Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Занятие направлено на закрепление и расширение знания о зимующих птицах, развитие внимания, памяти, мелкой моторики руки. Развитие прослеживающей функции глаза и укрепление глазных мышц. Направлено на воспитание доброго, заботливого отношения к птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_chepurenkova_marina_okruzh_mir_zimuyushchie_pticy_-_kopiya.zip | 796.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 “Хрусталик”
города Белово Кемеровской области
Конспект занятия по окружающему миру
для детей подготовительной к школе группы
"Зимующие птицы"
подготовила
воспитатель
Чепуренкова Марина Евгеньевна
г. Белово
2012
Задачи:
1. Образовательные:
Закрепить и расширить знания о зимующих птицах.
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать внимание, память, мелкую моторику рук. Развивать прослеживающую функцию глаза, укреплять глазные мышцы.
3. Воспитательные:
Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. Раскрыть перед детьми на литературных примерах хорошие поступки.
Оборудование:
Иллюстрации зимующих птиц, сказка Г. Х. Андерсена "Дюймовочка", лабиринты "Приведи птицу к кормушке" (раздаточный материал на каждого ребенка). Для изготовления кормушки: макеты кормушек для демонстрации, коробки из картона, ножницы, нить, цветная бумага и картон, фломастеры. Фигурка птенца, одевающееся на палец ребенка (из картона), для зрительной гимнастики (каждому ребенку).
Ход занятия:
1. Организационный момент. Игра "Прилетели птицы"
Цель игры: активизация внимания, припоминание названий птиц.
Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи (на слово "мухи" - хлопают в ладоши).
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (на слово "макароны"- хлопают в ладоши).
Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки (на слово "комары"- хлопают в ладоши).
Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы (на слово "куницы"- хлопают в ладоши).
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы и скворцы… Все вы молодцы!
2. Чтение отрывка из сказки Г. Х. Андерсена "Дюймовочка"
Цель: воспитание доброго отношение к птицам. Раскрытие перед детьми на литературных примерах хорошие поступки.
Педагог предлагает детям вспомнить сказку и зачитывает отрывок, о том как добрая девочка спасает ласточку [1].
Воспитатель: Ребята, кто главный герой сказки?
Дети: Главная героиня сказки - Дюймовочка.
Воспитатель: Какие еще действующие лица встречаются в сказке?
Дети: В сказке мы встречаем еще маму Дюймовочки, жаб, жука, полевую мышь и ласточку.
Воспитатель: Как вы думаете, какой характер был у Дюймовочки?
Дети: Дюймовочка была добрая, хорошая, отзывчивая, заботливая.
Воспитатель: Какой добрый поступок она совершила?
Дети: Дюймовочка спасла жизнь ласточки. Кормила и заботилась о ней всю зиму.
Воспитатель подводит итог, что "Добро - это такие дела и поступки, от которых хорошо, радостно и приятно."
3. Беседа о зимующих птицах
Цель: закрепление и расширение знаний о зимующих птицах.
Воспитатель: Ребята, ласточка - это перелетная или зимующая птица?
Дети: Ласточка - перелетная птица.
Воспитатель: Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: вороны, снегири, голуби, воробьи, галки, синицы, дятлы, сороки, совы, дрозды.
Воспитатель: Верно. Птицы в природе делятся на перелетных и зимующих. К зимующим также относятся: глухарь, тетерев, королек, свиристель (педагог демонстрирует иллюстрации, названных птиц).
Среди зимующих птиц есть кочующие, например, синица. Летом она живет в лесу, а с наступлением холодов селятся ближе к людям, для того, чтобы прокормиться и пережить суровое время.
А вот зимующая птица - клест в холодное время выводит еще и птенцов. Для этих птиц - холод не страшен, самое главное для них, чтобы было достаточно пищи, пища как бы "греет" их изнутри. Зимой клестам доступны семена ели, ими-то клесты и кормятся (педагог демонстрирует иллюстрацию "Гнездо клестов с птенцами" ).
4. Гимнастика для глаз "Птенцы" [2]
Цель: развитие прослеживающей функции глаза, укрепление глазных мышц.
