здоровье сберегающие технологии в работе учителя-логопеда (мастер-класс)
методическая разработка по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
в работе учителя-логопеда.
Применение метода биоэнергопластики и кинезиологии на логопедических занятиях.
(мастер-класс для воспитателей)
Подготовила : учитель-логопед Федосова М.А.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы достичь более быстрых результатов, когда работаю над постановкой звуков у дошкольников, и, чтобы занятия становились всё более занимательными и увлекательными, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка
Вот примеры некоторых артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики :
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
- «Бегемотик»- рот открыть (счет до 10), закрыть (счет до 5)
Широко открыли ротик
Получился бегемотик.
Закрыли ротик
Отдыхает бегемотик
Четыре пальца сомкнуты с большим пальцем, а затем разомкнуты.
- «Заборчик»- улыбнуться, обнажить зубы (счет до 10), расслабить губы.
Вышли утром мы во двор
И построили забор
Зубы сомкнуты сейчас
Получилось все у нас.
Четыре пальца сгибаются в области средних фаланг и приподнимаются над большим.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
- «Расческа»- улыбнуться, открыть рот, положить язык на нижнюю губу. Закусить язык, верхними зубами протягивать между зубами.
Наши зубки - гребешок
Причесали язычок
Мы причешем много раз,
Чтоб он гладким был у нас.
Провести пальцами ведущей руки по ладони другой руки до запястья.
- «Маляр»- Рот широко открыт. Языком проводить по небу.
Наведем порядок в доме
И поможем маме.
Кисточки возьмем мы в руки,
Все покрасим сами.
Ладонь вверх, пальцы полусогнуты. Двигать пальцами по направлению к запястью.
Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М.Кольцовой, “мощным средством повышения работоспособности головного мозга”.
Предлагаю еще одну методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности.
мастер- класс для воспитателей
Примеры кинезиологических упражнений:
- “Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
- “Кулак – ребро – ладонь”. На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
- “Зеркальное рисование”. Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
- “Ухо – нос”. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью да наоборот”.
В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Мастер – класс: «Общее недоразвитие речи с использованием новых инновационных и здоровье сберегающих технологий в работе логопеда в ДОУ»
Содержание .Аннотация …………………………………………………………&h...
Мастер – класс для педагогов « Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
В данном материале представлены психологические игры, упражнения, здоровьесберегающие технологии (психогимнастика, арттерапия, сказкотерапия, танцевальная тер...
Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя логопеда
Дети с речевыми недостатками, как правило отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно психического здоровья....