Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Чепуренкова Марина Евгеньевна

 

Занятие направлено на закрепление и расширение знания о зимующих птицах, развитие внимания, памяти, мелкой моторики руки. Развитие прослеживающей функции глаза и укрепление глазных мышц. Направлено на воспитание доброго, заботливого отношения к птицам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 18 “Хрусталик”

города Белово Кемеровской области

Конспект занятия по окружающему миру

для детей подготовительной к школе группы

"Зимующие птицы"

подготовила  

воспитатель

Чепуренкова Марина Евгеньевна

г. Белово

2012

Задачи:

1.        Образовательные:

Закрепить и расширить знания о зимующих птицах.

2.    Коррекционно-развивающие:

Развивать внимание, память, мелкую моторику рук. Развивать прослеживающую функцию глаза, укреплять глазные мышцы.

3.        Воспитательные:

Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. Раскрыть перед детьми на литературных примерах хорошие поступки.  

Оборудование:

Иллюстрации зимующих птиц, сказка Г. Х. Андерсена "Дюймовочка", лабиринты "Приведи птицу к кормушке" (раздаточный материал на каждого ребенка). Для изготовления кормушки: макеты кормушек для демонстрации, коробки из картона, ножницы, нить, цветная бумага и картон, фломастеры. Фигурка птенца, одевающееся на палец ребенка (из картона), для зрительной гимнастики (каждому ребенку).

Ход занятия:

1. Организационный момент. Игра "Прилетели птицы"

Цель игры: активизация внимания, припоминание названий птиц.

Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи (на слово "мухи" - хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (на слово "макароны"- хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки (на слово "комары"- хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы (на слово "куницы"- хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы и скворцы… Все вы молодцы!

2. Чтение отрывка из сказки Г. Х. Андерсена "Дюймовочка"

Цель: воспитание доброго отношение к птицам. Раскрытие перед детьми на литературных примерах хорошие поступки.

Педагог предлагает детям вспомнить сказку и зачитывает отрывок, о том как добрая девочка спасает ласточку [1].

Воспитатель: Ребята, кто главный герой сказки?

Дети: Главная героиня сказки - Дюймовочка.

Воспитатель: Какие еще действующие лица встречаются в сказке?

Дети: В сказке мы встречаем еще маму Дюймовочки, жаб, жука, полевую мышь и ласточку.

Воспитатель: Как вы думаете, какой характер был у Дюймовочки?

Дети: Дюймовочка была добрая, хорошая, отзывчивая, заботливая.

Воспитатель: Какой добрый поступок она совершила?

Дети: Дюймовочка спасла жизнь ласточки. Кормила и заботилась о ней всю зиму.

Воспитатель подводит итог, что "Добро - это такие дела и поступки, от которых хорошо, радостно и приятно."

3. Беседа о зимующих птицах

Цель: закрепление и расширение знаний о зимующих птицах.

Воспитатель:  Ребята, ласточка - это перелетная или зимующая птица?

Дети: Ласточка - перелетная птица.

Воспитатель: Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: вороны, снегири, голуби, воробьи, галки, синицы, дятлы, сороки, совы, дрозды.

Воспитатель: Верно. Птицы в природе делятся на перелетных и зимующих. К зимующим также относятся: глухарь, тетерев, королек, свиристель (педагог демонстрирует иллюстрации, названных птиц).

Среди зимующих птиц есть кочующие, например, синица. Летом она живет в лесу, а с наступлением холодов селятся ближе к людям, для того, чтобы прокормиться и пережить суровое время.

А вот зимующая птица - клест в холодное время выводит еще и птенцов. Для этих птиц - холод не страшен, самое главное для них, чтобы было достаточно пищи, пища как бы "греет" их изнутри. Зимой клестам доступны семена ели, ими-то клесты и кормятся (педагог демонстрирует иллюстрацию "Гнездо клестов с птенцами" ).

4. Гимнастика для глаз "Птенцы" [2]

Цель: развитие прослеживающей функции глаза, укрепление глазных мышц.

Педагог читает стихотворение Татьяны Кислинской, а ребенок, держа голову неподвижно, медленно и аккуратно выполняет движения глазами вверх-вниз (с земли - высоко на дерево), скользя взглядом за движением нарисованных птенцов. Время выполнения упражнения - несколько секунд.

Птенцы

У птенцов стряслась беда -

Все упали из гнезда.

На ладошках аккуратно

Мы отправим их обратно.

5. Игра "Найди зимующих птиц"

Цель: закрепление знания зимующих птиц, развитие внимания, памяти.

Педагог делит группу на команды и предлагает выбрать из набора картинок только зимующих птиц (набор картинок у каждой команды свой). Задача  участников команд путем обсуждения вспомнить всех зимующих птиц, выбрать соответствующие картинки и перенести на стол своей команды. Учитывается не быстрота выполнения задания, а правильность выборов - выигрывает та команда, которая допустила меньше всех ошибок.

6. Стихотворение "Покормите птиц зимой"

Цель: воспитание доброго, заботливого отношения к птицам, развитие мышления.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что мы с вами можем седлать для "братьев наших меньших" - птиц , сейчас зимой? " Как мы можем им помочь?

Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что необходимо сделать кормушки.

Воспитатель зачитывает стихотворение Александра Яшина "Покормите птиц"[4]:

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю, 
Много птицу осталось здесь.

7. Игра лабиринт "Приведи птицу к кормушке"

Цель: развитие прослеживающей функции глаза, укрепление глазных мышц. Развитие внимания, мелкой моторики рук (приложение 2).

8. Физкультминутка "Мы кормушку смастерили "

Цель: снятие напряжения у детей.

Проговариваются строки из стихотворения Зои Александровой  "Новая столовая" [3]:

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь –сосед
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели 
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомиться кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

 9. Мастерим кормушку

Цель: воспитание доброго отношение к птицам, желание помочь.  Развитие мышц мелкой моторики рук, укрепление зрения.

Детям предлагается материал для изготовления кормушек: макеты кормушек для демонстрации (например, в виде домика с крышей и окнами из цветной бумаги), коробки с прорезями "крест на крест", ножницы, нить, цветная бумага и картон, фломастеры. Приветствуется фантазия, инициатива, придумывание собственных элементов, необычность оформления, подчеркивается, что птицам будет очень приятно прилетать к красивой, с любовью, заботой и терпением, выполненной кормушке.

10. Итог 

Педагог спрашивает, что больше всего понравилось на занятии, что нового узнали и чему научились.

Затем дети выстраиваются в круг и повторяют вместе слова стихотворения Игоря Мазнина [3] "Давайте будем дружить"  сопровождая соответствующими движениями.

Давайте будем дружить

Друг с другом

Как птица с небом,

Как поле с лугом,

Как ветер с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И звери, и птицы,

И доверяли нам,

Как самым верным

Своим друзьям!

Давайте будем

Беречь планету -

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей вселенной

Только одна.

Для жизни и дружбы

Она нам дана.

Иллюстрации

Приложение 1

1 002.jpg1 003.jpg1 004.jpg1 005.jpg1 006.jpg1 001.jpgКопия 1 001.jpgКопия 1 008.jpg1 011.jpg1 009.jpg1 008.jpg1 010.jpg1 012.jpg1 013.jpg1 017.jpg

Приложение 2

Лабиринт "Приведи птицу к кормушке"

\\Ca9194f0108b404\c\Марина\кормушка.jpgкартинка 002.jpg

Список используемой литературы

1. Большая книга сказок. -  М.: Махаон, 2006. - 416 с.

2. Кислинская, Т. Как восстановить  и сохранить зрение у ребенка. - СПб.: Питер, 2010. - 128 с.

3. Скалон, Т.А. Экология для детей старшей группы детского сада : методическое пособие.: Кемерово:  Изд-во КРИПКиПРО, 2010. - 104 с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

4. http://www.litera.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию пространственной ориентировки в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"

Данный конспект занятия может использоваться на групповых занятиях по развитию ориентировки в пространстве для дошкольников с нарушением зрения....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы Тема «История обыкновенных вещей»

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла)....

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группе. «Ознакомление с родным краем «Парк Победы»».

Задачи:• познакомить детей с парком Победы города, героями-земляками;• расширять знания дошкольников о событиях Великой Отечественной войне, активизировать словарный запас понятиями: Отечест...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы "Скоро мы - ученики"

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром   для детей подготовительной к школе группы "Скоро мы - ученики"...

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы "Таинственный космос"

Данное занятие поможет обобщить и систематизировать полученные знания о космосе....