Методические разработки занятий по обучению детей с общим недоразвитием речи пересказу текста.
методическая разработка по логопедии на тему
В данной методической разработке представлены методы и приёмы, которые можно использовать для организации коррекционной работы с детьми с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические разработки занятий по обучению детей с общим недоразвитием речи пересказу текста.
Целью данной методики является развитие восприятия текста у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- развитие восприятия текста;
- использование картины как знаково-символической системы, универсального средства для организации различных символико-моделирующих видов деятельности;
- конструирование специальной пространственно-развивающей среды (наличие игрового оборудования, методических пособий);
- использование различного наглядного материала и игрового оборудования для организации деятельности детей;
- развитие логико-временных связей событий при пересказе текста;
- развитие понимания развернутого текста на семантическом и структурно-синтаксическом уровнях;
- обогащение словарного запаса с уточнением значений слов;
- развитие понимания смысла сюжетной картины и серии сюжетных картин;
- расширение знаний и представлений об окружающей действительности;
- расширение познавательного опыта детей, в частности, развитие зрительного и слухового восприятия, формирование представлений об окружающем мире;
- развитие эмоционально-волевой сферы детей;
- развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности детей;
С целью преодоления нарушений восприятия текста детьми с общим недоразвитием речи мы предлагаем использовать в логопедической работе следующие методики, разработанные разными авторами:
- Метод мнемотехники.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в виде мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая.
Занятие состоит из нескольких этапов.
На 1 этапе происходит рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
На 2 этапе осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
После перекодирования, на 3 этапе, осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.
При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работа идет с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить.
Перед занятием идет большая предварительная работа (педагога и детей):
- подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
- обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
- подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;
- выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии. (вопросы, подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т. д.)
Схема-модель учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Использование данного метода способствует:
- появлению у детей желания пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;
- расширению круга знаний об окружающем мире;
- активизации словарного запаса;
- преодолению у детей робости, застенчивости, научению свободно держаться перед аудиторией.
- Работа с закрытой картиной (спрятанным предметом) как методический прием для развития разговорной речи детей с ЗРР.
Цель работы с закрытой картиной или спрятанным предметом – научить детей задавать вопросы (картинка на первом этапе повернута тыльной стороной, а предмет спрятан за ширму). В ситуации, когда дети не видят картинку или предмет, их речь (вопросы), обращенная к педагогу, оказывается максимально мотивированной, и дошкольники постигают основную коммуникационную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения.
Чтобы дети узнали содержание картинки или вид спрятанного предмета (форма, цвет, величина, классификационная принадлежность и т. д.), с ними проводится беседа.
Усложнение работы с закрытыми объектами ведется по трем основным направлениям:
- содержание (сюжет) закрытой картинки или вид спрятанного предмета;
- содержание и форма вопросов к картинке или спрятанному предмету;
- степень самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предметом.
Развитие самостоятельности и активности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предметом осуществляется через организацию данного вида деятельности. В подготовительной группе дети хорошо знакомы с классификацией предметов, обобщающими понятиями, овладели в достаточной степени диалогической формой речи. В этом случае можно использовать работу с «маленьким учителем». Ему адресуются вопросы дошкольников, так как только он видит картинку или спрятанный предмет. И ребенок сам формулирует ответы. Педагог контролирует и направляет диалог «маленького учителя» с группой детей: «Спроси Мишу, что есть на картинке? Повтори ответ».
Использование перечисленных приемов работы способствует развитию у дошкольников навыка описания. Сначала предмет устно описывается по частям (голова куклы, волосы, лицо, цвет глаз, затем одежда, обувь, положение рук и т. д.). Описание верхней части, центра, нижней части картинки делают дети со средним уровнем развития речи, а малыши со слабым уровнем развития речи повторяют их ответы. Дошкольники с высоким уровнем развития речи описывают картинку или предмет в целом.
Таким образом, осуществляется индивидуальный подход к детям при обучении диалогической речи и связному рассказу по закрытой картинке или спрятанному предмету.
Данный прием можно использовать при работе в парах, где один ребенок задает вопросы, а другой, у кого закрытая картинка, отвечает. Далее первый ребенок описывает то, что изображено на картинке, а затем рисует. Результат работы они оценивают вместе. При работе в парах логопед лишь контролирует процесс работы каждой пары и иногда, если требуется помощь, направляет диалог в нужное русло.
После выполнения детьми рисунка обязательно производится анализ работ малышей: сопоставление их с оригиналом и между собой.
- Организация символико-моделирующей деятельности, воспроизводящей художественные образы картины в окружающей действительности.
Способность ребенка адекватно понимать различного рода картины и иллюстрации основывается на соотнесении изображения с реальностью. Символико-моделирующие виды деятельности позволяют перевести содержание графического изображения в трехмерную действительность, то есть создать образы картины в окружающем пространстве и тем самым активизировать мыслительную и речевую деятельность детей.
В процессе моделирующих видов деятельности, таких как игры, элементы театрализации, рисование, аппликация, предметное моделирование, по содержанию картины у детей формируется ориентировка на целостный образ, отдельные компоненты изображения начинают восприниматься дошкольниками во взаимосвязи.
