Занятия по Нищевой подготовительная группа тема "Зима, зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пачкова Лариса Александровна

Серия занятий по развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_zimuyushchie_ptitsy.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Декабрь

1 неделя

Занятие 1

Тема: «Зима. Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные задачи: Обобщение представлений о зиме и типичных явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на картине. Совершенствование синтаксической стороны (составление предложений с противопоставлением) . Совершенствование навыка слогового анализа слов.                                                              Коррекционно-развивающие  задачи:

Развитие связной речи, фонематических представлений, тонкой и общей моторики, творческого воображения.

Оборудование: Аудиозапись “Звуки природы” репродукция картины И.Грабаря ”Зимний вечер” И.Шишкин “Зима”, снежинки.

                  Ход занятия

  1. Организационный момент:

На мольберте репродукции картин И.Грабля «Зимний вечер» , И Шишкина «Зима». Звучит запись вьюги и шума ветра

 

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца горит

Разноцветным огнём

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из под чёрных кудрей...

Здравствуй ,гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям (И.Никитин)

Сегодня мы с вами начнём разговор о зиме, которая уже вступила в свои права. Вы вспомните всё, что знаете об этом времени года и его приметах. А сейчас скажите, какие звуки вы услышали, когда вошли ко мне в кабинет?

(Шум ветра, вой вьюги)

Какая вьюга? (Холодная, злая, колючая)

Какой ветер?( Зимний, студёный, злой)

2 Упражнение «Узнай по запаху»

Сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плечи. Какой запах вы почувствовали. (Снег, лёд, ель)

3.Упражнение « Сравни и расскажи»                                                     Снег и лёд - их появление связано с появлением зимы. Сравните их и расскажите об этом.(Снег мягкий, а лёд твёрдый, Снег пушистый , а лёд гладкий, снег белый, а лёд прозрачный, снег тает быстрее, а лёд медленнее) Молодцы!                            

4. Беседа о зиме и её приметах.

Расскажите, что происходит в природе с наступлением зимы.

Перед вами стоят репродукции картин. На первой картине изображена банька на околице деревни, а на второй уголок ельника. Рассмотрите картины, это поможет вам ответить на мои вопросы.

Какое время года наступило?(Наступила холодная зима)

Что лежит на земле и деревьях( На земле и деревьях лежитпушистый снег)

Какие деревья зимой?(Деревья стоят голые, тёмные и кажутся замёрзшими)

Какое небо?(Небо высокое и ясное) Какой воздух? (Воздух морозный и чистый)

Слышится ли что-то в лесу? (В лесу тишина, только слышно как осыпается снег с веок, да стучит по стволу дерева дятел)

  1. Игра с мячом «Какой лес?»

На картине Шишкина изображён ельник - лес из елей. Давайте вспомним, как называют лес из других пород деревьев.

Лес из осин , осиновый лес -осинник

Лес из ольхи, ольховый лес - ольшаник

Лес из берёз, берёзовая роща - березняк

Лес из дубов, дубовая роща - дубрава

Лес из сосен, сосновый бор - сосняк.

  1. Сообщение плана рассказа логопедом.

        А сейчас вы составите рассказ по картине «Зимний вечер» и «Зима»                 используйте такой план:

* Что изображено на картине?

*Какое время года наступило?

*Что лежит на земле и деревьях?

*Какие деревья зимой?

*Какое небо7

*Какой воздух?

* Слышите ли вы что-то в лесу.

7.Составление рассказа по картине детьми.

 На картине «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и молодых ёлочках. Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса - светлая поляна. Над ней высокое морозное небо. Воздух в лесу чистый и морозный. На ветке старой ели сидит одинокий клёст. Стоит тишина.

 На второй картине изображена околица деревни зимним вечером. Возле забора под берёзами стоит старая банька. И земля и крыша баньки, и стога сена вдали покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Садится солнце, и небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный вечер. За банькой и вдалеке на холмах чернеет лес.

  1. Упражнение «Раздели на слоги»

Вы разглядели на картине «Зима» одинокого клеста, а каких ещё зимующих птиц вы знаете? ( сова, ворона, воробей, синица, щегол, снегирь, свиристель, дятел). Вы вспомнили много названий зимующих птиц. А теперь разделите их на слоги. (Сне-гирь - в этом слове два слога...)

  1. Упражнение «Что изменилось?»

Посмотрите на птиц возле кормушки и запомните кто , где находится.

Закройте глаза, а я уберу одну птичку. Кого не стало? (3-4р)

10.Упражнение  «Волшебные снежинки»

В окно влетают снежинки с сюжетными картинками по которым надо составить предложения.

-Вот и зима.

-Везде снег.

- На дубе сидит сова.

-А под дубом снеговик.

11. Окончание занятия.

Оценка работы детей. Что вам понравилось на занятии?

Декабрь

1 неделя

Занятие 2

Тема: «Звук и буква Нн»

Коррекционно-образовательные задачи: Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование грамматического строя речи(образование относительных прилагательных) Совершенствование  синтаксической стороны речи(составление сложноподчинённых  предложений)Совершенствование навыка чтения предложений.

     Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики, логического мышления, общих речевых навыков.                                Оборудование: Магнитная доска, конверты с плоскостными частями одежды, плоскостное изображение мальчика, клетчатого шарфа, карточка со звуковой схемой, 8 карточек для игры в домино, средний мяч, картонный цветок с разноцветными лепестками.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Развитие осязания, тактильной чувствительности, навыков звукового анализа.

Педагог встречает детей с «волшебным» мешочком и предлагает по очереди опустить руку в него и достать фигурку.

Сейчас вы по очереди нащупаете в мешочке фигурку, попробуйте угадать, кто или что это, а потом достанете фигурку и определите первый и последний звуки в ее названии. Начинайте свой ответ со слов: «У меня …». (У меня утка. Первый звук [у], а последний – [а] и т.п.).Отлично! вы справились с трудным заданием. А еще сегодня мы познакомимся с новой буквой.

2.Рассказывание логопедом стихотворения. Развитие речевого слуха, фонематических представлений.

Педагог кладет перед каждым ребенком открытый букварь.

Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.

Нос в веснушках у Наташки,

                           Наша Ната – первоклашка.

Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [н]?( Нос, Наташки, наша, Ната.) правильно, а в каком еще слове есть звук [н]?(Веснушки ). Верно.

    3.Упражнение «Поднимем сигнал». Развитие фонематического восприятия.

Педагог предлагает закрыть буквари.

Произнесите звук [н]. почувствуйте, как воздух проходит через нос. Попробуйте зажать нос и произнести звук еще раз. Не получается? Вот это и доказывает нам, что воздух проходит через нос. Как вы думаете, гласный или согласный звук? (Это согласный звук. Его нельзя петь.) Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Воздух проходит через нос. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [н]? (Синим  кружком). Правильно. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [н] от др. звуков.

Педагог раздает детям разноцветные флажки.

Я буду говорить, а вы будете поднимать флажок, если услышите звук [н].

Педагог произносит цепочку звуков, слогов, слов: «Н, а, т, н, п, у, п, н, ау, ин, ун, оп, слон, нос, стук, банан». Дети поднимают флажки.

Отлично. Вы были очень внимательными.

4.Упражнение «Что получится? » формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Педагог достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом для звукового анализа.

А сейчас мы поиграем в игру «Что получится?» Если я сначала произнесу звук [а], потом звук [н]. Что получится? (Ан) Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким – звук [н]? (Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука [н] – синий.)

Педагог выкладывает схему слога на магнитной доске.

Если я произнесу [о], потом – [н], что получится? (Он). Обозначьте звуки кружками, выложите схему.

Дети выполняют задание.

Молодцы. Разберите схему. Если я произнесу [н], потом –[ у], что получится?

(Ну). Выложите схему.

Дети выполняют задание.

Отлично. Разберите схему. Если произнесу [на], потом – [та], что получится? (Ната). Молодцы. Давайте разделим имя девочки на слоги. Произнесите слово и протопайте слоговой рисунок этого слова.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.

