Преемственность в работе учителей–логопедов дошкольных и школьных образовательных организаций
учебно-методический материал по логопедии
Преемственность в работе учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций и школ -это создание системы непрерывного развивающего образования для детей 3 - 10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для педагогов школы и учителей-логопедов | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность в работе учителей–логопедов дошкольных и школьных образовательных организаций
Учитель-логопед: Морева Н.А.
Цель преемственности в работе – это создание системы непрерывного развивающего образования детей от 3-х до 10 лет. Преемственность с позиции школы – это опора на имеющиеся знания, навыки и умения, у детей. Организация работы в школе происходит с учетом дошкольного уровня развития ребенка.
Преемственность является двусторонним процессом. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка. С другой – школа-преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.
Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие помогает логопедам дошкольных образовательных организаций, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе. А также познакомиться с направлениями и методами коррекционной работы на школьном логопункте, чтобы наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, для предупреждения этих трудностей.
Взаимосвязь и преемственность между звеньями логопедических служб:
Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры.
Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом.
В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольной образовательной организации и школе.
В-четвертых, на начальном этапе, то есть при поступлении в речевую группу детского сада или логопедический пункт, логопеду ДОО необходимо своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционную работу, это дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.
Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (коррекции), то есть, в конечном счете – единая организация этих этапов или форм в рамках целостности системы образования. Реализация преемственности между звеньями обеспечивает создание системы непрерывного образования (коррекции) с учетом:
- – сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка;
- – сформированности определённых умений и навыков;
- – освоения разных форм взаимодействия с окружающим миром;
- работа с детьми должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Модель готовности выстроена, определены ее параметры. Но с одной стороны речевые нарушения (первичный дефект) полностью исправлены: произношение, различение звуков, словарный запас, грамматический строй, связная речь. С другой стороны допускаются затруднения, которые могут проявиться в дальнейшем, в школе при обучении письму и чтению и констатировать у ребенка дисграфию или дислексию.
Основные направления в работе по обеспечению преемственности:
- Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
- Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.
- Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.
Взаимодействие логопедов ДОО и школы:
-ознакомление со списочным составом и дефектами речи детей-логопатов;
-составление плана работы по устранению речевых нарушений;
-посещение занятий в ДОО логопедами школы;
-участие в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультирование будущих первоклассников (март);
-составление подробной характеристики детей-логопатов в ходе работы «круглого стола» (май);
-ознакомление с анамнезом детей-логопатов (сентябрь);
-проведение совместного логопедического обследования (сентябрь);
-коллегиальное заключение речевых нарушений;
-ознакомление с программой сопровождения учеников-логопатов;
-посещение занятий в школе логопедами ДОО в рамках программы «Адаптация» (октябрь);
-участие в работе совещания – «Круглый стол»
Результат совместной работы логопедов ДОО и школы:
- возможность отслеживания логопедами ДОО результатов обучения детей-логопатов в школе с целью совершенствования коррекционной работы;
- прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.
- сформированное позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;
- достижение необходимого уровня читательской компетенции и общего речевого развития;
- овладение чтением как видом коммуникативной деятельности.
Успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Работа по организации преемственности, должна проводиться педагогическими коллективами совместно и системно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ. ПЛАН РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА НОЯБРЬ.
В плане представлены комплексы артикуляционой гимнастики, упражнения на развитие речевого дыхания, пальчиковая гимнастика. Логопед проводит упражнения на индивидуальных занятиях, а воспитатель закрепл...
Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов ДОУ и школы в рамках реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования
ДОКЛАД на семинаре для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений и работников ДОУ «Преемственность в работе ДОУ и начальной школы в условиях введения ФГОС» в Ресурсно...
Преемственность в работе учителя - логопеда и педагога - психолога по профилактике речевых и когнитивных нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
Статья представляет опыт совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога по предупреждению речевых и когнитивных нврушений у детей младшего дошкольного возраста....
Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.
В данной презентации представлены основные задачи и направления коррекционно-развивающей работы , особенности организации в образовательном учреждении для детей дошкольного возраста....
Преемственность в работе учителей–логопедов дошкольных и школьных образовательных организаций
В статье идет речь о налаживании системы работы между специалистами дошкольных и школьных образовательных организаций....
Преемственность в работе учителей-логопедов в системе "Дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» как одно из условий непрерывного образования ребенка
Рассмотрены цели и задачи преемственности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Описаны способы осуществления данной преемственности.Ключевые слова: п...