цель: выявление представлений о речи. Чтение правил красивой речи о паузах, ударении. Цель: выявить умение слушать, проговаривать, запоминать текст. Вечер: Инсценировка «Лиса и журавль» Цель: развитие мелодико -интонационной стороны речи. Работа с родителями. Предложить помочь детям выучить загадки, поговорки, стихотворения по теме. Цель: формировать навыки совместной работы воспитателей, детей и родителей. | Логопед. Воспитатель. Логопед. Логопед. Воспитатель. Воспитатель. Родители. |
9.Утро: Дыхательная гимнастика. Комплекс1 Цель: Развитие продолжительного речевого выдоха. Чтение правил красивой речи о дыхании. Цель: выявить умение слушать, проговаривать, запоминать текст. Подготовка к презентации проекта. Организация выставки детских работ, поделок, книжной полки по теме проекта. Вечер: Повторение чистоговорок со звуками Р, Л. Цель: Автоматизация в речи сонорных звуков. Анкета для родителей «Уровень сформированности представлений о правильной и красивой речи». | Логопед. Воспитатель. Логопед. Логопед. Воспитатели. Логопед. Логопед. Родители. |
10.Утро: Презентация проекта «Красную речь красно и слушать».» - открытое занятие для воспитателей д/с | Логопед. Воспитатели. Музыкальный руководитель. Родители. Педагоги. |
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
Организованная образовательная деятельность
«Комплексные занятия»
По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
Лободина Н.В., конспекты занятий по разделу «Коммуникация» - конспект занятия «Что такое речь?»,
«Художественное творчество» - рассказа Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р»; В.Драгунского «Заколдованная буква»; Е. Перехвальской «В тундру пришло лето»; С. Погореловского «Вот что с буквами случилось».
Аппликации на тему «Цветные чистоговорки».
Материально - техническое:
Прензентация в формате Microsoft PowerPoint «Красную речь красно и слушать», «Как возникла книга»; «Пословицы и поговорки в картинках».
Диагностико - дидактическое:
Конспекты, раздаточный материал, символы красивой речи; «Альбом красивой речи».
художественная литература: рассказы и стихи о устной и письменной речи , иллюстрации к пословицам и поговоркам, музыкальным произведениям.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный – сбор информации, опрос детей, определение темы проекта, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом
Практический – реализация проекта через беседы, рассматривание картин, Художественно – творческая деятельность (рисование, аппликация), чтение художественной литературы по теме, слушание музыкальных произведений. экскурсию в библиотеку.
Итоговый – Составление портфолио проекта, презентация работы над проектом.
Приложение
- Альбом красивой речи.
- Анкета для родителей «Уровень сформированности представлений о правильной и красивой речи».
- Презентация «Пословицы и поговорки в картинках».
- Праздник красивой речи.
- Презентация проекта.
Список использованной литературы:
1.Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе / Г.М. Науменко. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2000. – 224 с.
2.Пословицы и поговорки. Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю.Г. Круглов. - М. : Высшая школа, 1986. – 193 с.
3.Тарасова Т.Р. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) / Т.Р. Тарасова // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 12. – с. 59 – 62.
4.proekt_vospitanie_kultury_rechi_u_doshkolnikov_s_ispolzovaniem_rechevykh_igr.docx
5.www.razumniki.ru/razvivaem_rech.html
6.nsportal.ru
7.www.logoped.ru
Подписано «Соглашение о совместной деятельности учителя-логопеда с родителями (законными представителями)».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект логопедического занятия "Красна речь притчею" ( с применением ИКТ, для детей подготовительного возраста)
Занятие рекомендуется проводить в конце учебного года....
Методическая разработка заседания родительского клуба на тему Красную речь красиво и слушать
Разговор с родителями о слове, о речи, о культуре общения в форме КВН. Слово - это средство общения между людьми, обмена информацией. Речь- средство передачи мыслей и чувств. Своеобразие р...
Конспект занятия по развитию речи: «КРАСНУЮ РЕЧЬ ЛЮБО СЛУШАТЬ»
Программное содержание- Вызвать у детей размышления о том, как важно владеть словом, о том, какое это бесценное богатство.- Пробудить у детей желание общаться, вызвать интерес к речи окружающих и собс...
консультация для родителей "Почему Красная книга-красная"
Красная книга-это не закон об охране природы, она всего лишь собрала в себе множество фактов учёных о мировой флоре и фауне. Её цвет указывает на надвигающуюся опасность и является предостережением то...
Проект"Красную речь красно и слушать"
Проект по развитию речи детей дошкольного возраста....
Красную речь, красно и слушать.
Овладение родным языком- важное приобретение ребенка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития средствами малых форм фольклора в современном дошкольном образовании , как общая основа воспитания...
Презентация для детей подготовительной к школе группы на тему: «Животное, занесенное в Красную книгу – Красный волк»
Презентация для детей подготовительной к школе группы на тему: «Животное, занесенное в Красную книгу – Красный волк»...