Семинар – практикум для воспитателей «Звуковая культура речи – это очень важно»
консультация по логопедии на тему
Семинар – практикум для воспитателей
«Звуковая культура речи – это очень важно»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-praktikum_dlya_pedagogov.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
Семинар – практикум для воспитателей
«Звуковая культура речи – это очень важно»
Учитель –логопед
Ястребова И.Н.
г. Советский, 2016 г.
Цель: Оказание помощи педагогам в планировании работы по воспитанию ЗКР у детей на различных возрастных периодах
Логопед: Прежде чем приступить к обсуждению темы, проведем разминку. Назовите свое имя и подберите прилагательное, которое характеризует вас положительной стороны, но прилагательное должно начинаться с первого звука вашего имени.
(Выполнение разминки)
Логопед: Выберите картинку и определите позицию звука (Т) в слове. За 1 стол сядут педагоги, если звук находится в начале слова. За 2 стол – в середине слова. За 3 стол – звук находиться в конце слова.
(Воспитатели рассаживаются за столы)
Логопед: Сегодня наш семинар посвящен звуковой культуре речи.
Считаем данную тему достаточно актуальной. В подготовительной к школе группе возникают проблемы по обучению грамоте.
Проблемы: Деление слов на слоги, придумывание слов на заданный звук, определение позиции звука в слове, составление предложение, составление слов из звуков и слогов, выделение последовательности звуков в простых словах.
Логопед: Что такое звуковая культура речи?
- Произносительные качества (звукопроизношение, дикция, и т.д.);
- Элементы звуковой выразительности речи (интонация, тембр и др.);
- Двигательные средства выразительности (мимика, жесты);
- Элементы культуры речевого общения (общая тональность, двигательные навыки в процессе разговора);
- Речевой слух и речевое дыхание;
- Лексический запас;
- Грамматические формы.
Логопед: Если очень кратко то, ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух. Сегодня мы бы хотели остановиться на трех основных составляющих входящих в понятие ЗКР включает – развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и фонематический слух.
Логопед: Давайте вспомним, какая работа должна вестись с детьми по воспитанию ЗКР? (выдержки из программы)
(Ответы педагогов)
- Группа раннего возраста – развивать органы артикуляционного и голосового аппарата; речевого дыхания и слуховое внимание; изолированное произнесение гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и соноров); звукоподражания; формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.
- Младшая группа – уточняем и закрепляем артикуляцию звуков; изолированное произнесение гласных и согласных звуков (кроме шипящих, соноров); вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность речи.
- Средняя группа – отрабатывать четкое произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков; развивать фонематический слух, учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук; знакомство с понятием звук, слово.
- Старшая группа – дифференциация звуков (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, твердые и мягкие), учить определять место звука в слове, знакомить с понятием предложения; учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
- Подготовительная группа - находить слова с заданным звуком в предложении; упражнять в составлении предложении, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности; учить делить 2х – 3х сложные слова на слоги; учить составлять слова из слогов; учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Логопед: Как планируется работа по ЗКР в каждой возрастной группе?
(ответы воспитателей)
Логопед: Как часто вы планируете по ЗКР вне занятий? Вставлена ли она в вашу циклограмму?
(ответы воспитателей)
Логопед: (вывод) ЗКР одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Логопед: У вас на столах символы звуков. Выстройте алгоритм ознакомления детей, со звуком начиная с раннего возраста. (символы - З, Ш, Л).
(ответы воспитателей)
Логопед: Ознакомление со звуком происходит поэтапно от простого к сложному. Проводится не от случая к случаю, а систематически. Воспитание ЗКР осуществляется во время всех режимных моментах (речевой гимнастики, повседневном общении и т.д.)
Артикуляционная гимнастика.
Наши рекомендации к этому виду работы:
- ввести артикуляционную гимнастику в ежедневное исполнение, на занятиях, в режимные моменты;
- создать и пополнять картотеку картинок и сказок к выполнению артикуляционной гимнастики (ресурсы Интернета);
- постоянно повышать свой профессиональный уровень по данному направлению работы.
Логопед: Вывод: Артикуляционная гимнастика нужна не только детям, она полезна и взрослым. Совершенствуются подвижность органов речи, тем самым улучшается дикция.
Дыхательная гимнастика.
