Родительское собрание «Развитие речи у детей дошкольного возраста»
презентация по логопедии по теме

Наталия Телкова

«Развитие речи у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_7.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Развитие речи у детей дошкольного возраста»

   Одним из основным фактором риска в предшкольный период являются языковые проблемы (задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, нарушение грамматического строя речи, неровный темп речи, повторы в речи).

   В последнее время много говорят о необходимости развития речи, однако родители не всегда уделяют этому должное внимание, а порой, даже желая развивать речь, делают это неправильно.

Мама недоумевает: «Я так много читала ему, рассказывала стихи, учила, объясняла, так много разговаривала с ним,   но результата нет, он сам не может описать самую простую картинку, ни о чем рассказать не может». Не удивительно, ведь это мама рассказывала, говорила, объясняла, а не ребенок, для того чтобы ребенок научился хорошо говорить, для того чтобы у него сформировалась связная речь (умение связно выражать свои мысли, представления, эмоции) необходимы некоторые условия.

  Прежде всего, у ребенка должен быть стимул для разговора. Это может быть ваш вопрос или просьба о чем-то рассказать, друг, которому всё интересно, сестра или брат, с нетерпением ожидающие рассказа и т.п. Стимулом может стать поездка за город и поход в музей, впечатления от новой театральной постановки и новая игра. Чем более разнообразна жизнь, тем больше поводов для разговора. Взрослые очень любят всё рассказывать и объяснять сами. С малышами 3-4 лет это необходимо, а более старшим детям, тем боле дошкольникам, необходимо говорить, рассказывать, объяснять самим. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить ударение и произношение, но  всегда дать выговориться. Ребенка очень легко сбить, отвлечь внимание, поэтому взрослый должен слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.  

   Нужно специально учить ребенка составлять рассказ по сюжетной картинке. При этом следует объяснить, как составляется рассказ, как подбираются синонимы, как можно образовывать новые слова. Можно начинать предложение, а ребенок будет сам заканчивать, подбирая разные варианты.

   Следует систематически расширять запас слов, которым владеет ребенок. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книжку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающие слова. Новые, незнакомые слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно выговаривать их.

  Для обогащения словарного запаса детей ничего специально не нужно организовывать, искать сложные пособия и методики, стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Предметом и поводом для разговора может стать абсолютно любой предмет, поступок, явление природы, домашние дела, настроение. Игра в слова может скрасить долгий путь в электричке. Играя с ребенком, мама может гладить бельё, мыть посуду. Итак, например,  моем мы тарелку.  

 - Опиши, какая у меня тарелка? (По форме, по цвету, по величине, по вместительности).

- Из какого материала она сделана? (Стеклянная, фарфоровая, металлическая, пластиковая).

- Давай посчитаем все тарелки на столе.

-Что ещё нужно вымыть?  Назови всё это одним словом. Назови предметы ласково.

- Где лежит вилка? (Ответы с предлогами  около, в, за, на, между).

- Что будем делать с посудой дальше?  (Называйте свои действия).

Поручите ребенку посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как  «четвертый лишний», «Чего не стало?»,  «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Скажи наоборот», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот». Развивайте в себе способность по обогащению словаря ребенка и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.

   Правильное произношение – одна из сторон речевого развития ребенка. К сожалению, не все родители знают, что ошибки в произношении - основа многих трудностей при обучении чтению и  письму. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, неуверенными, затрудняется  их общение со сверстниками (нередко их дразнят, обзывают). Один ребенок не произносит 1-2 звука, а другой 5-6 звуков.  Но в том и другом случае необходимо устранить все недостатки звукопроизношения еще до начала обучения в школе. И не теряйте время! Иначе эти дефекты закрепятся, и малыш будет писать их, как слышит. Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. Главное – не надейтесь на то, что эти речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое правильное решение – обратиться за помощью к специалисту-логопеду.

     Программа обучения ребенка в детском саду предусматривает  очень подробное            знакомство детей со звуковой стороной языка как основой подготовки детей обучения грамоте. Однако программа программой, а в реальной жизни большая часть первоклассников не только не имеет понятия о звуковом строении слова, но у них отмечаются нарушения фонематического слуха. Многие дети слушают, но не слышат некоторые звуки, другие путают по звучанию [Б]-[П], [Г]-[К]-[Х], [Д]-[Т], третьим трудно вычленить один звук. Это вызывает комплекс трудностей по обучению письму. (Родителям раздаются памятки по развитию фонематического слуха).

Рекомендации

по развитию фонематического слуха и восприятия детей.

  1. Систематическое повторение слоговых цепочек:

          ба-ба-па                 ва-фа-фа                         са-за- за           жа-ша-жа

          та-да-та                  ра-ла-ра                          на-на-ма          ча-са-та

          са-ша-са                 га-га-ка                           ча-ща-ча          за-за-жа

 

                  2.Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Например, где стоит звук [А] в словах: САМ, ПОЧТА, ПАЛКА, АРКА, АНЯ, АИСТ, ГАЛЯ.

                  3.Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком  стоит     заданный звук в слове.

                  4. Перечисление всех звуков по порядку в слове.

                  5. Определение количества звуков в слове.

                  6. Определение первого звука  в слове.

                  7. Определение последнего звука в слове.            

                  8. Придумывание слов с заданным звуком.

Проводя занятия с ребенком, взрослые должны быть очень терпеливы, доброжелательны. Ребенок должен почувствовать поддержку и понимание. Поэтому не жалейте похвал, оценивайте положительно любой (даже маленький успех). Нужно многократно повторять слова, слоги, звуки, вызывающие затруднения,   это довольно трудоемкое дело, постарайтесь быть при этом не в роли строгого судьи, а в роли доброго помощника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Форма проведения: практический семинарЦель: Обогащение представлений родителей о роли мелкой моторики в психофизическом ра...

Конспект родительского собрания "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Конспект родительского собрания «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»МБДОУ №19Подготовила: воспитатель Субботина О.Г.       Цель:  Развитие...

Родительское собрание "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Семинар -практикум для родителей в старшей группе "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста....

Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Форма проведения: практический семинарПодготовила: воспитатель Салова Екатерина ВикторовнаЦель: Обогащение представлений р...

Родительское собрание. «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами занимательной математики».

Родительское собрание.«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами занимательной математики».Уважаемые родители! Тема нашего разговора: «Развитие мат...