"Фонематический слух-основа правильной речи".
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Фонематический слух –
основа правильной речи!
Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.
При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (ТА-ПА-КА, ТА-ДА), трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (МИШКА-МЫШКА, БОЧКА-ПОЧКА).
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.
Известно, что звукобуквенный анализ основан на умении различать звуки, из которых состоит каждое слово, и соотносить их с нужными буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком при условии правильного взаимодействия слуха, речи и двигательного анализатора. То есть ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, начинается не в школе, а еще в дошкольном детстве.
Ещё один очень нужный навык для успешного обучения в школе – это фонематический анализ. Фонематический анализ - это разложение слова на составляющие его фонемы (звуки). И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово.
Родители могут помочь детям развить фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза с помощью разнообразных игр и упражнений. Вот некоторые из них.
Игры для развития слухового внимания.
«Что за машина?»
Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?
«Услышь шепот».
Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
Игры для развития фонематического слуха:
1. «Хлоп - топ»
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...), когда они услышат слова, с заданным звуком. Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
2. Вы читаете слова или слоги, в которых чередуются глухие и звонкие пары звуков. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладоши если слышит звонкий согласный звук:
са - за - зы - сы
со - сэ - зо - зэ
сани, сайка, зайка, знамя, скалка, свалка, звание, стакан
Аналогично проводятся упражнения на дифференциацию твердых - мягких звуков (л - л', р - р' )
3. «Повтори, не ошибись» Попросите ребенка повторить за Вами слоговые ряды:
та - да - да па - ба - ба са - за - за ка - га - га
да - та – да ба - ба - па за - са - за га - ка - ка и т.д. .
4.Определение места звука в слове
(начало, середина, конец слова).
Сначала надо убедиться в том, что ребенок понимает значение этих самых слов, для чего попросите его показать начало, середину и конец строки, небольшой веревки, линейки и т.п. Затем предложите ему определить, в каком месте слова находится, например, звук Ш
начало середина конец
ШУМ МЫШКА ДУШ
ШКОЛА МЕШОК КАМЫШ
5.Выделение звука из начала и конца слова
Сначала учимся выделять ударный гласный звук.
- Какой первый звук в слове АСТРА? А в словах: УЛИЦА, АЗБУКА, ОСЕНЬ, ЭХО, ИНЕЙ …..
- Какой последний звук в словах: ОКНО, МЕТЛА, КЕНГУРУ,ЗИМА,.
Выделение согласного звука из начала и конца слов
- Какой первый звук в словах: СТОЛ, ШКАФ, СЛОН, МАК, ШАР.
- Какой последний звук в этих же словах?
6. «Пиши кружочками»
Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.
Например, слово СТОЛ надо изобразить четырьмя кружочками
Диктуйте ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков. В дальнейшем кружочки нужно рисовать цветными – красные обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, а зеленые – мягкие согласные звуки. И тогда слово СТОЛ изобразим уже так:
7. ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ!
- предложите детям подобрать слово, которое начинается на последний звук слова СТОЛ;
- придумайте слово на заданный звук (например: на звук С – в начале слова, в середине слова, в конце слова – санки, коса, нос);
- подберите слово, в котором первый звук К, а последний – Ш (камыш, карандаш);
- что получится, если к слогу НО прибавить один звук (нож, нос,…);
- найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У (бумага, бусы, буфет, Буратино, ..);
- составь предложение, в котором все слова начинались бы со звука М (Мама моет Милу мочалкой);
- вспомни названия птиц, в которых был бы последний звук слова СЫР (воробей, сорока, ворона,…);
- назови мебель в твоей комнате со звуками Р, РЬ;
- придумай кличку собаке со звуком Р;
- игра «Цепочка» (по типу игры в «Города»). Подбираем слово на последний звук предыдущего: апельсин, нос, сок, кошка…
Желаем Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонематический слух – основа правильной речи.
игры на развитие фонематического слуха...
Фонематический слух - основа правильной речи
Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....
Фонематический слух - основа правильной речи.
Памятка для педагогов и родителей....
Фонематический слух-основа правильной речи
семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....
Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"
Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....
Фонематический слух - основа правильной речи
Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...