Проект "Воздух-невидимка"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Проект организован с детьми подготовительного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vozduh-nevidimka.docx | 171.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческо-исследовательский проект «Воздух невидимка»
Авторы проекта:
Учитель-логопед Басерова Татьяна Валерьевна
Воспииатель Витушинская Елена Сергеевна
Ноябрь –декабрь 2015г
Творческо-исследовательский проект «Воздух невидимка»
Авторы проекта:
Басерова Татьяна Валерьевна
Витушинская Елена Сергеевна
Ноябрь –декабрь 2015г
«Воздух невидимка»
Актуальность:
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.
Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя.
Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
I этап.
Целеполагание.
Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Участники проекта: дети подготовительной группы, логопед, воспитатели группы, родители
Цель: сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
- организовать познание детей пол те5ме «Воздух» через самостоятельный поиск;
-ознакомить с экологическими проблемами воздуха;
- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
-развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.
- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
-умение включаться и самостоятельно проводить эксперимент;
-расширение знаний детей о воздухе и его признаках;
-развить у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки;
-сформировать навыки и умения самостоятельного ведения эксперимента и использование его итогов в творческой деятельности;
-научить делать выводы, из полученных результатов
Реализация; 2 месяца
Предшествующая работа:
Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, наблюдение за дождевыми червями, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.
II этап.
Разработка проекта.
1. Довести до участников проекта важности данной проблемы.
2. Подобрать методическую научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме:
-пособие Л. В. Кованько «Секреты природы - это так интересно! »
-проблемные ситуации по теме проекта
-книга А. И. Шалиро «Секреты знакомых предметов – пузырек воздуха»
-книга Л. Н. Вахруетвой «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет», тема воздух.
-М. Пантюхина «Сказка о том, как разозлился дождь»
-дид. игры и пособия «Проделки озорника – невидимки»
-загадки о воздухе
-картинки «Экологические проблемы воздуха», «Как люди научились использовать силу ветра (парусные корабли, мельницы, ветряные электростанции и т. д.)
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Составить перспективный план мероприятий.
III этап.
Реализация проекта.
НОД «Мы поймаем ветер» (прогулка) .
Задачи: знакомить детей с самостоятельными движением воздуха –ветром; учить изготавливать ловушки для ветра; активизировать наблюдательную деятельность детей, в процессе наблюдений; учить делать самостоятельные выводы и фиксировать их.
Предварительная работа: Наблюдение за ветром из окна, изготовление ловушек для ветра (медузы, рыбки с хвостиками из нарезанного целлофана)
Ход прогулки:
1. Дети, ранее приготовленные ловушки для ветра развешивают на деревьях и наблюдают за ними. Делают вывод из наблюдений: если есть ветер то хвостики медуз и рыбок двигаются;
2. Дети берут в руки своих рыбок и медуз и продолжают эксперименты с ними. Бегают, прыгают, медленно ходят. От интенсивности движений зависит движение хвоста и дети делают вывод, что ветер можно поймать, двигаясь с разной скоростью.
(Наблюдения могут продолжаться несколько дней и разницу в движении ветра дети зарисовывают в свои блокноты) .
НОД «Где прячется воздух» .
Задачи :Обогатить знания детей о воздухе через эксперименты; учить детей используя упругость воздуха создавать образы из пакетов; учить придумывать игры с ними; развивать желание помогать друг другу (работать и играть в паре, активизировать речь.
Ход беседы:
1. С детьми обсуждается тема воздуха. По трем вопросам: Что? Где? Как? (что? - воздух; где? - везде и в нас (дыхание) - мы можем его вдохнуть и выдохнуть; как? - привести в движение (веер) ;
2. Дети получают целлофановые мешки (новые) и играют с ними: дуют, изучают руками, гладят, заворачивают, экспериментируют с ними. открывают секрет – как увидеть или поймать воздух.
3. Поймав воздух в пакетик и использовав скотч, дети изготавливают животных и играют с ними. педагог обращает внимание детей на то, что они могут теперь поиграть с невидимкой.
Результат: серия игр «Как играть с невидимкой»
НОД «Мы выдыхаем через трубочку».
Задачи: Продолжить активировать экспериментально-самостоятельную деятельность детей по изучению воздуха; учить фантазировать; делать выводы из экспериментов (придумывание нового вида развлечения) ; развивать коммуникативность.
Ход НОД:
1. Дети экспериментируют с разными трубочками (длины, ширины) и решают как разница влияет на выдыхаемый воздух;
2. Выбирают из них трубочку для нового эксперимента. «Какой шарик легче загнать в щель» (ватный, бумажный, металлический) ;
3. Играют парами в «Ветробол».
4. Научившись дуть в разных направлениях, дети создают рисунки, раздувая капельки на листе бумаги.
результат: выставка «сказочные цветы»
Занятие «Мы играем с невидимкой»
Задачи: продолжить, основываясь на самостоятельных экспериментах детей с свойствами воздуха, учить их создавать необычные изображения с использованием мыльной пены; развивать фантазию; учить работать аккуратно.
Ход НОД:
1. Беседа с детьми о дыхании, «Какой воздух нам нужен? »
2. Проведение экспериментов с мыльной водой – «Кто надует пузырь больше».
3. После создания разной цветной пены, наблюдение за ней на листе бумаги.
4. Дорисовывание получившихся пятен.
результат: выставка «мыльные пузыри – умеют рисовать».
Сочиняем сказку про воздух. (сказка основывается на экспериментах с воздухом, позволяет закрепить знания детей о признаках и свойствах воздуха)
Оборудование: все для опытов (разнообразные предметы, вода в емкостях для каждого, трубочки, листы бумаги, карандаши)
Начинает педагог
Жила была одна маленькая планета, под названием Земля. И был у нее один сказочный секрет – она заключила договор с маленьким народцем под именем воздух, который хотел укрыться около этой планет. (Дети придумывают образ маленького народца, основываясь на полученных в ходе экспериментах свойствах. Так как они показали что воздух не видим и не имеет цвета, пришлось придумать, как народец потерял свою окраску и форму).
Оказалось, что их заколдовал колдун – Смог. (Дети придумывают историю и рисуют человечков)
Планета земля оделась прозрачным, легким покрывалом и стали на ней происходить разные чудеса, о которых она и не мечтала. (Дети делают предположения о чудесах. Педагог учитывая все высказывания обобщает сказанное) .
Стал дуть ветер, разной силы. (Дети вспоминают, что они знают о ветре)
Плыть облака. И да же появился огонь. (Педагог демонстрирует опыт со свечой) А главное на земле появились животные и люди, которые то же стали дружить с маленьким народцем. (Дети решают, почему? - стало чем дышать. Эксперименты с дыханием)
Правда, всем мешало, что его не видно. Но воздух решил, что лучше так. Его не найдет больше страшный Смог.
Маленький народец расселился везде, везде и увидеть его можно было только при помощи воды. (Дети получают задание изучить все возможные предметы на наличие в них воздуха, опуская их в воду и наблюдая. Делают выводы из увиденного - воздух выходить на поверхность воды в виде шариков разной величины. Зарисовывают самое интересное).
Воздух был очень веселый и общительный. Очень любил играть. Самая любимая игра с разными запахами. (Дети получают задание выяснить экспериментальным путем –как распространяется запах в зависимости от разных факторов) .
Но оказалось, что злой колдун все уже знал и готовил свой коварный план мести. (Дети придумывают свой. Обобщая все высказывания педагог предлагает общий вариант) .
Он был очень рад, что на земле стал озникать то там то здесь огонь. Сначала он не сильно мешал планете, Людам помогал выживать. Это радовало Землю. (Диалог с детьми о пользе огня)
Ей нравилось, что люди стало легче жить. Люди и не заметили, что стали так сильно зависеть от огня, а Смог радовался, что из-за этого воздух стал все грязнее и грязнее. (Беседа о том чистоте воздуха на основе эксперимента – какой снег падает с тучи) .
