Значение артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей̆
Значение артикуляционной гимнастики
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык — главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения, необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (ш, ж, р, л).
Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребёнок усваивает звуки П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, С, 3, Л, К, Г, X. Свистящие (С-3), шипящие (Ш-Щ), сонорные (Р-Л) в возрасте 2-2,5 лет ребёнок пропускает или заменяет.
В это время необходимо проводить подготовительную работу, которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Можно предложить ребёнку определить игрушку по звукоподражанию (собака, корова, кошка, мишка и т.д.) или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан, металлофон и т.д.).
Для исправления дефектного звукопроизношения в начале артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом, чтобы ребёнок видел движения языка. Это ему необходимо для того, чтобы видеть в каком положении находится язык при произнесении звуков. Постепенно артикуляционные навыки автоматизируются, надобность в зрительном контроле отпадает.
Выполняя упражнения артикуляционной гимнастики («губы вытянуты трубочкой», «растянуть в улыбку», «высовывать язычок и прятать за нижние зубки», «поднимать язык к верхним зубам», «стучать кончиком языка по верхним зубам, щёлкать кончиком языка «как лошадка скачет» и многие, многие другие упражнения) нужно быть терпеливым, ласковым, спокойным; обязательно хвалить ребёнка, стимулировать мотивацию к занятиям и не огорчаться, если некоторые упражнения не получаются сразу, повторить их вместе с ребёнком. Заниматься с ребёнком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в форме сказки («жил да был в своём домике весёлый язычок…»).
Артикуляционная гимнастика очень важная часть работы по исправлению недостатков звукопроизношения, но только часть. Логопед, в зависимости от индивидуальных особенностей речи ребёнка, подбирает задания для занятий с ним дома. Родители закрепляют то, что было сделано в группе логопедом и воспитателями. Без закрепления, полученные навыки, за несколько дней, могут потеряться, и тогда работу приходится начинать сначала.
Подготовил
логопед
Иващенко А.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение артикуляционной гимнастики для детей в детском саду
Особое значение звукопроизношение имеет при поступлении в школу....
Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"
Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"...
Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Статья по логопедии по теме: Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игро...
Значение артикуляционной гимнастики.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА...
Значение артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика...
Значение артикуляционной гимнастики
Консультация для родителей...
Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных н...