Консультация для родителей "Подготовка к обучению грамоте детей младшего и среднего дошкольного возраста"
консультация по обучению грамоте (средняя группа)

Спицына Екатерина Сергеевна

Консультация для родителей. В данном материале представлены игры, направленные на подготовку к обучению грамоте детей младшего и среднего дошкольного возраста. В эти игры родители могут играть со своими детьми дома. Вы также можете ознакомится с видеороликом данной консультации в разделе "Видео".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Подготовка к обучению грамоте детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Подготовила: учитель-логопед Спицына Е.С.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а также от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?

Вторая младшая группа

Задачами этого года являются:

  • обогащение словаря;
  • развитие умения правильно и чётко произносить слова;
  • формирование умения различать звуки.

Также на данном возрастном этапе большое внимание должно быть направлено на развитие у ребёнка слухового восприятия (это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу. 

Развитие слухового восприятия является важной предпосылкой для формирования звукопроизношения. Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию ребёнок овладевает умением слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения. Поэтому необходимо научить его слушать и слышать речь окружающих.

Для этого предлагаются игры.

Игры, направленные на узнавание неречевых звуков.

«Где позвонили?»

Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

«Угадай, на чём играю»

Взрослый выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь»,) внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

 Игры различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз

Игра "Близко — далеко"

Цель: Развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Ход проведения: Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).

Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а ребенок отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) - далеко - (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).

Игра "Угадай, как надо делать"

Цель: Различать определять на слух темп речи.

Ход проведения: Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге») или даже стихи:

Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва –
Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки)
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем (руки над головой).

Средняя группа

Задачами этого года являются:

  • дальнейшее развитие и увеличение словаря;
  • формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;
  • заучивание стихов, пословиц и поговорок;
  • знакомство с понятиями «слово» и «звук», деление слова на слоги;
  • формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.

Одна из самых сложных задач раздела при подготовке к обучению грамоте – это понимание термина «слово». Для этого есть ряд интересных игр. В одну из них мы сейчас с вами поиграем.

Игра «Волшебный экран»

Перед вами волшебный экран, на нем ничего нет. Я произнесу волшебные слова «Раз, два, три, покажи» и на экране появится картинка. Вы должны четко проговаривая каждый звук, произнести слово, которое обозначает картинку. Повтори ты тихо, ты громче. Давайте повторим хором, медленно, быстро.

В процессе называния самых различных предметов у детей формируется понятие о том, что слово – это название любого предмета, в дальнейшем действия и качества.

Если у вас нет возможности использовать мультимедиа, вы можете отрабатывать навыки называния слов с помощью указки или волшебной палочки. Палочкой показываете на предмет. Что это? (мяч). Послушай, как я произнесу это слово. Повтори его.

Таким образом дети начинают понимать термин «слово».

Помимо того, что дети умеют называть, подбирать слова, мы учим сравнивать слова по протяженности, то есть определяем, какие длинные, а какие короткие. 

Предлагаю вам игру: «Длинный – короткий»

Приготовьте руки, давайте поучимся измерять длину слова (кот, велосипед). А теперь вы будете измерять длину слова (сом, магазин, мяч, аквариум).

В следующей игре мы учим детей понимать термин «звук», слышать нужный звук в словах. Развивать фонематический слух.

«Поймай звук»

Я буду называть слова, а вы должны поймать только те слова, в которых услышите звук «Б» (дом, грибы, пень, морковь, бык, ворона, булка)

Можно усложнять задания, ловить только те слова, в которых звук «Б» стоит в начале слова (булка, полка, букет, шайба)

Теперь только в середине слова (колобок, лодочка, коробочка, собака).

Для следующей игры можно использовать набор картинок или предметы, которые вас окружают.

«Раздели слова на слоги»

Ребёнку необходимо назвать картинку, прохлопать слово по частям (слогам), соединить с нужной схемой.  (используется наглядный материал)

Подводя итог, можно отметить, что чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше «положительных» эмоций, реже возникают трудности. И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению благоприятно влияет на их речевое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста."

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной ...

Консультация для родителей. Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Воспитание «чистой» речи у детей – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, воспитатели, специалисты и, конечно же, родители. Нашей задачей  являе...

"Разнообразие методов при обучении детей младшего и среднего дошкольного возраста правилам дорожного движения"

презентация "Разнообразие методов при обучении детей среднего дошкольного возраста ПДД"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игр...

Консультация для педагогов «Методика организации сюжетно-ролевыми играми детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В статье подробно рассказывается о том, как выстроить линию сюжетно-ролевых игр с детьми младшего и среднего дошкольного  возраста. Вся теоретическая часть подробно подкрепляется конкретными прим...

Использование ИКТ в обучении грамоте детей с ТНР старшего дошкольного возраста

В связи с тем, что в последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.Неполноценная...