Артикуляционный тренинг для педагогов
консультация по логопедии на тему

Алтухова Елена Витальевна

Артикуляционный тренинг для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnyy_trening.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Органы артикуляции

Артикуляция – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов составляющих слоги, слова.

Виды артикуляционных упражнений

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на:

Упражнения для нижней челюсти

Упражнения для щёк

Упражнения для губ

Упражнения для языка

Упражнения для мягкого нёба.

(Воспитателям предложена подборка упражнений для губ, щёк, языка…)

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

1.     Позевывание.

2.     Глотание слюны.

3.     Полоскание горла.

4.     Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

5.     Покашливание.

               Упражнения для нижней челюсти.

1.     Открывание и раскрывание рта.

2.     Жевательные движения.

3.     Движения нижней челюсти влево-вправо.

         Упражнения для щек.

1.     Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.

2.     Перегонка воды из одной щеки в другую.

3.     Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для губ.

1.     Улыбнуться, не обнажая зубы.

2.     «Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

3.     «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

4.     «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

5.     «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.

6.     Вибрация губ (фырканье лошади).

7.  «Трубач». Из положения «трубочка» - движения губ влево-вправо.

8.     Чмоканье.

9.Удержание губами карандашей.

10. Выплевывание губами.

Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).

1. «Лопаточка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

2. «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

3. Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.

4. «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние , затем за нижние зубы.

5. Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

6. Сплевывание с кончика языка.

7. Слизывание капель сладкой воды кончиком  языка с вогнутой поверхности ложек.

8. «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.

9. Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.

10. «Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно.

11. «Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.  

12. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

13. «Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

14. «Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.

15. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

16.  «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего до школьного возраста проводится ежедневно в утренние часы (первый раз),

и после дневного сна (второй раз) по инструкции педагога.

Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом.

 Продолжи тельность гимнастики — до 5 мин.

В комплекс должно входить 4—5 упражнений: 2—3 статических и 2—3 динамических.

Артикуляционную гимнастику  выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.

Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Педагог рассказывает о  предстоящем  упражнении,  используя игровые приемы.

Показывает выполнение упражнения.

Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите затем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Чтобы создать благоприятный эмоциональный фон для артикуляционной гимнастики, можно сочинить с ребёнком сказку о Весёлом язычке и выполнять под эту сказку необходимые упражнения.

Детям нравится, когда выполнение каждого артикуляционного упражнения сопровождается показом соответствующей картинки.

Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.

Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще древнегреческий философ Аристотиль отмечал, что у детей губы служат для сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой греческий философ Гипократ считал, что воздух производит звук, голова резонирует, язык артикулирует. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.

Для формирования правильного произношения звуков И. Г. Песталоцци считал необходимым, чтобы взрослые помогали ребенку в этом "при помощи искусного, психологически - обоснованного расположения рядов звуков и хорошо разработанных приемов".

Способность к членораздельным звукам К. Д. Ушинский считал незначительным преимуществом человека перед животными. Главным же является самонаблюдение, самосознание человека. Животные не имеют способности к самонаблюдению, иначе бы они создали язык.

Вторым фактором "Человек, выросший в одиночку остается немым, как зверь", который может выражать определенными звуками только чувство боли, голода.

Я. А. Коменский считал, что речь предназначена, для того чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать.

Отсутствующие в произношении звуки, отмечал А.. Н. Гвоздев, в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка.

Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты в звукопроизношении, что доказывает необходимости работы по обучению детей правильному звукопроизношению. Вывод: артикуляция способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (тренинг для педагогов)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА(тренинг для педагогов)         Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляци...

Тренинг для педагогов по артикуляционной гимнастике.

План проведения тренинга для педагогов по артикуляционной гимнастике и развитию речевого аппарата дошкольников....

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»

- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...

Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"

Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....

Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе  В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций...