Кружковая работа "Юные поэты" 2016-2017
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Программа «Юные поэты» основана на методике педагога Павленко Л.Ф., который работает над проблемой обучения детей словообразованию, рифмованию, подборку описательных характеристик объекта. Педагогом доказана возможность обучения детей составлению стихотворных текстов. Обучение планируется вести по предлагаемой автором модели создания лимерика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружковая работа58.92 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на педчасе                                                                                                                                   Утверждена:

от ____ № _____                                                                                                          приказом заведующей муниципальным бюджетным

                                                                                                                                       дошкольным образовательным учреждением

                                                                                                                                       детским садом комбинированного вида №17

                                                                                                                                       «Красная шапочка»

                                                                                                                                       Бугульминского муниципального района                    

                                                                                                                                       Республики Татарстан

                                                                                                                                                      от ____ № _____

                                                                                                                                       Заведующая муниципальным бюджетным

                                                                                                                                       дошкольным образовательным учреждением

                                                                                                                                       детским садом комбинированного вида №17

                                                                                                                                       «Красная шапочка»

                                                                                                                                       Бугульминского муниципального района                    

                                                                                                                                       Республики Татарстан

        

Дополнительная общеразвивающая программа

кружка «Говорливый язычок»

на 2015 – 2016 уч. г.

                        Руководитель:

                                                                                                                           Гаранина Н.П.

                                                Бугульма 2015 – 2016 г

Автор – составитель:

Гаранина Н. П. – воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №17 «Красная шапочка» Бугульминского муниципального района РТ.

Программа «Говорливый язычок» основана на методике педагога Павленко Л.Ф., который работает над проблемой обучения детей словообразованию, рифмованию, подборку описательных характеристик объекта. Педагогом доказана возможность обучения детей составлению стихотворных текстов. Обучение планируется вести по предлагаемой автором модели создания лимерика.

                                           СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………………….4-7

Сроки реализации программы, список детей, график работы кружка….. 8

Учебный план для реализации программы по неделям………………   9-16

Способы проверки достигнутых результатов………………………………  .16

Рекомендации родителям…………………………………………………16-18

Список используемой литературы………………………………………….19

                                    Пояснительная записка

В данной программе предложена система занятий с применением разнообразных речевых, творческих игр и материалов, а так же использование ИКТ. Обучение планируется вести по предлагаемой автором модели создания лимерика.

Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий с детьми подготовительной логопедической группы дошкольного учреждения. Представленная программа способствует воспитанию у детей художественной выразительности слова, формированию любви к родному языку, его точности, меткости, образности.

Целесообразность. Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов – одна из важных задач формирования связной речи. У детей формируются навыки словоупотребления, усиливается языковое чутье, внимание и живой интерес к художественному слову. Развиваются творческие способности, что необходимо для успешного обучения в школе.

Актуальность программы определяется её направленностью на создание условий для развития связной речи, творческих способностей детей, реализации словотворческих возможностей.

Основанием для создания программы «Говорливый язычок» стало то, что в нашей группе дети с общим недоразвитием речи. У детей бедный словарный запас, как пассивный, так и активный; значительные дефекты в произношении. В речи наблюдаются аграмматизмы, нарушен фонематический слух. Слабо развита интонационная выразительность речи.

Проанализировав эти проблемы, я пришла к выводу, что именно стихотворная форма текстов будет способствовать обогащению словаря, развитию умения чувствовать художественную выразительность слова.

В методических разработках Павленко Л.Ф., Кудрявцева В. Т., Ушаковой О. С., Прокопьевой В. Д., посвященных ознакомлению детей с поэтическим словом справедливо указывается на необходимость формирования интереса к стихотворным текстам.

Главная педагогическая ценность стихосложения заключается в его универсальности, позволяющей организовывать систему комплексного развивающего обучения детей.  Занимаясь стихосложением, ребенок приобретает опыт во многих видах деятельности: продуктивной деятельности, художественно – эстетическом развитии, театрализованной деятельности, сочинительстве.

Техника обучения сочинению стихов программы «Говорливый язычок» построена по принципу от простого к сложному:

  1. знакомство со словами – рифмами;
  2. самостоятельный подбор рифм;
  3. создание стихотворной формы (2-4 строчки).

Следующий этап работы заключается в создании лимериков.

Лимерик – это короткое стихотворение, которое состоит и пяти строчек и пишется в жанре нонсенса (нелепицы).

Основные шаги алгоритма сочинения рифмованного текста:

Первый шаг – это выбор объекта, про которого надо составить рифмовку и наделения его признаками.

Необходимо подобрать сравнительные или описательные характеристики выбранного объекта. Как правило, из этого подбора составляется первые две строчки рифмовки.

Второй шаг – это обращение к действию. Необходимо выбрать какие – либо действия данного объекта и срифмовать вторую пару строчек.

Третий шаг – своеобразный вывод.

Таким образом, лимерик рифмуется по схеме:

Первые две строчки рифмуются между собой;

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой;

Пятая является выводом и может не рифмоваться.

По содержанию лимерик строится по следующей модели:

1 строчка

Жил – был (объект)

2 строчка

Какой? (сравнение или указание на свойство объекта)

3 строчка

Что делал? (действие или взаимодействие с другими объектами)

4 строчка

С кем общался?

5 строчка

Вывод.

Например: Жила – была птичка

Красивая синичка

На ветке сидела

Во все глаза глядела

Вот какая любопытная птичка!

Работа по созданию рифмованных текстов начинается с коллективного сочинения. То есть коллективно выбирается объект, подбираются описательные характеристики, набор действий. И составляется рифмовка.

В последующем используются задания по подгруппам. Выбор объекта все еще производится коллективно, а подбор описательных характеристик выполняет одна подгруппа, набор действий – другая.

Затем даются задания на двух детей, которые работают самостоятельно. На завершающем этапе – дети индивидуально составляют лимерики.

Таким образом, работа по стихосложению  позволяет выявить и развить творческий потенциал ребенка; помогает ему в осознании целостности мира и своей причастности по всем явлениям жизни, т.е. формировании активной жизненной позиции личности.

Основные формы работы с детьми:

Игры, физминутки, разминки на развитие эмоций; словесные игры на схожесть слов и окончаний слов: «Похожие слова», «Эхо» и др.; игры на рифмовку «Запомни рифму», «Найди рифму», «ракушка - рифмушка», «Положи рифму в шкатулку - копилку».

Использование ИКТ – интегративная игра «Рифма», презентации «Подбери рифму», «От рифмы к песенке».

Поэтическая викторина «Юные поэты» и развлечения «Весело играем, стихи сочиняем» способствуют созданию эмоционального комфорта детей. Сценарии составлены таким образом, что дети читают стихи, проговаривают чистоговорки, считалки, поют песни, играют в игры.

Дети не утомляются, т.к. деятельность разнообразна, способствует раскрепощению замкнутых детей

Цель: формирование речи дошкольников посредством стихосложения и умения взаимодействовать между собой.

Задачи:

  1. Учить детей стихосложению.
  2. Подготовить детей к реализации своих словотворческих возможностей.
  3. Развивать темпо – ритмическую сторону речи, поэтический слух и умение излагать свои мысли в стихотворной форме.
  4. Развивать фонематические процессы: умение слышать и правильно договаривать окончание слов, выделять слова с похожими окончаниями.
  5. Совершенствовать выразительность, образность, и складность речи.
  6. Сформировать словарный запас слов.
  7. Воспитывать у детей художественную выразительность слова, формирование любви к родному языку.

                              Сроки реализации программы

2015 – 2016 учебный год, октябрь 2015 – апрель 2016

Список детей подготовительной логопедической группы

Богомолов Егор

Губаев Тимур

Кулахметов Рушан

Латипов Амир

Миннигулов Тимур

МуртазинРамиль

Мухаметзянов Динар

Пьянов Ваня

Пеньков Ярослав

Рукавичный Рома

Фискалова Женя

График работы кружка в подготовительной логопедической группе

Вторник 16.00-16:30 (30 мин)

Учебно – тематический план для реализации программы по неделям

Месяц Кол-во часов

Номер недели Дата

Кол – во занятий

Кол – во часов

Тема занятия

Задачи

Формы представления

Материал и оборудование

Ожидаемые результаты

Октябрь

4 занятия 2 часа

1 неделя  6 октября

1 занятие 30 мин.

«Рифма в гости к нам пришла»

Знакомить детей со словами – рифмами, развивать словесную память, упражнять в повторении слов со схожими окончаниями.

Артикуляционная  гимнастика «Говорливый язычок»

Сказка «Жила, была рифма»

Игровые упражнения: «Похожие слова», «Эхо». Знакомство с «Ракушкой - рифмушкой».

Выставка шкатулок – копилок для сбора рифм  каждым ребенком в свою копилку.

Материал:фонотека (запись релаксационной музыки), «Ракушка - рифмушка», «Веселые жемчужины» (крупные бусины)

Дети подбирают слова со схожими окончаниями

2 неделя  13 октября

1 занятие

30 мин.

«Рифмовка повышает настроение»

Способствовать созданию эмоционального комфорта, преодолению психического напряжения. Формировать выразительную и эмоциональную речь, развивать слуховое внимание.

Эмоциональная разминка «За руки возьмемся, друг другу улыбнемся».

Игры: «Рифмушки - хохотушки», «Рифмы и нерифмушки» подбор картинок – рифм.

Сбор рифм в шкатулки – копилки

Материал: эмблемы – смайлики на каждого ребенка, предметные картинки , шкатулки - копилки

Дети эмоционально настроены, различают слова, которые подходят в рифму, которые нет.

3неделя  20 октября

1 занятие

30 мин.

«Загадки - отгадки»

Формировать умение детей слушать, договаривать слова, подбирать отгадки в рифму. Вырабатывать чувство рифмы, развивать словарь.

Игровые упражнения:

1. «Отгадывание загадок»

2. «Загадки присказки»

3. «Кто кем становится»

Динамическая пауза «Веселая разминка»

Заполнение Ракушки – рифмушки («веселые  жемчужины»)

Материал: картинки с изображением отгадки, фонотека (ритмическая музыка) «ракушка - рифмушка»

Руководитель начинает, дети договаривают окончание строчки (слово  - рифма); подбирают отгадку в рифму.

4 неделя  

27 октября

1 занятие

30 мин.

«Я рифмочка веселая, найди меня скорей»

Учить находить похожих слов, слов – рифм в стихотворениях. Способствовать развитию слухового внимания, фонематических процессов, памяти.

1. Этюд «Хорошее настроение»

2. Игровые упражнения:

«Запомни рифму»

«Найди рифму»

  1. Игра с мячом «Поймай рифму»
  2. Игровое упражнение рифмы на ковре

Материал: творческий коврик, мяч, схема – лица с различной мимикой, фонотека (ритмичная музыка)

Дети находят похожие слова в стихотворениях

Ноябрь

4 занятия

2 часа

5неделя

3 ноября

1 занятие

30 мин.

«Я пробую сам расставить рифмы по местам»

Учить  детей самостоятельно  подбирать рифмы. Упражнять в подборе слов с похожими окончаниями: сначала со зрительной опорой (для активизации словаря) далее без нее.

Пополнение  шкатулок – копилок

1. Эмоциональная разминка «Добрый день друзья мои»

2. Игры:

«Подбери картинку»

«Четвертый лишний»

  1. Просмотр презентации «Рифмы»

Игра «Речевая радуга»

Дети пытаются самостоятельно подбирать рифмы, подбирают слова с похожими окончаниями

6 неделя

10 ноября

1 занятие

30 мин.

«Жили – были парочки»

Учить самостоятельно находить пары – рифмы из набора картинок. Развивать мышление, память, фонематические процессы

Игровые упражнения:

«Парочки»

«Потерялась парочка»

Пополнение шкатулок рифмами

Материал: картинка с изображением радуги, предметные картинки, шкатулка

Дети подбирают пары - рифмы

7 неделя

17 ноября

1 занятие

30 мин.

«Ритмический рисунок»

Учить детей создавать стихотворную форму; чувствовать ритмический рисунок фразы, подбирать по аналогии другую

Презентация

«Подбери рифму»

Упражнение «Добавлялки»

Физминутка «Молоточки в руки взяли»

Игра «Поэты»

Материал: Пополнение шкатулки – копилки. (ИКТ, шкатулки на каждого ребенка, рифмы детей, звуковой молоточек)

У детей развивается темпо – ритмический рисунок фразы, умеют  добавлять логически и фонетически подходящее слово

8 неделя

24 ноября

1 занятие

30 мин.

«Начинаем - продолжаем»

Учить детей сочинять строчки к двум заданным руководителем. Развивать поэтический слух.

Игра «Продолжалки»

Физминутка «Мы в шумелки поиграем»

Игровое упражнение «Сочини две строчки»

Игра «Речевая радуга»

Материал:коврик, картинки с изображением радуги, коробочки - шумелки

Руководитель читает стихотворную строку, дети самостоятельно продолжают дальше в рифму. По заданным двум строкам придумывают две последние.

Декабрь

5 занятий 2 часа

З0 мин.

9неделя

1 декабря

1 занятие

30 мин.

«Поэтическая викторина»

(закрепление пройденного материала)

Закрепить знания детей в подборе рифм к словам, умение вставлять пропущенное слово, составлять рифмованные строчки.

Эмоциональная разминка «Хорошее настроение»

Игры:

«Похожие слова»

«Рифмушки - хохотушки»

«Найди рифму»

Музыкальная пауза «Веселая песенка»

«Добрый слон»

Материал: эмблемы – смайлики на каждого ребенка, воздушные шары, фонотека (музыкальная презентация ) ИКТ

Дети подбирают рифмы к словам, умеют вставлять пропущенное слово

10 неделя

8 декабря

1 занятие

30 мин.

«1-2-3-4 мы считалку сочинили»

Расширять знания детей о назначении считалки, упражнять в сочинении коротких считалок с помощью руководителя

Считалки:

- «1-2; 1-2 нам детей……. » (считать пора)

- «1-2-3-4-5 будем мы …...» (детей считать)

- «начинаем мы ….............» (играть)

«будем всех детей……….»

(считать)

Материал: пополнение шкатулки копилки; наклейки самым активным, фон (аудиозапись)

Руководитель начинает, дети продолжают и заканчивают считалку; используют придуманные считалки в играх, при выборе ведущего.

11 неделя

15 декабря

1 занятие

30 мин.

«Сочиняем физминутки»

Уточнять знания детей, для чего нужны физминутки, когда их проводят, что делают при выполнении физминуток. Упражнять в сочинении коротких физминуток, опираясь на опорные картинки, физические упражнения руководителя.

Презентация «Физминутку выполняем…»

Разминка «Посмотри на картинки»

Материал:  картинки зверят, детей при выполнении движений, упражнений

Дети подбирают рифмованные строчки и упражнения руководителя

12 неделя

22 декабря

1 занятие  

30 мин.

«Стишок про нас»

Упражнять в составлении   шуточных рифмованных строчек про каждого ребенка группы, в умении собрать строчки в стихотворение (с помощью руководителя)

Игра «Разные имена»

Игра «Ракушка - рифмушка» (ласковые имена)

Игровое упражнение «Перечисли всех на лад»

Эмоциональная разминка «Все вместе соберемся, за руки возьмемся» (Например:«В нашей группе есть Роман, есть у нас еще Рушан и т.д.»)

Материал: фотографии детей, ракушки, «бусинки-жемчужины»

Дети подбирают рифмы к именам, тем самым перечисляют всех детей группы в стихотворной форме

13 неделя

29 декабря

1 занятие

30 мин.

«Рифму подбери и в теремок зайди»

Закреплять умение быстро подбирать рифму к разным частям речи: существительные, прилагательные, глаголы.

