Конспект занятия в детском саду для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с речевыми нарушениями (ФФН, ОНР) ТЕМА: «Путешествие в осень»
план-конспект занятия по логопедии на тему

Конспект занятия в детском саду для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с речевыми нарушениями (ФФН, ОНР) ТЕМА: «Путешествие в осень»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_puteshestvie_v_osen.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в детском саду для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с речевыми нарушениями (ФФН, ОНР)

Составила:  Ярмолюк С.П., учитель-логопед, ГБОУ Школа №2092, дошкольное подразделение «Надежда», г. Москва.

ТЕМА: «Путешествие в осень»

ЦЕЛИ: расширение словаря по теме. Уточнение знаний детей об осени. Формирование умения употреблять единственное и множественное число существительных, подбирать слова-антонимы, согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе, образование прилагательных от существительных, составлять рассказ по опорным словам.

Осуществление контроля над звукопроизношением: с, ш, ж.

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

Развитие физиологического дыхания, общей и мелкой моторики.

Воспитание чувств прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ: барабан «Поле чудес», картинки-символы, картина «Осень», бумажные осенние листья, палочки, музыка, мяч.

                               ХОД ЗАНЯТИЯ

             1. Оргмомент

Психогимнастика

Посмотрите на эти лица.

Детям показывают пиктограммы: взрослый говорит – дети молчат и слушают, слушаем и работаем.

             Сегодня мы отправимся в путешествие.

             2. Сообщение темы занятия

Выставляется барабан «Поле чудес», ширма с символами.

На столе карточки с предложениями. Дети вокруг стола.

Играет музыка, останавливается, стрелочка барабана показывает – карточку.

Взрослый читает: приметы осени.

« Я читаю предложения, а вы ищете символы, относящиеся к этой карточке, и нужно поместить их на фланелеграф (солнце греет слабо, дует ветер, наклонились деревья, пожелтели листья, моросит дождь, листья опадают, птицы собираются в теплые края, на земле лужи и т.д.).

Все карточки прочитаны, символы использованы, открывается картина  «Осень».

- Какое это время года?

- Осень.

Взрослый читает стихотворение (В.Степанов):

             Потемнели ветви,

             От воды туман.

             Гонит тучи ветер

             Из холодных стран.

             Лето на излете,

             Лес промок насквозь.

             Клюкву на болоте

             Ищет старый лось.

             3. Игра с мячом «Один – много».

Взрослый. Я буду кидать мяч и говорить про один предмет, а вы про много, например, лист – листья, птица – птицы, куст – кусты, лужа – лужи.

Ветер –

Дождь –

Листок –

Зонт – и т.д.

             4. Игра «Закончи предложение».

1) Дождь идет, дожди … (идут).

Лист падает, листья … (падают).

Цветок вянет, цветы … (вянут).

Птица улетает, птицы … (улетают).

Ветер дует, ветры … (дуют).

Дожди идут, дождь … (идет).

Листья падают, лист … (падает).

Цветы вянут, цветок … (вянет).

Птицы улетают, птица … (улетает).

Ветры дуют, ветер … (дует).

2) Ответить на вопросы.

День, когда идет дождь – какой? - … (дождливый)

День, когда дует ветер – какой? - … (ветреный)

Дождик, который идет осенью – какой?-  … (осенний)

Погода, когда часто идут дожди – какая?- …(дождливая)

Погода, когда часто дуют сильные ветры? – какая? - …(ветреная)

Погода, которая бывает осенью – какая? - … (осенняя)

             5. Физминутка. «Тучки и ветер».

В небе ярко-голубом светит солнышко.

(плавно поднимаем руки через стороны вверх, одновременно выполняем вдох через нос)

Потом вдруг откуда ни возьмись

Тучи черные взялись.

(опускаем руки вниз, выполняем громкий сильный выдох через рот)

Ходят тучи в башмаках

(шагаем на месте, дыхание активное, через нос)

И топочут: бах-бах-бах, бах-бах-бах.

(вдох через нос, одновременно топаем ногой, активно выдыхая, произносим «бах»)

Солнце ветер пригласило

И прогнать их попросило.

Ветер грозный и могучий
Разогнал на небе тучи.

(поднимаем руки через стороны вверх – вдох носом, опускаем вниз – медленный выдох ртом)

             6. Игра «Скажи наоборот».

- Давайте построим круг, будем передавать друг другу кленовый лист и говорить наоборот.

Летом небо светлое, а осенью … (темное).