Педагог читает стихотворение Татьяны Кислинской, а ребенок, держа голову неподвижно, медленно и аккуратно выполняет движения глазами вверх-вниз (с земли - высоко на дерево), скользя взглядом за движением нарисованных птенцов. Время выполнения упражнения - несколько секунд.
Птенцы
У птенцов стряслась беда -
Все упали из гнезда.
На ладошках аккуратно
Мы отправим их обратно.
5. Игра "Найди зимующих птиц"
Цель: закрепление знания зимующих птиц, развитие внимания, памяти.
Педагог делит группу на команды и предлагает выбрать из набора картинок только зимующих птиц (набор картинок у каждой команды свой). Задача участников команд путем обсуждения вспомнить всех зимующих птиц, выбрать соответствующие картинки и перенести на стол своей команды. Учитывается не быстрота выполнения задания, а правильность выборов - выигрывает та команда, которая допустила меньше всех ошибок.
6. Стихотворение "Покормите птиц зимой"
Цель: воспитание доброго, заботливого отношения к птицам, развитие мышления.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что мы с вами можем седлать для "братьев наших меньших" - птиц , сейчас зимой? " Как мы можем им помочь?
Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что необходимо сделать кормушки.
Воспитатель зачитывает стихотворение Александра Яшина "Покормите птиц"[4]:
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птицу осталось здесь.
7. Игра лабиринт "Приведи птицу к кормушке"
Цель: развитие прослеживающей функции глаза, укрепление глазных мышц. Развитие внимания, мелкой моторики рук (приложение 2).
8. Физкультминутка "Мы кормушку смастерили "
Цель: снятие напряжения у детей.
Проговариваются строки из стихотворения Зои Александровой "Новая столовая" [3]:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь –сосед
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомиться кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
9. Мастерим кормушку
Цель: воспитание доброго отношение к птицам, желание помочь. Развитие мышц мелкой моторики рук, укрепление зрения.
Детям предлагается материал для изготовления кормушек: макеты кормушек для демонстрации (например, в виде домика с крышей и окнами из цветной бумаги), коробки с прорезями "крест на крест", ножницы, нить, цветная бумага и картон, фломастеры. Приветствуется фантазия, инициатива, придумывание собственных элементов, необычность оформления, подчеркивается, что птицам будет очень приятно прилетать к красивой, с любовью, заботой и терпением, выполненной кормушке.
10. Итог
Педагог спрашивает, что больше всего понравилось на занятии, что нового узнали и чему научились.
Затем дети выстраиваются в круг и повторяют вместе слова стихотворения Игоря Мазнина [3] "Давайте будем дружить" сопровождая соответствующими движениями.
Давайте будем дружить
Друг с другом
Как птица с небом,
Как поле с лугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И звери, и птицы,
И доверяли нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем
Беречь планету -
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей вселенной
Только одна.
Для жизни и дружбы
Она нам дана.
Иллюстрации
Приложение 1
Приложение 2
Лабиринт "Приведи птицу к кормушке"
Список используемой литературы
1. Большая книга сказок. - М.: Махаон, 2006. - 416 с.
2. Кислинская, Т. Как восстановить и сохранить зрение у ребенка. - СПб.: Питер, 2010. - 128 с.
3. Скалон, Т.А. Экология для детей старшей группы детского сада : методическое пособие.: Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. - 104 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию пространственной ориентировки в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"
Данный конспект занятия может использоваться на групповых занятиях по развитию ориентировки в пространстве для дошкольников с нарушением зрения....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы Тема «История обыкновенных вещей»
Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла)....
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы . Тема:"Весна"
Составление описательных расскаов о весне с опорой на картинку...
Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группе. «Ознакомление с родным краем «Парк Победы»».
Задачи:• познакомить детей с парком Победы города, героями-земляками;• расширять знания дошкольников о событиях Великой Отечественной войне, активизировать словарный запас понятиями: Отечест...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы "Скоро мы - ученики"
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы "Скоро мы - ученики"...
Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы "Таинственный космос"
Данное занятие поможет обобщить и систематизировать полученные знания о космосе....
Конспект познавательного занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы "4 ноября - День народного единства".
Конспект занятия о Дне народного единства....