Семинар-практикум "Аспекты формирования звуковой культуры речи"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Соловьева Ольга Владимировна

Цель: помочь воспитателю в организации коррекционной работы на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-praktikum.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Белозерский детский сад № 1»

Семинар-практикум для воспитателей

 "Аспекты формирования звуковой культуры речи"

Описание: http://edu.convdocs.org/tw_files2/urls_17/12/d-11930/11930_html_m3f436d5c.png

Подготовила:

Учитель-логопед

                                                                                                                    О.В. Соловьева

с. Белозерское

2023год

Семинар-практикум "Аспекты формирования звуковой культуры речи"

1 часть

Цель: помочь воспитателю в организации коррекционной работы на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.

Подготовка:

За 2-3 недели до проведения  семинара в методическом уголке вывешиваются следующие материалы для ознакомления:

"Нормы речевого развития детей разного дошкольного возраста",

"Комплексы артикуляционной гимнастики".

Организационный момент:

Распределение педагогов на 3 группы.

Каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука (в начале, середине, конце), занимает место за столом с соответствующей схемой.

1. Артикуляционная гимнастика

Введение в тему (выступление учителя-логопеда):

-что такое артикуляционная гимнастика

-почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

-рекомендации к проведению упражнений

Задания для работы в группах (на обсуждение каждого задания отводится до 5 мин)

1. Оценка готовности стола к проведению артикуляционной гимнастики (набор предметов на столе предусматривает наличие лишних предметов и отсутствие необходимых)

2. Выбор артикуляционного упражнения и объяснение его для группы: средней, старшей, подготовительной (каждой группе предоставляется список одинаковых упражнений)

3. Выбор формы проведения артикуляционной гимнастики для группы: средней, старшей, подготовительной (по образцу, под счет, по картинкам, названиям, в контексте сказки)

4. Может ли артикуляционная гимнастика навредить ребенку? Почему?

5. Какую ошибку допустил воспитатель?

1 группа. В средней группе разучиваются упражнения: "Месим тесто", "Вкусное варенье", "Маляр", "Дятел", "Моторчик"

2 группа. В старшей группе, где более 50% детей неправильно произносят звук с, для разминки выбраны следующие упражнения: "Лопатка", "Чашечка", "Качели", "Маляр", "Лошадка", "Чистим зубки"

3 группа. В подготовительной группе, где дети правильно, но нечетко произносят все звуки, выбраны следующие упражнения: "Слоник", "Лягушка", "Лопатка", "Иголочка", "Вкусное варенье", "Киска".

Учителем-логопедом подводится итог.

2 часть "Основные направления в работе по развитию фонематического слуха"

Цель: систематизировать знания педагогов на развитие фонематической функции речи

Введение в тему: выступление учителя-логопеда

Составляющие фонематической функции:

-фонематическое восприятие

-фонематический анализ и синтез, дифференциация звуков

-фонематические представления

1. Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки

1. И.п.- встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук б, хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, палка, булка, кабан, полка, суп, дубы, зуб, корабль, вата, подарок, зубр)

2. И.П.- основная стойка. На слово со звуком з наклон вперед, со звуком с наклон назад(зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса)

3. Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком м в середине или конце слова

Произведена тренировка всех сторон фонематической функции: фонематический слух, дифференциация, фонематические представления.

2. Развитие фонематической функции на занятиях по математике.

Учитель-логопед- Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком л, положите фишку перед собой. У кролика Тепы именины. Он пригласил в гости ежика и белку. Кролик украсил норку колосками и цветами. Тепа поставил на стол грибы и яблоки. "Просим к столу", - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.

Учитель-логопед:- Сколько слов со звуком л вы услышали?

Педагоги-8

Учитель-логопед:-какие?

Педагоги отвечают.

Учитель-логопед:- какое слово было самое короткое?

Педагоги:-стол

Учитель-логопед:-сколько в нем звуков?

Педагоги:-4

Учитель-логопед:- в каком слове звуков на один больше, чем в слове стол? На один больше, чем в слове белка?

Составьте задачи с одни из этих слов.

3. Занятия по развитию речи

Задания по группам (на обсуждение отводится до 5 мин)

Выбор скороговорок

1 группа. Для разучивания в средней группе.

Тортилла тортами не торгует.

Опятки не на пятке.

Болтун болтает, а нытик ноет.

Метатель метал молот, а Митя- молоток.

2 группа. Для разучивания в старшей группе, где многие дети заменяют с на ш, ш на с.