Игровое упражнение «Подбери похожие имена»

«Скажи какой»

«Назови рифму к слову»

«Лото – рифмовочка »

Материал: творческий коврик, дидактическая игра «Лото»

Дети стараются придумать рифму, чтобы попасть в теремок.

Январь

3 занятия

1 час

30 мин.

14 неделя

12 января

1 занятие

30 мин.

« Учимся играя»

Способствовать развитию фонематических восприятий у детей (на материале рифмующих слов); упражнять в подборе слов синонимов, родственных слов.

Интерактивная игра

 «Слова в рифму», рисование в книжках малышках.

Материал: ИКТ, книжки малышки, фломастеры, цветные карандаши.

Дети подбирают слова синонимы, родственные слова.

15 неделя

19 января

1 занятие

30 мин.

«Начинаем строить стихотворение»

Продолжать учить детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать 2-3 рифмующих строчки по объекту изображенному на картинках. Формировать интерес к сочинению собственных стихов.

Игра «Придумай рифмованные строчки», лото «Рифмовочка», ракушка – рифмушка.

Материал:

Поэтический материал А. Барто и С. Маршак, ракушка, лото.

Дети подбирают рифмующиеся слова, создают 2 строчки.

16 неделя

26 января

1 занятие

30 мин.

«Сочини стихотворение»

Учить детей сочинять стихотворение, используя 4 слова, предложенные руководителем:

- стало-настало,

мороз – нос;

- снежинки – пушинки

- кружатся - ложатся

Эмоциональная разминка «Мы веселые ребята…»

- игра с мячом «Поймай рифму»

- игровое упражнение «Сочиняем от души»

- рисование «Рисуем в книжках, книжках малышках»

Материал:

Поэтический материал

Ребенок самостоятельно придумывает стихотворение (руководитель называет по 2 слова, ребенок добавляет этими словами 2 строчки)

(пример: «Холоднее стало. Вот зима настала. Щиплет Дедушка Мороз. Красным стал у деток нос»)

Февраль

3 занятия

1 час

30 мин.

17 неделя

2 февраля

1 занятие

30 мин.

«В гости к нам пришел Лимерик»

Знакомство детей с лимериком. Лимерик – короткое стихотворение из 5 строчек, шуточная бессмыслица. Первые две строчки рифмуются между собой, третья и четвертая – между собой, а пятая является выводом и может не рифмоваться.

Игры на подбор  слов: «Так ли это звучит?»

Игра по предложенной модели : «Жила – была птичка…», «У меня был шарик…»

Игра с мячом «Поймай рифму»

Пополнение «шкатулки – копилки»

Материал: демонстрационные картинки: синичка, воздушный шарик, большой мяч, шкатулка – копилка, детские рифмы, написанные рукой руководителя

18 неделя

9 февраля

1 занятие

30 мин.

«Составляем разные лимерики»

1 Познакомить детей с моделью построения лимериков : Жил – был (объект), Какой? Что делал?  С кем общался?

Вывод

2. Уточнить знания о том, что лимерики сочиняются сначала коллективно, вместе с руководителем, затем по подгруппам, а затем самостоятельно каждым ребенком.

Эмоциональная разминка: «Мы ребята чудаки…»

Сочинение по предложенной модели: снежинка – пушинка

кружилась – опустилась

снеговик – пуховик

лепился – сердился

Материал: колпачки для эмоциональной разминки

У детей появился интерес к составлению лимериков. Усвоили что лимерик – смешной стишок, нелепица.

19 неделя

16 февраля

1 занятие

30 мин.

«Сочиняем лимерики по лексическим темам»

1 лексическая тема «Защитники Отечества»

Активизировать словарь

Заполнение   ракушки «Шутки - минутки»:

- «Кто молоко не пьет – тот в армию не пойдет»

- «Кто сам не одевается, тот в армии не справляется»

Физминутка «Мы гантели поднимаем»

Сочинение по предложенной модели: - солдатик – мордатик

висит –грустит;

морячок – здоровячок

плыл – замочил

Материал:  ракушка «рифмушки», мелкие ракушки, картинки (солдат, моряк, маленькие гантели)

У детей обогатился словарный запас, сформировалась речевая активность

Март

4 занятия

2 часа

20 неделя

1 марта

1 занятие

30 мин.

