Конспект интегрированного занятия для детей с ТНР в подготовительной к школе группе «Зима»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №22»
города Аши Челябинской области
Районный конкурс для учителей-логопедов и учителей-дефектологов УО
«Лучшая методическая разработка»
Тема «Зима»
Возрастная категория детей - подготовительная к школе группа
Выполнила:
Носкова Н.А. –
учитель – логопед
первой квалификационной категории
стаж работы: 8 лет
Аша – 2017
- Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
- Тема занятия: «Зима».
- Цель: закреплять и систематизировать знания о признаках времени года - зима.
- Программное содержание:
- коррекционно-образовательные задачи:
Обобщать представления о зимних изменениях в природе. Совершенствовать грамматический строй речи, продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь детей. Познакомить со звуками [Л], [Ль].
- коррекционно-развивающие задачи:
Развивать связную речь: умение составлять сложные предложения; развивать фонематическое восприятие, развивать слуховое внимание; общую, мелкую и артикуляционную моторику; координацию речи с движением, творческое воображение при составлении синквейна по теме - зима.
- коррекционно-воспитательные задачи:
продолжать воспитание навыков сотрудничества, инициативности, активности, самостоятельности; воспитывать любовь к природе.
- Словарная работа на занятии:
Обогащение и закрепление активного словаря по теме «Зима»: зима, снег, снежинка, снегопад, снеговик, подснежник; холодная, метельная, пушистая, морозная, волшебная, тёплая, поздняя, сказочная; кататься, смотреть, играть, лепить.
- Индивидуальная работа с детьми:
- автоматизация звуков у детей при чтении стихотворений, составлении сложных предложений,
- координация речи с движением в различных видах деятельности на занятии.
7. Предварительная работа с детьми:
- наблюдения в природе - за зимними явлениями природы, рассматривание картин и иллюстраций о зиме, просмотр мультфильма С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев; заучивание с детьми стихотворений, подбор комплекса пальчиковой гимнастики по теме.
8. Оборудование:
Мультимедиа, контейнеры с манкой по количеству детей, синие квадратики, иллюстрации с изображением предметов на звуки [Л], [Ль]; елка, пластмассовые снежинки, шарики Су – Джок по количеству детей, индивидуальные зеркала, разрезные картинки на тему «Зима» по количеству детей; демонстрационный материал: иллюстрации по теме «Зима», схема синквейна.
- Организационный момент
Логопед: Доброе утро, дети!
Дети: Доброе утро!
Логопед: Я хочу вам сегодня предложить отправиться в волшебное путешествие, в очень интересное время года: холодное, снежное, вьюжное. В это время года мы с вами отмечаем замечательный праздник – Новый год, можем покататься на лыжах и коньках, поиграть в снежки. Вы, конечно, уже догадались, о чем идет речь, но, прежде, чем вы ответите, я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Дети смотрят отрывок из мультфильма (1,5-2мин.)
Логопед: Дети, пожалуйста, кто расскажет нам, в какое время года сегодня я вам предлагаю отправиться путешествовать? Это лето? Это осень? Это весна?
Дети: Это зима.
Логопед: Правильно! А вы хотите со мной в путешествие?
Дети: Да.
Логопед: Хорошо. Давайте займем удобные места в салоне нашего волшебного поезда и отправимся в путь (дети встают, образуя круг).
- Основная часть
1).
Логопед: Зима – красивое, волшебное время года. Сколько прекрасных произведений написано музыкантами, художниками и поэтами про зиму. А как мы узнаем зиму, и по каким приметам, об этом нам прочитают стихотворения дети:
(Дети читают стихотворение: «Вы узнаете зиму?» Т. Шорыгиной)
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд не кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаете зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаете зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Логопед: Молодцы! А вы, ребята, умеете отгадывать загадки? Сейчас я вам загадаю загадки о зиме, а вы послушайте внимательно и постарайтесь назвать правильную отгадку.
- Он черной тучей был сначала,
Он белым пухом лег на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез.
Дети: Снег.
Логопед: Правильно, слушайте следующую загадку:
Белая, узорчатая звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
Дети: Снежинка
2). Игра со снежком в кругу: «Почему мы любим зиму?»
Логопед: Около детского сада нашла вот этот волшебный снежок. Хотите с ним поиграть?
Логопед: Сейчас мы с вами будем сочинять большой рассказ о зиме. Снежок мы будем передавать друг другу из рук в руки, поэтому встаньте поближе, чтобы не потерять его. Каждый будет рассказывать нам всем, почему он любит зиму.