(просмотр файлов «Где спрятался страшный Смог)
И стали болеть животные, птицы и люди. Ведь дышать грязным воздухом очень опасно. Сам воздух не мог очиститься. (Дети получают задание – как можно помочь)
Мы то конечно в сказке и можем пригласить добрую волшебницу, которая пришла и научила маленький народец работать. (Дети получают задание вместе с родителями узнать. где работает воздух и что помогает ему очиститься)
А когда всем стало легче дышать волшебница показала, как огонь и воздух могут дружить. (Дети ставят опыт, где воздух расширяется при нагревании. Рассматривают картинки с воздушными шарами) .
Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.И вам дети волшебница передала подарки. (Дети получают воздушные шарики, надувают их и играют) .
А дальше сказка может еще не раз продолжиться была бы Фантазия - именно так звали волшебницу.
IV этап
Детская презентация проекта
Презентация проекта- игра импровизация «кто лучше расскажет о невидимке»
Презентация «Кто лучше расскажет о невидимке»
Задачи: Закреплять полученные знания и умения по теме; активизировать словарь; развивать коммуникативные качества; воспитывать уверенность.
Материал: Карточки-помогалочки, материалы для проведения опытов по теме, краски, кисти, бумага, целлофановые пакеты, цветная бумага, ножницы, разные музыкальные инструменты.
Ход презентации:
В гости к детям приходит Лунтик. Он рассказывает о том, как на луну прилетали космонавты, в странных одеждах. (Показывает детям картинку с космонавтами в космосе). Он хотел их расспросить, почему они так странно одеты, но они были заняты и сказали ему только, что скафандр помогает им дышать. Они привезли с собой воздух.
Лунтик просит детей рассказать -что же такое воздух.
Каждый ребенок берет карточку –помогалочку и проговаривая свойство воздуха и демонстрирует опыт-подтверждение:
— Воздух прозрачный, невидимый (эксперимент-выдувание в воду через соломинку воздух, наблюдение за пузырьками)
— Воздух можно почувствовать, если привести его в движение (веером машет около лица)
— Воздух не имеет запаха, но хорошо его переносит (наполняет воздух разными запахами)
— Воздух может двигаться сам.И это называется ветер. (демонстрирует ловушки для ветра)
— Воздух внутри нас. Мы им дышим. (показ разной глубины вдоха)
— Воздух есть везде, он вокруг нас (наблюдение пузырьков в воде при опускание в нее комочка земли)
— С воздухом можно играть (игра с мыльными пузырями)
(каждый ребенок, если хочет может показать еще эксперимент подтверждение)
Деле дети выбирают себе музыкальные инструменты и показывают Лунтику. как воздух может помогать играть на музыкальных инструментах. (Звучит музыка в сопровождении баяна)
Лунтик сомневается, что баян играет при помощи воздуха и просит детей доказать ему это. (Дети решают проблемную ситуацию)
_А еще нам воздух помогает рисовать – говорят дети. –Давай мы тебе покажем.
Дети садятся за столы. (одни создают изображения, раздувая яркие капли; другие рисуют мыльной пеной, а третьи изготавливают из целлофановых пакетов животных и все объясняют Лунтику)
Дети дарят ему картинки - помогалочки и все что у них получилось.
Лунтик благодарит детей, хвалит их – как они способные, умные, веселые, общительные и дарит каждому мармеладку в форме луны
V этап.
Определение задач для нового проекта.
разработать проекты по темам:
-«Изменчивая красавица вода»
Приложение
Приложене №1.
Конспект занятия для детей подготовительного возраста.
Тема: Невидимка-воздух
Автор: Басерова Татьяна Валерьевна
Цели:
-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
Задачи:
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, опыты.
Предшествующая работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
Оборудование: стаканы с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешки, воздушные шарики, насосы, магнитофон с записью ветра, лебедь из воздушного шарика.
Наглядное пособие: рисунок «Чем мы дышим», «Кому нужен воздух?».
Ход наблюдения.
- Ребята, отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем.
Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.
- Ребята, а вы видите воздух?
Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».
- Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы? (прозрачный). Первое его свойство – прозрачность.
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Опыт: помашем ладошкой в лицо.
- Что вы чувствуете? Чувствуем, как воздух движется.
Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.
Опыт: возьмём полиэтиленовый мешок и наполним его воздухом. Мешок стал выпуклым, твёрдым, упругим. Почему, стал упругим?
Следовательно, воздух упругий.
- А какого цвета воздух? (бесцветный).
- Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).
- Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.
Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
- А как вы думаете, можно ли воздух услышать?
- Когда его можно услышать? (дует ветер).
Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте, послушаем, как дует ветер. (Запись шума ветра).
Ветер – движение воздуха.
Воздух способен двигать предметы.
Опыт: салфетка на столе, подуем на неё.
- Ребята, а есть ли воздух внутри нас?
Опыт Коктейльный трубочки и вода в стаканах.
Рисунок «Чем мы дышим».
Мы им дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно.
Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье.
Стихотворение:
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе,
Одеваться по погоде.
С воздухом будем дружить,
Чтоб здоровыми нам быть.
- Ребята, а где ещё может прятаться воздух? (В предметах, воздушные шары).
Воздухом можно наполнить шарик.
Опыт с воздушным шаром.
- Какую форму имеет шарик? Круглую.
- А если шарик чуть сдавим. Какую он форму приобрёл? Овальную.
Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмета.
А ещё воздухом можно наполнить шары при помощи вот такого насоса.
- На что похож насос? На какую геометрическую фигуру?
А сейчас давайте попробуем наполнить шарики воздухом при помощи насоса. Ребята, вы знаете, что из таких шариков можно делать различные модели игрушек.
(Надуваем и делаем лебедей).
Я сегодня для вас приготовила подарок сюрприз.
Лебедь – красивая редкая птица. Лебеди живут и в наших краях. К сожалению, их очень мало. Поэтому, лебеди занесены в красную книгу. Это означает, что их нельзя истреблять. Лебедей нужно беречь и охранять.
Лебеди очень любят воду. Сейчас мы наших лебедей опустим в озеро и посмотрим, как они будут плавать.
- А почему лебеди не тонут?
Воздух держит их на поверхности воды.
Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице.Воздух – удивительная оболочка вокруг Земли.
- Кому же нужен воздух? (Рисунок).
Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, не в коем случаи нельзя его загрязнять.
Приложение 2.
Приложение 3
Таинственный невидимка
Что находится внутри воздушного шарика? Почему не тонет мячик? Отчего получаются мыльные пузыри?.. Ну какого ребенка не волновали эти животрепещущие вопросы. Поймать «таинственного невидимку» помогут веселые и несложные опыты. Вам потребуются: емкости с водой, прозрачные стаканчики, резиновый напальчник, воронка, трубочки для коктейля, пластиковые бутылки, мыльный раствор (или готовый состав для мыльных пузырей), воздушные шарики, палочка длиной около 60 см., веревочка, миска с водой, мяч, резиновые перчатки.
Ищем невидимку
Расскажите малышу, что нас окружает воздух. Он есть повсюду, но мы его не видим. Как же убедиться. что он действительно есть? Повесим посреди комнаты (например, на люстре) полоски бумаги или ленточки. От сквозняка они начнут шевелиться. Вот мы и увидели тебя, невидимка!
Ловушка для невидимки
А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается – да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета или резиновой перчатки (так будет смешнее). Сначала широко раскроем пакет (или перчатку). Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко перевяжем резинкой. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.
Дуем, дуем, надуваем…
Попробуем задержать дыхание. Сколько мы вытерпели? Не больше нескольких минут: сразу стало как-то неприятно. Оказывается, воздух – наш большой друг, ведь мы им дышим. Чтобы убедиться, что внутри нас есть воздух, возьмем соломинку для коктейля и подуем через нее себе на ладошку. Что мы почувствовали? Как будто дует ветерок. А теперь один конец трубочки опустим стакан с водой. Когда мы дуем, в воде сразу появляются пузырьки воздуха. Но воздух нужен не только людям, но и животным и даже растениям. Осторожно срежем во время прогулки веточку и поставим в стакан с водой. На стенках стакана сразу же появились пузырьки: растение дышит…
Кто сидит в стакане?