2 лексическая тема

«Мамин день; Семья»

Продолжать развивать умение составлять лимерики, подбирать рифмы к заданным словам

Эмоциональная разминка «Утром просыпаемся, маме улыбаемся»

Презентация «Подбери рифму»

Сочинение лимерика по модели:

- мама-рама

- помогал-устал

- помощник-кокошник

-торопился-свалился

Материал: магнитофон, аудиозапись с красивой мелодией, эмблемы – смайлики, ИКТ.

Рифмовка повышает настроение, дети преодолевают психическое напряжение

21 неделя

15 марта

1 занятие 30 мин.

3 лексическая тема

«Ранние признаки весны. Первоцветы»

Учить детей составлять лимерики по подгруппам:

1 – дает модель

2 – подбирает рифмованные строчки

ЭТЮД «Весеннее настроение»

Игра «Подбери лучи к солнышку»

Составление лимериков (возможные варианты рифм)

- сосулька – капулька

-капает – царапает

-одуванчик – сарафан

-разделся - переоделся

У детей развивается фантазия, воображение. Дети учатся работать дружно, слаженно :одна подгруппа подбирает описательные характеристики, другая – набор  действий

22 неделя

22 марта

1 занятие

30 мин.

4 лексическая тема

«Электроприборы»

Закрепить умение составлять лимерики по подгруппам. Способствовать формированию выразительной и эмоциональной речи

Мимическая гимнастика

«Улыбнись - рассердись»

Решение кроссворда «Хитрые электроприборчики» составление лимериков (возможные варианты рифм:

холодильник – шумильник

съел – потолстел

пылесос – насос

разбух - лопух)

Материал:схема – лицо с различной мимикой, кроссворд, фломастеры, магнитофон (аудио запись спокойная музыка)

Дети освоили составление лимериков по подгруппам. Речь становится более выразительно и эмоционально

23 неделя

29 марта

1 занятие

30 мин.

Развлечение «Весело играем, стихи сочиняем»

Создать атмосферу радости, праздника, желания «играть» со словом

- Физминутка «Веселая разминка»

- «Музыкальный сюрприз»

- «Частушки - хохотушки»

- Загадки – отгадки

- игровое упражнение «Продолжалки»

Материал: эмблемы-смайлики, картинки-отгадки, фонотека (ритмическая музыка), воздушные шарики на каждого ребенка

Дети отражают полученные знания в играх

Апрель

5 занятий 2 часа

30 мин.

24 неделя

5 апреля

1 занятие 30 мин.

5 лексическая тема

«Труд людей весной»

Учить составлять лимерик в паре, договариваться – один сочиняет про объект, другой про действия

Игра с мячом «Поймай рифму»

Составление лимериков в паре (возможные варианты рифм:

-лопатка – копатка

копалась-сломалась

- молоток – топоток

молотил-колотил)

- Пальчиковая гимнастика

«Пальчики все нужные, очень, очень дружные»

- заполнении ракушки – рифмушки

Материал: сюжетные картинки «Труд людей весной», ракушка – рифмушка, мяч.

Дети стараются в паре сочинить лимерик. У детей проявляется интерес к рифмовке, развивается взаимопомощь.

25 неделя

12 апреля

1 занятие  

30 мин.

6 лексическая тема

«Космос»

Упражнять составлению лимерики в паре; расширять знания об эмоциях людей

ЭТЮД «Хорошее настроение»

Рисунки в книжках-малышках

Физминутка «На луне сидел лунатик, он веселый  акробатик»

Составление лимериков в паре (возможны варианты рифм :

-лунатик-акробатик

-захотел-улетел

-луноход-вездеход

-ловил-увозил)

Материал: фломастеры, цветные карандаши, веселые – эмблемы смайлики на каждого, книжки – малышки, сюжетные картинки по теме «Космос»

Стеснительные малоактивные дети принимают участие в общей деятельности. Происходит обогащение эмоционального опыта детей

26 неделя

19 апреля

1 занятие 30 мин.