- Я люблю зиму, потому что…- можно носить теплые сапоги.
(Логопед передает снежок ребенку)
(Каждый ребёнок проговаривает фразу и передаёт «снежок» другому)
- Я люблю зиму, потому что можно кататься на лыжах, коньках.
- Я люблю зиму, потому что мне нравится смотреть на падающий снег.
( потому что - новый год, можно играть в снежки, слепить снеговика…)
Логопед: Молодцы! Посмотрите, какой большой рассказ мы сочинили о том, почему мы любим зимнее время года.
Логопед: Наше путешествие продолжается… У нас остановка, наш волшебный поезд прибыл на станцию «Снежная», и я вас приглашаю поиграть.
3). Подвижная игра: «Снежок»
Выпал беленький снежок. Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег. Остановились, машут руками перед собой.
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши, Указательным пальцем «грозят»
Ловим снег – хлопок в ладоши. «ловят»
Руки в стороны, по швам – Разводят руки в сторону,
Снега хватит вам и нам. Опускают по швам.
(Дети садятся за столы)
Логопед: Занимаем места за столами, мы в волшебной мастерской Зимушки.
У каждого из вас на столах снежинки, посмотрите какие они красивые и все разные.
4). Игра: «Зимний комплимент»
Логопед: Снежинки эти не простые - надо взять снежинку в руки и сказать красивые слова Зимушке. Подумайте и ответьте на вопрос: «Зима - она какая?»
- Саша, возьми снежинку и скажи мне свое красивое слово.
- Хорошо. А теперь, Таня….
Дети: Зима – холодная, метельная, пушистая, морозная, волшебная, тёплая, поздняя, сказочная…
Дети называют слова – прилагательные…
Логопед: Молодцы
Много слов вы назвали о зиме. Да, зима бывает …..
А сейчас попробуйте нарисовать свою снежинку на манке, постарайтесь нарисовать самую красивую снежинку….
Логопед: Молодцы. Настала пора отдохнуть нашему язычку.
5). Артикуляционная гимнастика:
Логопед: Дети, поставьте перед собой зеркала, будем выполнять артикуляционную гимнастику.
Сядьте правильно. Спину держите прямо. Руки положите на колени. Выполняем упражнение «Чашечка», «Почистим зубки», затем «Барабанщик».
Логопед: Молодцы, вы правильно выполнили упражнения для язычка.
- Пока мы с вами делали гимнастику, наш волшебный поезд увез нас в зимний лес.
6). Знакомство со звуками [Л], [Ль]
- Послушайте стихотворение:
Белым-бело! Белым-бело!
Всю землю снегом замело!
Нарядным стало всё село
— белым-бело, белым-бело!
- Какой звук очень часто повторяется в словах?
Дети: [Л].
Логопед: Правильно! Давайте произнесем этот звук все вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук [Л] .
Логопед: Обратите внимание: при произношении этого звука - кончик языка упирается в верхние зубы, зубы сближены, губы в улыбке. Как вы думаете, звук [Л] – гласный или согласный?
Дети: Согласный
Логопед: Верно. Послушайте слова: лес, лыко, Леня, колос….
Как вы думаете, это звук бывает только твердым? Или он звучит в разных позициях - твердый и мягкий?
Дети: Этот звук бывает твердый и мягкий.
Логопед: Каким цветом обозначаем твердый и мягкий звук?
Дети: Твердый - синим цветом, а мягкий – зеленым цветом.
Логопед: Правильно. На столе у вас синие и зеленые квадраты. Сейчас я вам буду называть слова с этими звуками, а вы внимательно послушаете, и поднимите тот квадрат, который, по вашему мнению, подходит для звука.
Логопед называет слова, используя опорные иллюстрации с нужным звуком. Дети слушают и поднимают квадраты нужного цвета, услышав звуки [Л] или [Ль].
Логопед: Молодцы вы справились с заданием.
7). Игра: «Укрой ёлочку»
Логопед: Зимой лес выглядит сказочно, волшебно. И берёзки и ёлочки одеты в снежные шубки. Как вы думаете, почему деревья зимой не мерзнут?
Дети: Они укрыты снегом.