Опыт 1
Дайте малышу пустой стакан и спросите, есть ли в нем что-нибудь. Кроха, естественно, скажет, что нет. Тогда предложите медленно опустить стакан в миску с водой, держа его вверх дном. Почему же вода не попадает в стакан? Наверное там уже что-то есть? Что же? Правильно, воздух!
Опыт 2
Чтобы убедиться в этом еще раз, снова опустим стакан в воду, только на этот раз будем держать его не строго вертикально, а под углом, Теперь вода легко сможет проникнуть в стакан, а пузырьки воздуха выплывут на поверхность.
Опыт 3
Закрепим при помощи пластилина на дне стакана кусочек бумаги. Дайте малышу убедиться, что бумажка сухая. Повторите опыт 1 и спросите малыша, промокла ли, по его мнению, бумажка. Попросите объяснить, почему. А теперь пощупаем бумажку снова и проверим, правы ли мы были.
Опыт 4
А вот еще один, более интересный вариант того же опыта.
Возьмите деревянный брусок, кусочек пенопласта или пробку, воткните в него маленький флажок, сделанный из спички и бумажки. Пустите «кораблик» в воду. Накройте его широкогорлой банкой, осторожно опустите банку на дно, а затем поднимите банку на поверхность. Наш флажок остался сухим потому что в банке был воздух!
Как пощупать воздух?
Для этого возьмем резиновый напальчник и воронку с носиком подходящего диаметра (ее можно заменить пластиковой бутылкой с обрезанным дном. На узкий конец воронки или на горлышко бутылки наденем напальчник. Предложим малышу пощупать его, чтобы убедиться, что он пустой. Теперь свободный конец воронки или бутылки и, не наклоняя медленно погружаем в воду. Что же произошло с нашим «шариком»? Правильно он надулся! А почему? Да потому, что туда попал весь воздух из бутылки, который вытеснила вода!
Сколько весит воздух?
Нисколько! – ответит любой ребенок. Попробуем проверить. Возьмем палочку длиной около 60 см. Посередине привяжем веревочку. Надуем два шарика и привяжем их на концы палочки и подвесим палку за веревочку. Палочка висит в горизонтальном положении, значит, оба шарика весят одинаково. А теперь проткнем один из шариков иголкой. Из шарика выйдет воздух и конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Интересно, почему? Да потому, что без воздуха шарик стал легче. а что будет, если мы проколем и второй шарик? Правильно, палочка снова уравновесится!
Загадочные пузырьки
Интересно, есть ли воздух в камне? А в дереве, глине, земле…? Возьмите несколько прозрачных стаканчиков с водой в один положите камень, в другой комочек глины, в третий – деревянный брусок и т.д. Понаблюдайте, что будет. на поверхность начнут подниматься пузырьки. Значит, Воздух есть. А где его больше всего? конечно там, где больше пузырьков. предложите малышу подумать, от чего это зависит (чем плотнее материал. тем меньше в нем воздуха, чем он рыхлее, мягче – тем воздуха меньше).
Пузырьки- спасатели
Налейте в один стакан простую воду, а в другой – минеральную с газом. Попросите малыша бросить и туда, и туда бросьте кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки. Понаблюдайте, что произойдет: в простой воде пластилин пойдет ко дну, а в минеральной сначала утонет, а потом всплывет на поверхность. Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин утонет.
Подводная лодка
Для этого опыта вам потребуется трубочка для коктейля, которую можно согнуть под углом.
Дайте малышу стакан и емкость с водой. Спросите его, сможет ли стакан сам подняться со дна. Ну конечно же, нет! А если ему поможет воздух? Предложите юному исследователю опустить стакан в воду, так. чтобы он заполнился до краев, а затем перевернуть его в воде вверх дном. Теперь нужно подвести под стакан изогнутую трубочку и начать вдувать воздух. О, чудо! Воздух постепенно вытеснил воду из-под стакана, и он всплыл на поверхность. А почему? Правильно, потому что воздух легче воды!