Логопед: Следующее, к чему мы подходим это речевое дыхание. Думаю, все знакомы с этим понятием? Речевое дыхание отличается от физиологического. Если при физиологическом дыхании: вдох – выдох – пауза и все эти промежутки одинаковы, то при речевом короткий вдох, пауза и удлиненный выдох. Наша речь происходит на выдохе. Вы наверняка замечали у детей затруднения в произнесении длинных фраз, ребенок вынужден добирать воздух, присутствует «захлебывание» воздуха во время чтения стихотворений. Вот именно укороченный выдох заставляет детей говорить быстро, без соблюдения логических пауз. Замечали? Задача воспитателя: используя игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох (это мыльные пузыри, дудочки, дутье на подвесные снежинки, листочки, бабочек, «морские гонки», вертушки, «задувание свечи», «Понюхай цветок» и пр.) Вдох на счет 1,2,3 выдох на 4,5, 6 и...15.. Произносить на выдохе с, ф, ш.
Практическое выполнение дыхательных упражнений:
- воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются;
- выдох должен быть длительным, плавным;
- ребенок не должен надувать щеки;
- не переусердствуйте, 3-5 повторений, иначе будет головокружение.
Речевое дыхание полезно тренировать и нам. Хорошо тренированное речевое дыхание пригодиться вам, когда вы выступаете публично. Ведь очень важно чтобы и дыхание и голос был подчинен вам, чтобы не возникали не логические паузы, чтобы не затухал голос. Иначе речь становится не мелодичной, не интересной.
Рекомендации к данному направлению работы:
- дыхательные упражнения также необходимо включать ежедневно в занятия, на прогулке, в режимные моменты
- д.б. создана картотека дыхательных упражнений (согласно лексическим темам, времени года и т. д)
Фонематический слух (игры).
Логопед: Теперь о фонематическом слухе или ещё его называют речевым слухом. Что это такое?
(ответы педагогов)
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем.
Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты.
Логопед: Предлагаем немного поиграть.
1. Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки.
И.П. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук «Б», хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, булка, почка, бочка, полка, дубы, зуб, барабан, корабль, вата, подарок, суп, дуб).
И.П. – основная стойка, руки на поясе. На слова со звуком «З» наклон вперед, со звуком «С» наклон назад (зайка, санки, коза, коса, зонт, сосулька, барсук, забор, роса, пузырь).
2. А теперь о фонематической функции на занятиях по математике.
Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком «Л», положите палочку перед собой:
«У кролика Тепы именины. Он пригЛасиЛ в гости ежика и беЛку. Кролик украсиЛ норку коЛосками и цветами. Тепа поставиЛ на стоЛ грибы и ябЛоки. «Просим к стоЛу» - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.
Логопед: Сколько слов со звуком Л вы услышали? (8, в одном слове звук встречался дважды)
(ответы и обсуждение задания)
Логопед: Игра с мячом. Первый называет любое слово, передает мяч своему соседу, который должен назвать уже слово, которое бы начиналось на последний звук предыдущего слова, например молоток, корова, автобус и.т.
Подведение итогов:
Логопед: В завершение ко всему хотим сказать, что работа по воспитанию ЗКР должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае результат от своей работы вы увидите. Основная ваша цель состоит в том, чтобы научить ребенка к 5 годам правильно произносить все звуки (т.е вы должны уметь рассказать и показать артикуляцию любого звука), правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Звуковая культура речи-это очень важно"
Методическое пособие отражает педагогический опыт работы в логопедической группе МДОУ "Центр развития ребенка -детский сад №1" г.Троицка Пособие может быть адресовано специалистам дошкольного образова...
Семинар – практикум для воспитателей на тему: «Звуковая культура речи – это очень важно»
Оказание помощи педагогам в планировании работы по воспитанию ЗКР у детей на различных возрастных периодах....
Консультация для воспитателей "Звуковая культура речи, как составная часть общей речевой культуры».
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры....
Консультация для воспитателей «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста»
Тема: «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация логопеда для воспитателей «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста»Консультаци...
Консультация для воспитателей "Звуковая культура речи"
консультация предназначена для педагогов дошкольного учреждения....
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие культуры речи дошкольников с помощью подвижных игр"
Подвижная игра способствует ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи, активизирует, способствует эмоциональной разрядке,обеспечивает необходимую физиче...
Семинар-практикум "Аспекты формирования звуковой культуры речи"
Цель: помочь воспитателю в организации коррекционной работы на занятиях и в индивидуальной работе с детьми....