7 лексическая тема

«Возвращение птиц, насекомые»

Учить детей самостоятельно составлять лимерик, способствовать созданию уверенности в себе.

Эмоциональная разминка «Как смеются люди»

Пополнение шкатулок-копилок

Динамическая пауза

«Молоточки в руки взяли»

Составление лимериков (возможный словарь:

Жучок, паучок, скворец, молодец, грач, врач; подползает, убегает, догоняет и т.д.)

Рисунки в книжках – раскрасках.

Материал: фонотека (записи различного смеха людей), звуковой молоточек, книжки-малышки, акварельные краски, простые карандаши.

У детей появилась потребность использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной деятельности

27 неделя

26 апреля

1 занятие 30 мин.

Подготовка к итоговому занятию

Артикуляционная гимнастика  «Говорливый язычок»

Речевая игра «Стишок про нас»

Игровое упражнение «У кого какой лимерик»

Пополнение рифмами шкатулки – копилки.

Материал:предметные картинки по лексическим темам, игрушки, шкатулки.

У детей сформирована выразительная эмоциональная речь.

28 неделя

29 апреля

1 занятие

30 мин.

Итоговое занятие «Юные поэты»

Повторить и закрепить весь пройденный материал, способствовать развитию желания показать свои знания родителям.

Музыкальная презентация «От рифмы к песенке»

Игра с мячом «Поймай рифму»

Презентация «Подбери рифму»

Представление детьми лимериков

Выставка книжек – малышек, шкатулок.

Материал:ИКТ, мяч, книжки – малышки, шкатулки – копилки, эмблемы на каждого ребенка, памятные призы.

Сформированы навыки стихосложения,  умения излагать свои мысли в стихотворной форме.

Всего: 28 занятий -14 часов

                 Способы проверки достигнутых результатов

Итоговое совместное развлечение с родителями воспитанников: «Юные поэты».

Рекомендации для родителей

                                 «Учим  рифмовать!»

Поэзия входит в жизнь ребенка с первых дней его жизни. Стихи и потешки, колыбельные песни на ночь, сказки, рассказанные бабушкой, - весь этот чудесный мир доброй мудрости помогает малышу почувствовать, что окружающие его любят.

И если ребенок уже достаточно хорошо разговаривает, то самое время познакомить его  с основами стихосложения, а точнее вашему вниманию предлагаются игры с рифмами.

 Эти игры развивают внимание, логическое мышление, а так же, как и любые другие игры, позволяют лучше овладеть родным языком и полюбить его.  

«Складно – нескладно»

Именно с этой простой игры и начинается знакомство ребенка с понятиями «Рифма», «складно», «нескладно».

Начните рассказывать известное  малышу  стихотворение, переставляя слова или заменяя конечные слова другими, например,

                Наша Таня громко плачет,  

                Уронила в речку куклу…

Наверняка ребенок возмутится и воскликнет: «Нет! Мячик!» А вы продолжите:

                Тише, Танечка, не плачь,

                Не утонет в речке кукла…

Выслушайте ребенка, искренне удивитесь: « Ой, а правда ведь, так, как говоришь ты, звучит намного лучше. Наверное, потому, что получилось складно!»

Точно также можно обыграть любые другие стихотворные загадки с рифмами –подсказками:

                На шесте дворец,

                Во дворце певец,

                А зовут его…воробей! (скворец)

«Нет, скворец!» - спорит ребенок. «А воробей разве не подходит? И правда, нескладно получается…»

 Или  еще, например:

                Снег в лесу. Сугробов много.

                Но слышна синицы трель.

                С крыши прямо на дорогу

                Звонко капает… дождик!  (капель)

«Рифмовочки»

В эту игру со своим ребенком вы можете играть по дороге домой, сидя в очереди в поликлинике, в любом другом месте. Просто подбирайте вместе рифмы к словам, обозначающим предметы, которые вы видите перед собой, или просто абсолютно к любым словам, которые приходят  в голову  к вам или ребенку.