Что быстрее упадет?
Дайте малышу два листа бумаги и предложите бросить один вниз ребром, а второй – горизонтально. Понаблюдайте, какой упадет быстрее. Спросите, почему лист, который бросили горизонтально, падал медленнее. Может, его кто-то поддерживал? Ну конечно же, это был наш невидимка. Под вторым листом воздуха было меньше, и он упал быстрее. Значит, воздух имеет еще и плотность и может удерживать предметы!
Реактивный шарик
А где еще может помочь наш невидимка. Дайте малышу несколько воздушных шариков разного размера. Предложите надувать их по очереди и отпускать. Какой шарик улетел дальше всех? Тот в котором было больше воздуха! Воздух, вырываясь из горлышка, заставляет шарик двигаться вперед. Попробуйте объяснить малышу, что такой же принцип используется и в двигателях реактивных самолетов и ракет.
Соломенный буравчик
Вот он какой, наш воздух: и сильный. и плотный, а к тому же еще и упругий. Убедиться в этом нам поможет вот такой опыт. Вам потребуются две сырые картофелины и две соломинки для коктейля. Предложить малышу взять соломинку пальцами за верхнюю часть и с размаху (примерно с десяти сантиметров) воткнуть ее в картофелину. Соломинка согнется, а воткнуться не сможет. Вторую соломинку заткнем сверху пальчиком. Размахиваемся… воткнулась!!! Почему же? Да все очень просто: ведь в соломинке остался воздух, и она стала крепкой и упругой, теперь ее просто так не согнешь!
Волшебная бутылка
Но и на этом волшебные свойства воздуха не заканчиваются! Возьмите пластиковую бутылку без пробки и положите ее в морозилку. Когда бутылка как следует остынет, попросите малыша вынуть ее из морозильника, хорошенько закрыв отверстие ладошкой. Быстро закройте отверстие монетой. А теперь наблюдайте внимательно-внимательно: монета начинает… подпрыгивать! интересно, как это получилось? Пока непонятно?
Может, нам поможет ответить на этот вопрос другой опыт
На горлышко охлажденной в морозилке бутылки быстро надеваем воздушный шарик. Опускаем бутылку в горячую воду. то же случилось с шариком? Он начал надуваться. Значит?… Ну конечно же, теплый воздух занимает больше места, чем холодный. Он нагрелся, перестал помещаться в бутылочке и начал вылезать наружу. Поэтому и монетка подпрыгивала, и шарик надувался!
Сухим из воды
В тарелку положите монетку и налейте немного воды. так чтобы монетка была полностью закрыта. Предложите малышу вынуть ее, не замочив пальцев. только как это сделать? Возьмем стакан и зажжем внутри него бумажку. Когда воздух в стакане нагреется, быстро опрокинем стакан на тарелку рядом с монеткой. Через некоторое время бумажка погаснет, воздух начнет остывать, и вода втянется под стакан, а тарелка окажется сухой. Тогда монетку можно будет взять, не намочив пальцы. почему же так получилось? Оказывается. воздух сначала нагрелся и расширился, а когда остыл, то стал сужаться. воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем изнутри стакана, и вода втянулась под стакан на освободившееся место.
Мыльные пузыри
Кому не нравится надувать мыльные пузыри? Нам, лично, такие чудаки не встречались. А вот кто знает, что у мыльных пузырей внутри? Нальем в тарелку мыльный раствор и подуем в него через трубочку. На наших глазах в тарелке начнет расти замок из мыльных пузырей. Легонько подуем на него: пузыри полетят. Они такие легкие, потому что внутри воздух. А из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Дуем! Еще дуем! Вот уже какой огромный получился! Давай еще!!! Ой! Лопнул… Почему так получилось? Воздуха внутри оказалось слишком много и мыльная оболочка не выдержала.
Несколько капель глицерина, добавленные в мыльный раствор, сделают ваши пузыри незабываемыми. Hаслаждение цветом, размером и, может быть, даже вкусом.
