особенности логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра
статья по логопедии на тему
особенности логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_logopedicheskoy_raboty_v_usloviyah_sotsialno.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности логопедической работы в условиях Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Джанкабулова Дианна Кайржановна
Логопед ГКУ РС(Я)
«Республиканский социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних», г.Якутск
dishka-fishka@rambler.ru
Специфика нашего учреждения состоит в круглосуточном пребывании детей. Пребывание это краткосрочное: в среднем 2-5 мес. Поэтому стоит сложная задача оказания наиболее эффективной помощи в наименьший промежуток времени, с учетом того, что большинство поступающих детей имеют сложные полиморфные речевые нарушения или коммуникативные проблемы.
Поступающие к нам дети разновозрастные и имеют самый широкий спектр отклонений: нарушение речи (как устной, так и письменной), задержка психоречевого развития, нарушение зрения, состояния, пограничного с умственной отсталостью, «социально-педагогическая (бытовая) запущенность», а также различные явления социальной дезадаптации. В устной и письменной речи, при чтении у таких детей отмечается масса специфических ошибок.
Целью логопедического воздействия в условиях социально-реабилитационного центра является обеспечение специализированной диагностико-консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза, а также выявление резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду.
В процессе логопедического воздействия решаются следующие задачи:
- Выявление детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и оказание им логопедической помощи.
- Диагностика уровня речевого развития.
- Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах.
- Констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.
- Адаптация логопедических диагностик и коррекционных методик.
- Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
- Логопедическое сопровождение детей, находящихся в Центре.
Логопедическая коррекция осуществляется по следующим разделам:
«Диагностика», «Коррекция», «Консультирование».
На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата – дизартрия, ринолалия; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи), а также дети, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку, чтению.
I ДИАГНОСТИКА
Раздел «Диагностика» представляет собой обследование состояния высших психических функций и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях РСРЦН и предусматривает использование:
- Методики обследования внимания, памяти, мышления.
- Методики логопедического обследования.
- Наглядного материала, используемого в ходе процедуры обследования ВПФ и речи.
- Речевой карты, позволяющей провести анализ результатов.
Первичную диагностику состояния речи воспитанника лучше всего проводить через 2-3 дня с момента поступления его в Центр. Количество часов, отводимых на первичную диагностику, находится в тесной зависимости от состояния речи ребенка на данном этапе его развития, эмоционально-личностных особенностей ребенка, психического состояния, соматического здоровья.
Первичная диагностика представляет собой развернутое обследование речи и анализ состояния речевой деятельности, с целью постановки более дифференцированного речевого диагноза. Для этого проверяется состояние всех сторон речи. По результатам обследования выставляется логопедическое заключение и составляется индивидуальный план работы. Результаты обследования зачитываются на заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии.
Следующая диагностика проводится через 1-2 месяца с целью выявления динамики и внесения (по мере необходимости) коррективов индивидуальный план работы.
На этом этапе учитывается даже незначительная динамика (увеличение объёма памяти, выделение «лишней» картинки, повышение учебной мотивации, правильное выполнение артикуляционных упражнений, выполнение плавного длительного целенаправленного выдоха, усвоение какой-то одной грамматической категории, применение правила на письме, правило о предложении, выделение заданного звука из слова, деление слова на слоги, припоминание и называние слов на заданный звук и т.д. ).
II КОРРЕКЦИЯ
Процесс коррекционно-развивающего обучения строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Развитие и обучение детей с различными речевыми нарушениями и трудностями в обучении осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода.
Коррекционный раздел логопедической работы включает два этапа:
- Подготовительный этап, цель которого:
- создание установки на коррекционную работу,
- повышение учебной мотивации,
- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,
- формирование фонематических процессов.
Собственно коррекционно-развивающий этап направлен на коррекцию речевых нарушений:
- постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь;
- работа по усвоению и совершенствованию лексико-грамматических категорий,
- формирование и развитию связной речи, навыков построения связного высказывания.
- развитие мелкой моторики.
- предупреждение и коррекция дисграфии.
- привитие навыков коммуникативного общения.
III КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Консультативная работа включает в себя:
- работу с педагогами Центра. Логопед оказывает помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей-логопатов;
- работу с родителями (или их законными представителями) – сообщает об успехах и проблемах детей на логопедических занятиях.
Список литературы:
- Елизарова Н.А., Волосач О.И. Логопедическое сопровождение детей младшего школьного возраста в условиях Центра диагностики и консультирования. – Новосибирск. 2007 – 123 с.
- Под ред. В.С.Кукушина— М.: ИКЦ. Логопедия в школе: Практический опыт., - Ростов н/д, 2004 – 73 с.
- Н.Н. Болясова, Е.В. Барановская, И.Л. Ваенская, Е.В. Мазанова, О.Ф. Фролова. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендации - Самара: Изд-во МИР, 2009г.
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей, оказавшихся втрудной жизненной ситуации...
Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики дошкольника в повседневной жизни в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».
СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка...
Реализация психотерапевтической функции в работе воспитателя посредством игротерапии в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Игротерапия, как метод психотерапевтического воздействия в работе воспитателя,способствующий преодолению психологических и социальных проблем....
Социально-психологическая реабилитация детей – жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
презентация раскрывает сущность и специфику социально-психологической реабилитации детей-жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности каждого человека....
Особенности агрессивности детей дошкольного возраста. Методы взаимодействия с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра.
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики з...
Реабилитационная программа: Культура поведения и общения для детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Жизнь ребенка в реабилитационном центре связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги, родители), где каждый наделён своими индивидуальными особенностями, а все вместе о...