"Система речевого материала по автоматизации звуков [Р] [Р']"
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кондрашова Татьяна Михайловна

Система речевого материала на карточках  можетт  использоваться и при развитии фонематического слуха дошкольников, помогает уточнить и расширить их словарный запас. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогают ребятам усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мы представляем  систему карточек с заданиями по автоматизации звуков [Р], [Р'] в речи детей. Они могут  использоваться и при развитии фонематического слуха дошкольников, помогают уточнить и расширить их словарный запас. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогают ребятам усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования.

Материал традиционно разделен в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове, предусматривает сложность слоговой структуры слов, а также наличие тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении.

Карточка № 1

Отработка звука «Р», контролируем положение языка перед зеркалом.

  Упражнение.  Произнесение обратных слогов.

                          итр - етр - ятр                     ётр - етр – ятр                    

                      етр - итр - ютр                    итр - ютр – етр

________________________________________________________________________

Карточка № 2

Отработка звука «Р», контролируем положение языка перед зеркалом.

  Упражнение.  Произнесение  слов с прямыми слогами тр: с ударением на слоге

ОБРАЗЕЦ: тр-ап, те-тр-адь.

 Тр-авы, тр-ап, тр-асса, тр-авка, ма-тр-ац, те-тр-адь, тр-ос, тр-ойка, тр-опики, тр-огать, ма-тр-ос, ме-тр-о, си-тр-о, па-тр-он, тр-уд,  тр-убка, тр-удный, ва-тр-ушка, пе-тр-ушка, о-тр-ывок, осё-тр-ы.

________________________________________________________________________

Карточка № 3

Отработка звука «Р», контролируем положение языка перед зеркалом.

  Упражнение.  Произнесение  слов с прямыми слогами тр: без ударения на слоге

ОБРАЗЕЦ: тр-а-ва, хи-тр-ость, о-тр-у-би.

 Тр-ава, тр-амвай, тр-амплин, тр-аншея, у-тр-о, тр-опа, Тр-офим, хи-тр-ость, тр-остник, тр-уба, Тр-унов,  о-тр-уби, ге-тр-ы, ме-тр-ы, хи-тр-ый, осмо-тр-ы, теа-тр-ы,

 о-тр-ывать.

________________________________________________________________________

Карточка № 4

Отработка звука «Р», контролируем положение языка перед зеркалом.

  Упражнение.  Произнесение  слов с прямыми слогами тр: со стечением

                            согласных в слоге

ОБРАЗЕЦ: завтр-а, стр-уна.

Зав-тр-а, зав-тр-ак, ос-тр-ая, быс-тр-ая, с-тр-ах, с-тр-аус, с-тр-ажа, с-тр-ана, ш-тр-аф, с-тр-аница, с-тр-ока, с-тр-огать, с-тр-ойка, в-тр-оём, быс-тр-о, с-тр-у 

Карточка № 1

Отработка звука «Рь», контролируем положение языка перед зеркалом.

  Упражнение.  Произнесение обратных слогов.

                    Арь – орь – урь – ирь                   ирь – арь – орь – ярь

                    Ирь – арь – орь – урь                   юрь – ерь – ёрь – арь

                    Ярь – юрь – ирь – эрь                  урь – арь – ирь – юрь      

_____________________________________________________________________

           

Карточка № 2

Отработка звука «Рь», контролируем положение языка перед зеркалом.

  Упражнение.  Произнесение  слов с мягким Рь.

арь

 Жарь, букварь, дикарь, сухарь, фонарь, январь, янтарь, вратарь, словарь, пескарь, глухарь, календарь, пекарь, пахарь, писарь,  токарь, слесарь.

________________________________________________________________________

Карточка № 3

Отработка звука «Рь», контролируем положение языка перед зеркалом.

  Упражнение.  Произнесение  слов с мягким Рь.

орь, ырь, ерь, ирь

Корь, якорь, зорька, горький, борьба, пузырь, богатырь, дверь, зверь, теперь, поверь, перья, серьги, ширь, Сибирь, снегирь.

________________________________________________________________________

Карточка № 4

Отработка звука «Рь», контролируем положение языка перед зеркалом.

Упражнение. Произносить слоги.

ОБРАЗЕЦ: р-я, р-ё, р-ю, р-и, р-е.

            ря - рё - рю         ри - ре - ря                     рё – ри - рю

            ре - ря - ри         рю - ре - ря           рё - ри  - ре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевого материала для автоматизации звука Щ.

Речевой материал для автоматизации звука Щ разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы. Данный материал также...

Речевой материал по автоматизации звуков

Ваша радость по поводу нового поставленного звука ещё не утихла, а его уже пора быстренько закреплять в речи. Вот слоги и слова позади, где же взять материал посложнее? Нет ничего приятнее для родител...

Картотека речевого материала для автоматизации звука ЛЬ.

В картотеке представлен речевой материал для автоматизации звука [ль]: слова, словосочетания, предложения, стихи и рассказы для пересказа. Предлагаются также задания  на формирование у детей навы...

Речевой материал для автоматизации звука "Р"

Речевой материал для автоматизации звука "Р" в слогах, словах, предложения, текстах...

Речевой материал для автоматизации звуков

Речевой материал для автоматизации всех групп звуков....

Речевой материал для автоматизации звуков С,З,Ц

Речевой материал для автоматизации звуков С, З, Ц (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)...

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА (л) ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!

ЕСЛИ РЕГУЛЯРНО ПРОГОВАРИВАТЬ ДАННЫЙ РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ С ПРАВИЛЬНЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ КОВАРНОГО ЗВУКА (Л), ГАРАНТИРОВАННО ЧЁТКОЕ И ПРАВИЛЬНОЕ ВЫГОВАРИВАНИЕ  ЗВУКА В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД З...