Сделаем раствор для пузырей сами.
Для этого подходит советское хозяйственное мыло. Hастpугайте в воду, можно даже вскипятить пpи помешивании, чтобы быстpее стpужки pаствоpились. Выдувают пузырь так: окунув трубочку в раствор и держа ее отвесно, так чтобы на конце образовалась пленка жидкости, осторожно дуют в нее. Так как пузырь наполняется при этом теплым воздухом наших легких, который легче окружающего комнатного воздуха, то выдутый пузырь тотчас же поднимается вверх.
Если удастся сразу выдуть пузырь в 10 см диаметром, то раствор годен; в противном случае прибавляют в жидкость еще мыло, до тех пор, пока можно будет выдувать пузыри указанного размера. Но этого испытания мало. Выдув пузырь, обмакивают палец в мыльный раствор и стараются пузырь проткнуть; если он не лопнет, можно приступить к опытам; если же пузырь не выдержит, надо прибавить еще немного мыла.
Производить опыты нужно медленно, осторожно, спокойно. Освещение должно быть, по возможности, яркое: иначе пузыри не покажут своих радужных переливов.
Вот несколько занимательных опытов с пузырями.
Мыльный пузырь вокруг цветка
В тарелку или на поднос наливают мыльного раствора настолько, чтобы дно тарелки было покрыто слоем в 2-3 мм вышины; в середину кладут цветок или вазочку и накрывают стеклянной воронкой. Затем, медленно поднимая воронку, дуют в ее узкую трубочку - образуется мыльный пузырь; когда же этот пузырь достигнет достаточных размеров, наклоняютворонку, как показано на рис., высвобождая из-под нее пузырь. Тогда цветок окажется лежащим под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки, переливающейся всеми цветами радуги.Вместо цветка можно взять статуэтку, увенчав ее голову мыльным пузырьком. Для этого необходимо предварительно капнуть на голову статуэтки немного раствора, а затем, когда большой пузырь уже выдут, проткнуть его и выдуть внутри его маленький.
Несколько пузырей друг в друге
Из воронки, употребленной для описанного выше опыта, выдувают большой мыльный пузырь. Затем совершенно погружают соломинку в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, который придется взять в рот, остался сухим, и просовывают ее осторожно через стену первого пузыря до центра; медленно вытягивая затем соломинку обратно, не доводя ее, однако, до края, выдувают второй пузырь, заключенный в певом, в нем - третий, четвертый и т.д.Цилиндр из мыльной пленки получается между двумя проволочными кольцами. Для этого на нижнее кольцо спускают обыкновенный шарообразный пузырь, затем сверху к пузырю прикладывают смоченное второе кольцо и, поднимая его вверх, растягивают пузырь, пока он не сделается цилиндрическим. Любопытно, что если вы поднимете верхнее кольцо на высоту большую, чем длина окружности кольца, то цилиндр в одной половине сузится, в другой расширится и затем распадется на два пузыря.
Мыльные пузыри на морозе
Для опытов достаточно иметь разведенный в снеговой воде шампунь или мыло, в который добавлено небольшое количество чистого глицерина, и пластмассовую трубку от шариковой ручки. Пузыри легче выдувать в закрытом холодном помещении, так как на улице почти всегда дуют ветры. Большие пузыри легко выдуваются с помощью пластмассовой воронки для переливания жидкостей.Пузырь при медленном охлаждении переохлаждается и замерзает примерно при –7°C. Коэффициент поверхностного натяжения мыльного раствора незначительно увеличивается при охлаждении до 0°C, а при дальнейшем охлаждении ниже 0°C уменьшается и становится равным нулю в момент замерзания. Сферическая пленка не будет сокращаться, несмотря на то, что воздух внутри пузыря сжимается. Теоретически диаметр пузыря должен уменьшаться в процессе охлаждения до 0°C, но на такую малую величину, что практически это изменение определить очень трудно.Пленка оказывается не хрупкой, какой, казалось бы, должна быть тонкая корочка льда. Если дать возможность мыльному закристаллизовавшемуся пузырю упасть на пол, он не разобьется, не превратится в звенящие осколки, как стеклянный шарик, каким украшают елку. На нем появятся вмятины, отдельные обломки закрутятся в трубочки. Пленка оказывается не хрупкой, она обнаруживает пластичность. Пластичность пленки оказывается следствием малости ее толщины.