Вспомните имена детей, в ко-ых тоже по два слога.

          Дети подбирают имена, состоящие из 2 слогов. Педагог оценивает их работу.

5.Работа по букварю. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование навыка чтения закрытых, открытых и двусложных слов из открытых слогов.

Педагог убирает флажки и предлагает детям открыть буквари.

Посмотрите на страницу с лева. Вы видите букву Нн. Почему она синего цвета? (Она согласная). Верно. Из скольких палочек она состоит? (Из 3) Правильно. А теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы. Давайте поможем девочке Наде найти на столе и стуле все предметы, названия ко-ых начинаются со звука [н]. (Нож, ножницы, носок). А еще наперсток. Видите, он лежит на стуле. Его надевают на палец, когда шьют. А на столе в вазе стоят нарциссы. Посмотрите, какие это красивые цветы.  Теперь посмотрите на соседнюю страничку. Вы видите букву Н, ко-ую сложили из палочек и из бумаги. Дома вы попробуете сложить такую же букву. А сейчас давайте почитаем слоги в зеленой рамке. (Ан, ун, он, ин, на, ну, но, ни). Теперь будем читать слова. Дуги под ними будут вам помогать. Они показывают, как правильно соединять буквы при чтении. Давайте попробуем прочитать слова. (Он, она, они, нота, Ната, Нина). Посмотрите, как выглядит нота. Это знак записи музыки. Прочитайте еще раз подпись под картинкой. (Нота). А теперь посмотрите на др. картинку. Мы видим 2-х девочек. Давайте прочитаем, что там написано.(Тут Ната и Нина). Молодцы! Вы прочитали предложение. В предложении целых 4 слова: Тут, Ната, и, Нина. Видите, слова в предложении пишутся раздельно. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка. Следующую страницу букваря вы рассмотрите дома с мамой и поиграете в игры, ко-ые на ней есть.

6.Подвижная игра  «Козочка». Координация речи с движением, развитие подражательности, творческого воображения.

  Я козочка Ме-ке-ке,                            Идут по кругу, взявшись за руки.

 Я гуляю на лужке.

 Острые рожки,                                  Показывают «рожки».

  Тоненькие ножки.                                Прыгают на двух ногах.

  На самой макушке –                        Делают «ушки» из ладошек.

 Бархатные ушки.

 Язык полотняный,                           Показывают язык «лопатой».

  Хвостик конопляный …                 Рукой показывают хвостик.

7.Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, совершенствование  навыка печатания.

Педагог раздает детям рабочие тетради, ставит на столики контейнеры  с простыми и цветными карандашами.

На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы Нн. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их? (Синим). Почему? (Буква Н – согл.). Выполняете задание.

Дети выполняют задание. Педагог следит за их осанкой.

Какие предметы нарисованы у вас в тетради? (Ноты, ножницы, нарцисс). Я очень рада, что вы запомнили слова нарцисс, нота. С какого звука начинаются эти слова? (Со звука [н]). Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после того как пополдничаете. А сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я «пишу» её в воздухе.

Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» новую букву в воздухе.

Затем дети «пишут» новую букву в воздухе.

Посмотрите, как я напишу её на доске.

Педагог пишет новую букву на доске.

Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.

Дети пишут  строчку буквы Н  в тетради, педагог оказывает им помощь.

8.Игра «Составь и прочитай». Совершенствование навыков составления и чтения слогов и слов с буквой Н.

Педагог раскладывает рядом с доской магнитные буквы.

Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой. Возьми сначала букву Н, Настя, и поставь её на доску. Теперь возьми букву А и поставь её после буквы Н. Прочитай, что получилось. (На). Теперь возьми букву Н, .., и поставь её на доску. Теперь возьми букву У и поставь её после буквы Н. прочитай. (Ну).

Таким же образом каждый ребенок составляет и читает по одному слогу. Аналогично проводится работа по составлению из 2 слогов и чтению слов с новой буквой. Дети составляют и читают слова: нота, Ната, Нина, пони. Можно обратить внимание детей на то, что имена написаны с заглавной буквы.