Например: Песок-носок, ветка-детка, врач-грач,  ухо-сухо.

Сначала больше придется подбирать рифмы вам, ребенок только будет придумывать слова, но потом уже вы сможете предлагать слова по очереди.

Настольная игра « Угадалки»

Для игры вам потребуется подобрать карточки с изображением предметов, названия которых рифмуются, например: сом-дом, пол-стол, кот-рот, кошка – мошка, зайка-майка.

Карточки можно нарисовать самим, можно вырезать картинки из старых журналов и наклеить на картон.

Когда  все готово, то нужно перемешать все картинки и можно играть. Возможны 3 варианта игры:

1.Выберите 3 карточки, например  рак, мак и кот. Дайте одну из них ребенку (мак) и предложите подобрать к ней пару из оставшихся карточек. Для того чтобы малышу было легче выполнить ваше задание, обязательно проговаривайте названия картинок.

2.Возьмите уже 2-3 пары карточек и предложите разложить их, составив рифмующие пары.

3.Возьмите несколько пар карточек и положите на столе лицевой стороной вниз. Предложите ребенку взять 2 карточки, пытаясь собрать все пары рифмующихся картинок. Например, первое слово на карточке  жук, а на другой - дом. Так как дом не рифмуется со словом жук, то данную карточку возвращаем обратно. И переворачиваем карточки дальше в поисках нужной. Кстати этот вариант игры отлично тренирует еще и зрительную память, потому что ребенок по ходу игры старается запомнить, куда он кладет карточку, которая ему может потом пригодится для другой пары рифмующихся слов.

«Прозвища»

Во  сказках у персонажей есть прозвища. Предложите ребенку вспомнить их. Наверняка он назовет вам Лягушку – Квакушку, Зайку – Побегайку, Лисичку – Сестричку, Акулу – Каракулу.

Бывает часто, что у героя сразу несколько прозвищ, предложите ребенку выбрать то, какое ему больше нравится. Вот, например, волк.  В разных сказках он имеет разные прозвища, например, Волчок Серый Бочок, Волк Зубами Щелк или Лисичка – Сестричка, Лиса – Краса.

Вместе с ребенком по аналогии выберите имена для его мягких игрушек: Котик Бархатный Животик, Мышка – Малышка, Хрюшка Розовое Брюшко. Сочиняйте сами, и чем смешнее будет, тем лучше, пусть даже по началу кажется, что вариантов рифмовок вовсе и нет.

« Буриме»

Эта игра вам хорошо знакома, и она хороша как для семейного досуга, так и для развлечения гостей дома. Конечно, данная игра рассчитана на деток постарше, но умение приходит с опытом.  Для  проведения данной игры предлагается несколько пар слов для сочинения стихотворения. А затем спустя некоторое время каждый сочинитель зачитывает свой шедевр. И не страшно, если на первых порах ребенок больше будет выступать в роли слушателя и зрителя. На знакомство с рифмами, как на усвоение любого иного знания, потребуется определенное время, которое зависит от возраста, способностей ребенка и многих других факторов. Непременно продолжайте занятия, и

малыш порадует вас первыми стихами собственного сочинения!

Конечно, не каждому из нас дано стать поэтом, но умение рифмовать строчки наверняка пригодится в жизни.

Ведь если в будущем ваш сын или дочка смогут сочинить стишок к школьному вечеру, поздравление другу – это уже само по себе неплохо, ведь так?

 Используемая методическая литература

  1. В.Т .Кудрявцев «О смысле детского словотворчества»
  2. В.Т. Кудрявцев «Детский сад от А до Я»-2005г.
  3. О.С. Ушакова «Придумай слово»
  4. О.С. Ушакова «Развитие словесного творчества детей 6-7 лет» 2000г.
  5. В.Д. Прокопьева Занятия с логопедом «Учимся сочинять стихи и загадки»
  6. А.Г. Лерман «Шпаргалки для мам. Сочиняем стихи»
  7. Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская «Азбука общения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая

Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...

Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая

Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...