Логопед: Ребята, посмотрите на эту маленькую ёлочку, на ней нет снега. Зима забыла укрыть её своим тёплым покрывалом. А теперь я предлагаю вам взять в руки снежинки, и мы отправимся с вами укрывать елочку от мороза. Я прошу вас вспомнить красивые слова о зиме, в которых живут звуки [Л] или [Ль]. Мы будем говорить слова, и класть на веточки елочки наши снежинки.
Дети: Лед, лыжи, лыжник, лес, холод, салазки, …
Логопед: Смотрите, какая елочка- красавица, покрылась белым снежным покрывалом.
Вы, наверное, уже устали. Присаживайтесь у елочки, будем отдыхать.
8). Сказка «Ёжик в зимнем лесу» (Пальчиковая гимнастика с Су – Джок)
Дети садятся на ковер по кругу.
Логопед: В сказочном лесу, в маленьком уютном домике жил – был Ёжик. (Шарик Су – Джок спрятан в ладошках). Однажды проснулся он зимой, вышел на улицу и увидел повсюду снег. (Шарик Су – Джок лежит на левой ладошке). Побежал ежик на лесную полянку, где гулял летом. Как красиво вокруг! (Раскатываем шарик по ладошке). А вот и старый дуб. Ёжик подбежал к дубу (Прокатываем шарик по большому пальцу). Под дубом были беличьи следы. Ёжик побежал по ним и увидел белочку (Прокатываем шарик по указательному пальцу), помахал он ей лапкой и побежал дальше (Нажимаем верхней фалангой пальца на шарик). Увидел Ёжик заячьи следы и побежал по ним (Прокатываем шарик по среднему пальцу). Под кустом сидел маленький зайчик - Ёжик помахал ему лапкой (Нажимаем верхней фалангой пальца на шарик). Заметил Ёжик лисьи следы и побежал по ним (Прокатываем шарик по безымянному пальцу). За деревом увидел рыжую лису и помахал ей лапкой (Нажимаем на шарик верхней фалангой пальца). Побежал Ёжик дальше и увидел волчьи следы - отправился по ним (Прокатываем шарик по мизинцу). Увидел маленьких волчат - помахал и им лапкой (Нажимаем на шарик верхней фалангой пальца). Погулял Ёжик на зимней полянке, но пора было возвращаться домой (Круговые движения шариком Су – Джок по ладошке).
- Отдохнули? Посмотрите, у вас, у каждого контейнер с разрезными картинками. Я вам предлагаю собрать картинку – и у нас получится большая красивая картина о зиме.
9). Упражнение: «Собери картинку»
Логопед: Молодцы ребята. Какие замечательные картинки вы собрали. У нас получилась галлерея картин. Расскажите мне, что у вас нарисовано художниками на ваших картинах?
Дети: На моей картинке изображены дети, которые катаются на лыжах.
На моей картинке изображен зимний лес.
(дети играют в снежки, птицы в кормушке…)
10). Итог занятия:
Логопед: О каком времени года мы говорили во время нашего путешествия?
Давайте порадуем зимушку и ещё раз расскажем о ней, составив синквейн по схеме к слову зима:
Дети: - Зима.
- Снежная, холодная.
- Приходит, морозит, метёт.
- Любим кататься на коньках.
- Волшебница.
Логопед: Вы отлично справились со всеми заданиями. Молодцы!
И наше путешествие подощло к концу. Вам понравилось путешествовать в зимнее время года?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы "Зимующие птицы"
Занятие направлено на закрепление и расширение знания о зимующих птицах, развитие внимания, памяти, мелкой моторики руки. Развитие прослеживающей функции глаза и укрепление глазных мышц....
Игровое занятие для детей с нарушениями речи подготовительной к школе группы "Игры от волшебницы Зимы"
Игровое занятие для детей с нарушениями речи подготовительной к школе группы "Игры от волшебницы Зимы"...
Конспект занятия по развитию пространственной ориентировки в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"
Данный конспект занятия может использоваться на групповых занятиях по развитию ориентировки в пространстве для дошкольников с нарушением зрения....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект подгруппового коррекционного занятия для детей с нарушениями зрения в подготовительной к школе группе «Зима».
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе имеющих нарушения зрения. Занятие напрвлено на развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей, поисковой и глазодвигательной функций...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы»
Занятие "Зима. Зимние забавы" в подготовительной группе...
КОНСПЕКТ спортивный праздник для детей подготовительной к школе группы «Зима пришла – веселье принесла»
Спортивный праздник «Зима пришла – веселье принесла» Образовательная область – Физическое развитие....