  1. Игра «Поможем куклам». Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [т], [п], [н] в словах.

Педагог кладёт на стол перед детьми изображение кукол в одежде красного, желтого и зеленого цветов, рассыпает на столе картинки, в названиях ко-ых есть звуки [т],[ п],[ н].в комплекте должно быть хотя бы по одной картинке с каждым из перечисленных звуков в названиях для каждого из детей и несколько лишних картинок (торт, картошка, тапки, туфли, платье, подушечка, лапа, сапожки, корзинка, носочки, сарафан, босоножки, роза, ваза.)

Посмотрите на картинки, ко-ые лежат перед вами. Сейчас вы должны будете выбрать картинки со звуком [т] в названиях и положить их рядом с куклой Таней. Потом вы выберете картинки со звуком [п] в названиях и положить их рядом с куклой Полей. А картинки со звуком [н] вы должны положить рядом с куклой Натой. Будьте внимательны. Здесь есть картинки, ко-ые не подойдут ни одной из кукол.

Дети молча выполняют задание, педагог останавливает игру тогда, когда допущена ошибка. Дети совместными усилиями исправляют ошибку, помогают др. другу.

  1. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог убирает атрибуты.

С какой буквой вы сегодня познакомились? (…).  Какая это буква? (…).Какие слова на звук [н] вы запомнили? (…). Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы!

Декабрь

1 неделя

Занятие 3

Тема: «Зима. Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные задачи: Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней. Совершенствование  навыка звукового анализа. Совершенствование навыка пересказа.

Коррекционно-развивающие задачи:Развитие связной речи, фонематических представлений, арикуляционной, тонкой и общей моторики, логического мышления, речевого слуха, общих речевых навыков.

Оборудование: МольбертАудиозапись П.Чайковского”Зимнее утро”из детского альбома с заеписью звуков зимнего леса.Картина И. Грабаря “Сказка инея и восходящегго солнца, рассказ Д.Зуева “Зимний лес”, мнемотаблица к рассказу, веточки в растворе поваренной соли, сюжетные картинки,фишки

1.Организационный момент

Ход занятия.

  1. Организационный момент.(Слушание отрывка из пьесы П.Чайковского «Зимнее утро»)

   Сегодня мы свами продолжим разговор о зиме.Вы расскажите мне всё, что знаете об этом времени года. Мы рассмотрим картину И. Грабаря «Сказка инея и восхищённого солнца», будем пересказывать рассказ «Зимний лес». Вы услышали музыку войдя в кабинет, каким стало ваше настроение?

  1. Рассказывание стихов русских поэтов о зимнейприроде.

Мы с вами много стихов русских поэтов о зиме. Послушайте стихи, которые созвучны по настроению картине «Зимнее утро»

                 Вот север тучи нагоняя...

                             (Пушкин)

Чародейкою зимой

Околдован лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит (Ф.Тютчев)

Мама глянь-ка из окошка-

Знать, вчера недаром кошка...(А.Фет)

Белая берёза под моим окном... (С.Есенин)

  1. Рассматривание картины «Сказка инея и восходящего солнца»

Что изобразил художник на картине. Опишите деревья, землю, небо.

(Художник нарисовал зимний берёзовй лес, белоствольные берёзы стоят , опушенные инеем. На земле лежит снег. Небо ясное, чистое, высокое. Видно, что это морозный день.)

Какие тона предпочитают на картине и почему? (Картина написана в светлых тонах- здесь белый, розовый, голубой и нежно сиреневый цвет)

Мы наблюдали за тем, что снег никогда не бывает чисто белым. Его цвет зависит от освещения. Цвет снега может меняться, если солнышко спряталось за тучу или выглянуло из-за туч.Расскажите, какой снег вы видели ( Я видел серябристый снег утром. Я видела белый снег с голубыми тенями.Днём снег был золотистым. А на восходе снег кажется розовым. А вечером снег кажется синим)

На картине Игоря Грабаря снег тоже не белый, на нём играют оттенки всех цветов от голубого до розового.

