"Система речевого материала по автоматизации звуков [Р] [Р']"
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Система речевого материала на карточках можетт использоваться и при развитии фонематического слуха дошкольников, помогает уточнить и расширить их словарный запас. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогают ребятам усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы представляем систему карточек с заданиями по автоматизации звуков [Р], [Р'] в речи детей. Они могут использоваться и при развитии фонематического слуха дошкольников, помогают уточнить и расширить их словарный запас. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогают ребятам усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования.
Материал традиционно разделен в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове, предусматривает сложность слоговой структуры слов, а также наличие тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении.
Карточка № 1
Отработка звука «Р», контролируем положение языка перед зеркалом.
Упражнение. Произнесение обратных слогов.
итр - етр - ятр ётр - етр – ятр
етр - итр - ютр итр - ютр – етр
________________________________________________________________________
Карточка № 2
Отработка звука «Р», контролируем положение языка перед зеркалом.
Упражнение. Произнесение слов с прямыми слогами тр: с ударением на слоге
ОБРАЗЕЦ: тр-ап, те-тр-адь.
Тр-авы, тр-ап, тр-асса, тр-авка, ма-тр-ац, те-тр-адь, тр-ос, тр-ойка, тр-опики, тр-огать, ма-тр-ос, ме-тр-о, си-тр-о, па-тр-он, тр-уд, тр-убка, тр-удный, ва-тр-ушка, пе-тр-ушка, о-тр-ывок, осё-тр-ы.
________________________________________________________________________
Карточка № 3
Отработка звука «Р», контролируем положение языка перед зеркалом.
Упражнение. Произнесение слов с прямыми слогами тр: без ударения на слоге
ОБРАЗЕЦ: тр-а-ва, хи-тр-ость, о-тр-у-би.
Тр-ава, тр-амвай, тр-амплин, тр-аншея, у-тр-о, тр-опа, Тр-офим, хи-тр-ость, тр-остник, тр-уба, Тр-унов, о-тр-уби, ге-тр-ы, ме-тр-ы, хи-тр-ый, осмо-тр-ы, теа-тр-ы,
о-тр-ывать.
________________________________________________________________________
Карточка № 4
Отработка звука «Р», контролируем положение языка перед зеркалом.
Упражнение. Произнесение слов с прямыми слогами тр: со стечением
согласных в слоге
ОБРАЗЕЦ: завтр-а, стр-уна.
Зав-тр-а, зав-тр-ак, ос-тр-ая, быс-тр-ая, с-тр-ах, с-тр-аус, с-тр-ажа, с-тр-ана, ш-тр-аф, с-тр-аница, с-тр-ока, с-тр-огать, с-тр-ойка, в-тр-оём, быс-тр-о, с-тр-у
Карточка № 1
Отработка звука «Рь», контролируем положение языка перед зеркалом.
Упражнение. Произнесение обратных слогов.
Арь – орь – урь – ирь ирь – арь – орь – ярь
Ирь – арь – орь – урь юрь – ерь – ёрь – арь
Ярь – юрь – ирь – эрь урь – арь – ирь – юрь
_____________________________________________________________________
Карточка № 2
Отработка звука «Рь», контролируем положение языка перед зеркалом.
Упражнение. Произнесение слов с мягким Рь.
арь
Жарь, букварь, дикарь, сухарь, фонарь, январь, янтарь, вратарь, словарь, пескарь, глухарь, календарь, пекарь, пахарь, писарь, токарь, слесарь.
________________________________________________________________________
Карточка № 3
Отработка звука «Рь», контролируем положение языка перед зеркалом.
Упражнение. Произнесение слов с мягким Рь.
орь, ырь, ерь, ирь
Корь, якорь, зорька, горький, борьба, пузырь, богатырь, дверь, зверь, теперь, поверь, перья, серьги, ширь, Сибирь, снегирь.
________________________________________________________________________
Карточка № 4
Отработка звука «Рь», контролируем положение языка перед зеркалом.
Упражнение. Произносить слоги.
ОБРАЗЕЦ: р-я, р-ё, р-ю, р-и, р-е.
ря - рё - рю ри - ре - ря рё – ри - рю
ре - ря - ри рю - ре - ря рё - ри - ре
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/25/picture-160840-1372167645.jpg)
Картотека речевого материала для автоматизации звука Щ.
Речевой материал для автоматизации звука Щ разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие рассказы. Данный материал также...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/28/picture-303970-1380385145.jpg)
Речевой материал по автоматизации звуков
Ваша радость по поводу нового поставленного звука ещё не утихла, а его уже пора быстренько закреплять в речи. Вот слоги и слова позади, где же взять материал посложнее? Нет ничего приятнее для родител...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/25/picture-160840-1372167645.jpg)
Картотека речевого материала для автоматизации звука ЛЬ.
В картотеке представлен речевой материал для автоматизации звука [ль]: слова, словосочетания, предложения, стихи и рассказы для пересказа. Предлагаются также задания на формирование у детей навы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/03/picture-414168-1393796791.jpg)
Речевой материал для автоматизации звука "Р"
Речевой материал для автоматизации звука "Р" в слогах, словах, предложения, текстах...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/18/picture-449221-1400428872.jpg)
Речевой материал для автоматизации звуков С,З,Ц
Речевой материал для автоматизации звуков С, З, Ц (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-574979-1480870799.jpg)
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА (л) ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!
ЕСЛИ РЕГУЛЯРНО ПРОГОВАРИВАТЬ ДАННЫЙ РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ С ПРАВИЛЬНЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ КОВАРНОГО ЗВУКА (Л), ГАРАНТИРОВАННО ЧЁТКОЕ И ПРАВИЛЬНОЕ ВЫГОВАРИВАНИЕ ЗВУКА В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД З...