Организация символико-моделирующих видов деятельности требует соблюдения ряда условий:
- достаточно длительного исполнительского этапа, в ходе которого дети активно анализируют картину, подбирают необходимые элементы, используют сопровождающую речь, получают положительный отклик со стороны взрослого и других детей;
- обеспечения операционно-технической стороны продуктивных и игровых видов деятельности через развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие оценочного отношения детей к результату своей деятельности;
- стимулирования речевого сопровождения (вопросы, побуждения, пояснения, констатация готового результата).
Для реализации всех этих условий большое значение имеет игровая деятельность детей по содержанию картины. В основе игры лежит сюжет, заранее определенный темой художественного произведения. В ней моделируется, воспроизводится та сфера действительности, которая изображена на картине. Театрализованную игру (например, режиссерскую или игру-драматизацию) при обучении рассказыванию по картине рекомендуется использовать как деятельность, позволяющую моделировать изображенные на картине отношения.
Организуя игру, можно предложить детям разные ситуации:
- использование только соответствующих данной картине атрибутов;
- выбор на основе анализа содержания картины;
- моделирование с опорой на картину;
- моделирование без образца (без картины в поле зрения) и т. п.
Изобразительная деятельность (рисование, аппликация) в структуре работы предполагает проведение различных изобразительных игр. С одной стороны, развитие восприятия готовых изображений выступает как важнейшая предпосылка возникновения собственной изобразительной деятельности, с другой стороны, собственный рисунок зачастую помогает адекватному восприятию предложенной картины.
При обучении детей рассказыванию по картине можно использовать следующие приемы:
- показ взрослым, как можно воспроизвести содержание картины с помощью средств изобразительной деятельности (линия, цвет, аппликация);
- дорисовывание рисунков, выполненных взрослым, с целью расширения их содержания (в соответствии с картиной);
- воспроизведение одного и того же содержания разными способами (аппликация, рисование);
- моделирование композиции из плоскостных объектов;
- моделирование композиции с помощью объемных предметов;
- дополнение сюжетных изображений недостающими деталями;
- изображение пропущенных элементов (серии последовательных картин);
- изображение объектов картины приемом рваной аппликации по готовому контуру;
- воспроизведение содержания картины с применением природных и бросовых материалов;
- активное использование музыки, литературных произведений, театральной драматизации и т. д.
Такая система работы имеет преимущество по сравнению с использованием только словесных методов обучения рассказыванию по картинке. Она позволяет расширять и актуализировать словарь детей в связи с потребностями другой (неречевой) деятельности, а также уточнять представления детей о пространстве и формировать специфическое представление о нем (ребенок практическим путем учится правильно воспринимать пространственные отношения в двухмерном пространстве и воспроизводить их в трехмерный).
Для обучения рассказыванию по картине рекомендуется использовать разные варианты организации символико-моделирующих видов деятельности.
Прием вхождения в картину. Ребенку предлагается поставить себя на место конкретного объекта, изображенного на картине. При этом объектом может быть как одушевленный персонаж, так и неодушевленный предмет. Прием поэлементного диктанта. Педагог, прибегая к совместным действиям, образцу и подробной словесной инструкции, предлагает детям последовательность выполнения, фиксирует их внимание на соотнесении каждого выбранного предмета с изображением, уточняет пространственное расположение предметов.
Прием комментированного рисования (описан О. П. Гаврилушкиной). Педагог схематизировано изображает на доске или на листе ватмана всю картину или ее части, формируя таким образом у детей представление о разных графических способах передачи одного и того же содержания.
Прием зарисовывания. Педагог (или кто-то из детей) располагает предметы в пространстве. Остальные дети зарисовывают это расположение. Этот прием позволяет закреплять представление детей о способах моделирования и построения изображений, активизировать их речемыслительные процессы.
Прием фотографирования. Взрослый фотографирует результат моделирующей деятельности детей по содержанию картины и предлагает им фотографию для рассматривания и последующего рассказывания. В работе с детьми фотография может использоваться для сравнения с картиной, актуализации в памяти собственного опыта. Рассказ по фотографии является промежуточным звеном между рассказыванием по картине и рассказыванием на основе личного опыта.
Прием сюжетного видения предполагает создание сюжетных композиций с опорой на наглядность (картину).
Таким образом, символико-моделирующая деятельность детей по воспроизведению художественных образов картины в окружающей действительности выступает определяющим моментом в создании смыслового образа изображенной на картине ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях.
В статье дана краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Обоснование необходимости учитывать их особенности в процессе коррекционной работы, и описание применяемых здоровьесберегаю...
Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"
Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...
"Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"
В данной работе подробно описывается применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотво...
Материал из опыта работы " Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"
В представленной работе раскрывается организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования. Представленный материал, поможет решить п...
Методическая разработка:"Роль экологического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"
Методическая разработка:"Роль экологического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с 65 Выборгского района г. Сан...
Методическая разработка с инфографикой для детей с общим недоразвитием речи.
Конспект ИОС по развитию речи в подготовительной логопедической группе с использованием инфографики на тему «Дикие животные»...
Методическая разработка для работы с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста «Город мастеров».
В данной методической разработке содержатся материалы для активизации словаря по теме "Профессии" (инструменты), для развития фонематических функций, плавного выдоха, развития слогового анал...