Первые три опыта следует проводить на морозе –15...–25°C, а последний – при –3...–7°C.
Опыт 1
Вынесите баночку с мыльным раствором на сильный мороз и выдуйте пузырь. Сразу же в разных точках поверхности возникают мелкие кристаллики, которые быстро разрастаются и наконец сливаются. Как только пузырь полностью замерзнет, в его верхней части, вблизи конца трубки, образуется вмятина. Воздух в пузыре и оболочка пузыря оказываются более охлажденными в нижней части, так как в вершине пузыря находится менее охлажденная трубка. Кристаллизация распространяется снизу вверх. Менее охлажденная и более тонкая (из-за отекания раствора) верхняя часть оболочки пузыря под действием атмосферного давления прогибается. Чем сильнее охлаждается воздух внутри пузыря, тем больше становится вмятина.
Опыт 2
Опустите конец трубки в мыльный раствор, а затем выньте. На нижнем конце трубки останется столбик раствора высотой около 4 мм. Приложите конец трубки к поверхности ладони. Столбик сильно уменьшится. Теперь выдувайте пузырь до появления радужной окраски. Пузырь получился с очень тонкими стенками. Такой пузырь ведет себя на морозе своеобразно: как только он замерзает, так сразу лопается. Так что получить замерзший пузырь с очень тонкими стенками никогда не удается.Толщину стенки пузыря можно считать равной толщине мономолекулярного слоя. Кристаллизация начинается в отдельных точках поверхности пленки. Молекулы воды в этих точках должны сблизиться друг с другом и расположиться в определенном порядке. Перестройка в расположении молекул воды и сравнительно толстых пленках не приводит к нарушению связей между молекулами поды и мыла, тончайшие же пленки разрушаются.
Опыт 3
В две баночки налейте поровну мыльный раствор. В одну добавьте несколько капель чистого глицерина. Теперь из этих растворов один за другим выдуйте два приблизительно равных пузыря и положите их на стеклянную пластинку. Замерзание пузыря с глицерином протекает немного иначе, чем пузыря из раствора шампуня: задерживается начало, и само замерзание идет медленнее. Обратите внимание: замерзший пузырь из раствора шампуня сохраняется на морозе дольше, чем замерзший пузырь с глицерином.Стенки замерзшего пузыря из раствора шампуня – монолитная кристаллическая структура. Межмолекулярные связи в любом месте совершенно одинаковы и прочны, в то время как в замерзшем пузыре из того же раствора с глицерином прочные связи между молекулами воды ослаблены. Кроме того, эти связи нарушаются тепловым движением молекул глицерина, поэтому кристаллическая решетка быстро сублимируется, а значит, быстрее разрушается.
Опыт 4
На слабом морозе выдуйте пузырь. Дождитесь, пока он лопнет. Повторите опыт с тем, чтобы убедиться, что пузыри не замерзают, сколько бы их ни выдерживали на морозе. Теперь приготовьте снежинку. Выдуйте пузырь и тут же сбросьте на него сверху снежинку. Она мгновенно соскользнет вниз на дно пузыря. На том месте, где остановилась снежинка, начнется кристаллизация пленки. Наконец, весь пузырь замерзнет. Если положить пузырь на снег – он также через некоторое время замерзнет.Пузыри на слабом морозе охлаждаются медленно и при этом переохлаждаются. Снежинка является центром кристаллизации. На снегу происходит то же самое явление.
Приложение4
Обращаемся к заботливым мамам и папам!
Для реализации проекта «Воздух-невидимка» и пополнения экспонатами «Музея воздуха», просим Вас вместе с детьми изготовить игрушки-самоделки на тему «Ветер – наш помощник».