Как еще можно охарактеризовать снег, изображённый на картине. Какой снег? (рыхлый, мягкий холобный, блестящий) Что вы можете сказать о берёзках. ( белоствольные, заснеженные, с розоватыми ветками) Представьте, что мы оказались на поляне перед берёзками.Что мы увидим, что мы услышим, почувствуем в зимнем лесу. Послушайте звуки зимнего леса и подумайте.Расскажите о своих ощущениях. (Воздух в зимнем лесу свежий и холодный. Щёки пощипывает мороз. Глаза слепит от снега и инея. В лесу тихо, только где-то далеко стучит дятел.) А ветер есть?

( В лесу тихо и безветренно) Правильно, ветра нет, поэтому иней не осыпается с веток. Какое у нас настроение при рассматривании картины? ( Радостное, на картину приятно смотреть)

  1. Чтение рассказа Д. Зуева «Зимний лес»

А теперь я прочитаю вам рассказ, который по настроению созвучен картине.

Пробушевала метель - и волшебно преобразился лес...

Хорош лес в зимнем уборе!

5. Беседа по тексту рассказа с использованием мнемотаблицы.

Давайте поговорим о том, что вы сейчас услышали. Таблица поможет вам ответить на мои вопросы. С чего начинается рассказ? Как стало в лесу после метели? (Пробушевала метель и лес преобразился. Стало тихо.)

Что значит преобразился? ( Значит стал другим, стал лучше, изменился)

Кого напоминает лес автору?( Стоит лес , словно витязь в железной кольчуге) О ком дальше говорит автор? (Синичка сядет на ветку, а ветка и не дрогнет) Как описаны в рассказе крохотные ёлочки? (На поляне стоят крохотные ёлочки) Автор говорит, что ёлочки стоят особняком, что это значит?( Значит стоит в стороне, особо.) Ёлочки хороши и пригожи? Как вы понимаете слова пригожи?  ( Очень красивые) О каких деревьях говорится дальше? Какие причёски и стройных сосен? Что у них на макушках? (Вьюга сделала причёски стройным соснам, на макушках у них пышные шапки снега) Автор говорит , что вьюга посеребрила причёски? Что это значит? ( Сделала блестящими, серебряными») Как описана в рассказе берёзка? (Берёзка опустила ветки вниз, как косы, а иней их осыпала серебром, на солнце блестит её кора).

Как в рассказе описан глубокий сон зимней природы? ( Деревья, покрытые снежными кружевами, застыли в глубоком сне.)

Что говорит автор о сверкании снега? ( Сверкает снег, вспыхивает блестящими искрами)

Как заканчивается рассказ? (Хорош лес в зимнем уборе)

  1. Повторное чтение рассказа.(с опорой на мнемотаблицы)
  2. Пересказ рассказа детьми.
  3. Физкультурная пауза «Медведь»

Как на горке снег, снег                дети стоят по кругу

И на ёлке снег, снег                   приседают

А под горкой спит медведь             бегут по кругу на носочках.

Тише, тише не шуметь!                останавливаются.

  1. Упражнение «Составь схему»

Составьте предложение по картинке и сосчитайте слова в этом предложении. Составьте его схему.

_______  ________  ________ _______ _______ _______.

10. Окончание занятия.  Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию из бумаги в подготовительной группе "Зимующие птицы"

 Цели:Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка»).Продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперёд части поделки.Воспитывать аккуратность в склад...

Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"

В конспекте представлен практический материал для проведения занятия в подготовительной группе по теме "Зимующие птицы": подобрано художественное слово(стихи, загадки), физкультминутка, игра на закреп...

Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"

Конмпект занятия для подготовительной к школе груупы...

Конспект занятия для подготовительной группы «Зимующие птицы»

познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка; изготовить «п...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Зимующие птицы»

Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».Коррекционно-образовательные задачи:- расширение словарного запаса по теме «Зимующие птицы»;- активизации поз...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...