Конспект занятия в подготовительной группе для с ОНР по теме "Родственные слова".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Работа над родственными словами проводилась с детьми на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Отдельные задания дети выполняли с родителями дома.
Можно предложить следующую последовательность ознакомления детей с родственными словами.
- Наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте.
- Упражнения в определении родственных слов в тексте.
- Упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор.
- Упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов).
Детям объясняется, что есть слова-родственники. Эти слова чем-то похожи друг на друга. Чем же? Во всех словах повторяется общая часть. Слова-родственники должны звучать похоже. В семье родственники похожи друг на друга. Вы похожи на своих мам, пап, бабушек... Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова-родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_teme_rodstvennye_slova.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Формирование словарного запаса. Родственные слова.
Цель.
1.Уточнять и расширять словарный запас путем практического усвоения родственных слов.
2. Учить выделять родственные слова из текста.
3. Учить самостоятельно подбирать родственные слова и употреблять их в составе предложений.
Оборудование: сюжетная и предметные картинки к стихотворению «Солнечное», сюжетная и предметные картинки к рассказу «Дружная семейка», конверт с загадками от слов-родственников.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед предлагает детям повторить за ним пары слов и сесть.
лес - лесок лесок - лесник лесник - лесной
гриб - грибок грибок - грибник грибник - грибной
рыба - рыбка рыбка - рыбак рыбак - рыбный
П. Постановка цели.
Сегодня мы познакомимся с интересными словами.
1.Чтение рассказа «Дружная семейка».
В роще под березой вырос гриб-великан. Потянулся он, оглянулся и увидел, что рядом растет еще один грибок, на него похожий. Вдруг зашевелился березовый лист, и из-под него показался грибочек-малыш. Улыбнулся гриб- великан: «Все на меня похожи...» Но тут послышались веселые голоса, это были грибники. Собрали они дружную семейку в свою корзинку. Вкусный получился грибной суп!
Читая рассказ, логопед выставляет на доске предметные картинки к родственным словам.
ГРИБ - ГРИБОК - ГРИБОЧЕК - ГРИБНИКИ - ГРИБНОЙ СУП
Потом еще раз сам называет картинки и говорит, что гриб-великан был прав. Все слова звучат похоже, в них есть общая часть «гриб».
2. Объяснение смысловой общности слов.
Совместно с детьми выясняется значение слов.
ГРИБ - это растение.
ГРИБОК - это маленький гриб.
ГРИБОЧЕК - так ласково называем маленький грибок.
ГРИБНИКИ - это люди, которые собирают грибы.
ГРИБНОЙ - суп, который сварили с грибами.
3. Вывод.
Такие слова называются словами-родственниками, живут они дружными семьями и, как родные люди, похожи друг на друга. В этих словах есть общая часть.
Ш. Упражнение детей в определении родственных слов в текстах и самостоятельном их подборе.
1. Внимательно послушать рассказ «Дружная семейка» еще раз и назвать другие слова-родственники, которые в нем есть.
Дети выделяют слова «береза» и «березовый».
а) логопед предлагает детям еще вспомнить слова, похожие на слово «береза».
Как мы скажем, если береза маленькая? - березка.
Как ласково березку назовем? - березонька.
Что за гриб-великан рос под березой? - подберезовик.
Как будет называться грибок-малыш? - подберезовичек.
2. Выбор родственных слов из стихов.
Слова-родственники прислали нам стихи-загадки. Логопед показывает детям конверт, достает письмо и читает:
«Мы слова похожие,
Как родственники схожи.
Мы живем одной семьей,
Поиграть хотим с тобой!»
а) Логопед читает стих «Солнечное» и просит найти в нем слова- родственники.
Солнышко утром проснулось,
Солнечно всем улыбнулось.
Будет солнечный день –
Подсолнух не прячется в тень.
Солнце по небу гуляет,
Подсолнух за ним наблюдает.
Подсолнечный свой наряд
Солнцу показывать рад...
Дети выделяют слова, а логопед подкрепляет их ответы предметными картинками
б) Отгадать загадку.
Белый мороз
К палочке прирос.
Молочное, шоколадное
И всегда прохладное.
(Мороженое)
в) Найти в тексте загадки слово- родственник.
г) Самостоятельно подобрать слова- родственники к слову «мороз».
Дети подбирают следующие слова: морозец, морозище, морозный, заморозить, отморозить, Морозко.
Если задание вызывает затруднение, то логопед помогает детям вопросами.
Как назовем сильный мороз? - морозище.
Как ласково назовем мороз? - морозец.
Что можно сделать с продуктами в холодильнике? - заморозить.
Если мороз сильный, то нос можно... - отморозить.
Как называется сказочный герой? - Морозко.
IV. Динамическая пауза.
Игра с мячом «Раз, два, три, четыре, пять! Идем родственников звать».
1. Вспомнить и назвать фруктовые, ягодные и овощные соки.
яблоко - яблочный
слива - сливовый
вишня - вишневый
морковь - морковный И т. п.
2. Назвать крупу, из которой сварили кашу.
гречневая - гречка
рисовая - рис
пшенная - пшено И т. п.
V. Упражнение детей в употреблении родственных слов в составе предложений.
1. Составить предложения со словами-родственниками с помощью предметных картинок.
На доске картинки: солнце, солнышко, солнечный день, подсолнух, подсолнечное масло.
Яркое солнце показалось из-за тучи.
В солнечный день ребята загорали у реки.
На нашем огороде вырос высокий подсолнух.
Маша пошла в магазин за подсолнечным маслом.
VI. Упражнение детей в умении выделять из ряда родственных слов лишнее слово.
Логопед предлагает детям закрыть глаза, слушать слова, которые он будет говорить, и «рисовать» картинку. Потом просит назвать одно слово, которое не подходит ко всем остальным.
Цепочки слов:
- пастух – пастушок – послушный – пастуший – пасет
- булка – булочка – булочник – хлеб – булочная
- кот – котик – каток – котище – котеночек
Совместно с логопедом дети объясняют выбор лишнего слова.
VII. Итог.
Мы познакомились со словами-родственниками. Какие вы запомнили «дружные семейки»? Дети называют цепочки из 2-х - 4-х родственных слов. Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе Слова-предметы (живое-неживое)
Целю данного занятия является- формироватние понятия о словах, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы.Дети учатся задавать вопросы к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленн...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»
Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».Задачи: развивать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь детей; формировать культуру общения....
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»
конспект занятия по развитию речи...
Конспект занятия в подготовительной группе « Волшебные слова»
Обучение детей говорить вежливые слова,Ю быть воспитанными...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях" (В гостях у куклы Маши)
Закрепление пройденного материала....
Конспект занятия в подготовительной группе «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги»
....
Конспект занятия в подготовительной группе по экологии на тему: «Колыбельная из двух слов»
Конспект занятия в подготовительной группе по экологии на тему: «Колыбельная из двух слов»Составила: Лобжанидзе Р.Р.Цель: формирования у детей знаний о самом важном орган...