Саша шла по шоссе и сосала сушку.

Слоны умны.

Слоны смирны.

Слоны спокойны и сильны.

Сорок сорок воровали горох,

Сорок ворон отогнали сорок.

Сорок орлов напугали ворон.

Сорок коров разогнали ворон.

3 группа. Для разучивания в подготовительной группе, где многие дети говорят невнятно, искажают слова.

Женя не вагоноуважаемый,

и не вагоноуважатый,

А уважаемый вагоновожатый.

Жанна   обожает мороженое и пирожные, а Олежек обожает Жанну.

Я гляжу на бережок-

Не лежит ли пирожок?

Выбор стихотворения.

1 группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звуков р и рь.

2 группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении л.

3 группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звука ш.

Хорек ходил на елку                                               Мы снежинки, мы пушинки

Есть у ежика и елки                                                Покружиться мы не прочь

Очень колкие иголки.                                             Мы снежинки-балеринки

В остальном на елку еж                                          Мы танцуем день и ночь  

Абсолютно не похож.                                             Встанем вместе все в кружок

Унес хлопушку втихомолку                                   Получается снежок.

Теперь хорек своей хлопушкой                             Мы деревья побелили

Зверей пугает словно пушкой.                               Крыши пухом замели  

                                    Г.Сапгир.                               Землю бархатом укрыли

                                                                                   и от стужи сберегли.

Спит первый снег                                                    Елка в блестках ледяных

Открыт букварь зимы                                             В теплых слезках смоляных

Его еще не прочитали мы                                       Свежая, зеленая, солнцем озаренная.

Но вот уже на чистую страницу

Вспорхнула пестрой буковкой синица                  Что растет на елке?

Она звенит, как маленький звонок.                         Шишки да иголки

Как будто первый начался урок...                           Разноцветные шары

                              А.Горбунова                                не растут на елке

                                                                                     Не растут на елке

                                                                                    Пряники и флаги

                                                                                     не растут орехи

                                                                                     в золотой бумаге.

                                                                                                    С.Маршак

Блиц-опрос: найди ошибку

1. Учитель-логопед просит определить, сколько звуков в слове. При этом слова произносит следующим образом: ба-ра-ба-н, с-ка-з-ка, ма-к.

2. Учитель-логопед просит определить место звука з в словах: зонт, земля, арбуз, ваза.  

Игротека.

Внутри каждой группы воспитатели делятся на три подгруппы. Каждая из них идет к месту проведения игры, указанной на жетоне. На месте консультанты разучивают с вновь сформированными группами свою игру, после чего каждая подгруппа возвращается за свой стол, и происходит обмен информацией. таким образом каждая группа познакомится с тремя играми.

Игра с мячом "Съедобное-несъедобное".

Дети становятся в шеренгу. Водящий сообщает условия игры: Съедобны те слова, в которых есть звук ж (мяч надо ловить), остальные слова несъедобны (мяч ловить нельзя)".

Водящий поочередно бросает мяч каждому игроку, произнося слова: жаба, шайба, ножи, душ, шум, жук, ежи, мыши, желуди, шипение, кошка, ложечка, ежевика, журчат, шуршат, широкий, живут, мошки.

Игра с предметом "Звуковая эстафета".

Команды получают задание: передавая мяч друг другу, называть слово, в котором звук н (твердый) стоит в середине слова, например: окно, темно, луна, сны, ананас, щенок, поляна, кнут, кнопки, сноровка.

Настольная игра "Звуковое лото".

Цели: активизировать словарь, развивать слуховое и зрительное внимание

Оборудование: карты для играющих с изображением предметов, в названии которых есть звуки з, ж, синие сигнальные фишки с буквами з,ж.

Водящий называет слово или показывает картинку молча, игроки закрывают сигнальными фишками названную (показанную) картинку, имеющуюся на карте. После окончания игры воспитатель проверяет правильность выбора фишек.

Подведение итогов. Мониторинг по группам. Оцените, насколько полезным был представленный материал. Как относитесь к групповой форме организации работы? какая помощь нужна?  

Список литературы:

1.  Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

2.  Логопедия./Под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос. 1998.

3.  Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. - М.: Аквариум, 1995

4.  Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Власовец Г.А. М.: Детство – Пресс, 2002.

5.  Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007,№5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней  группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Доклад "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"...

Конспект в старшей группе «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи» .

Конспект на тему "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития свзяной речи"....