Летом ночи короткие, а осенью …(длинные).

Летом дни длинные, а осенью …(короткие).

Летом земля сухая, а осенью …(мокрая).

Летом белые облака, а осенью …(черные тучи).

Летом тучи ходят высоко, а осенью …(низко).

Летом тепло, а поздней осенью …(холодно).

Летом цветов много, а осенью …(мало).

Летом людям радостно, а осенью …(грустно).

             7. Произношение в чистоговорках, стихах.

На ежовых иголках

Желтеет желтый желудь.

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром

Кружат, шуршат.

Листья желтые лежат,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребенок.

             8. Найди свой листочек.

На столах лежат бумажные листочки со схематичным изображением: . , .. , … У детей – листочки со схематичным изображением, сложенных вдвое. Дети  должны по чертежу найти свой листочек.

             9. Осенние загадки-обманки (Анатолий Хребтюгов)

Я всегда безмерно рад,

Если льет из тучи… град?

День сегодня самый лучший.

Ведь на небе светит…туча?

У речных песчаных кос

Утром стелется… мороз?

Очень любят Дима с Глебом

В сапогах ходить по… небу?

Очень радуются дети,

Так как выпал первый… ветер?

Нам сегодня не до сна,

Ведь в трубе гудит… луна?

Что на небе ночью светит?

Да конечно, это…ветер?

Ответы: ветер, лужам, туман, солнце, луна, дождь, снег.

             10. «Подуем на листочки» Пальчиковая гимнастика.

Взрослый кладет на раскрытую ладошку ребенка по листику и предлагает сдуть их с ладони.

             Дует, дует ветерок,

Подхватил с земли листок.

Листик в воздухе кружится,

Плавно на землю ложится.

Будут пальчики играть,

Будут листики считать.

(шевелим всеми пальчиками одновременно)

Лист осины,

(покачиваем большими пальцами)

Лист рябины,

(покачиваем указательными пальцами)

Лист березы,

(покачиваем средними пальцами)

Лист калины,

(покачиваем безымянными пальцами)

Лист малины.

(покачиваем мизинцами)

Подхватил всех ветерок,

Закружил их у ворот.

(встряхиваем расслабленные кисти рук)

             11. Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении: «Наступила…Дни стали…Солнце…Дует…Стало…Люди одеваются…На деревьях…На землю…Моросит…Увядает…На юг…Люди собирают…

             12. Чтение стихотворения «Осенние листья»      

Взрослый вместе с детьми рекламирует:

             Осенью листья в лесу опадают.

             Нас на прогулку они приглашают.

             Тихо и пусто в осеннем лесу,

             Ветер сдувает с деревьев листву.

             Нету ни ягод еже, ни грибов,

             Ветки сухие торчат из стволов.

             Небо сквозь голые ветви глядит,

             Редкая птица еще пролетит,

             И тишина, только листьев шуршанье.

             Лес засыпает, ему до свиданья

             Мы говорим, потихоньку ступая.

             А ветер свистит, листву осыпая.

             13. Итог занятия.

Взрослый. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Дети проговаривают приметы осени. Наше путешествие закончилось.

           

  ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 4-5 лет с ОНР. – М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2015.

3. Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. Прочитай. Отгадай. Расскажи. Рабочая тетрадь по формированию связной речи у детей 5-7 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008.

4. Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6-7 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.

5. Времена года в стихах, сказках и рассказах для самых маленьких (под ред. Л.Брайловского, К. Вуколова, Н.Ивановой. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.

6. Зырянова Л.Н. Занятия по развитию речи в ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

7. Левчук Е.А. Материалы из опыта работы на дошкольном логопункте. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

8. Степанов В. Четыре времени года: Стихи о родной природе. – Мн.: Книжный Дом, 2011.

9. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

10. Трясорукова Т.П. Игры и задания по развитию внимания: интегрированные занятия для детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс, 2016.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с природой в детском саду для детей старшего дошкольного возраста, тема "Морской конек"

Познакомить детей с морским коньком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).Расширить знания детей о Красной книге.Воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект группового сбора на тему: « Профессии нашего детского сада» для детей старшего дошкольного возраста.

Получение базовой информации о запасе знаний у детей по теме « Профессии» Разработка совместного плана действий по выяснению знаний о профессиях....

Осенний утренник в детском саду для детей старшего дошкольного возраста.

Осенний утренник в детском саду для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий осеннего праздника в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Проказы Бабушки Яги».

Сценарий осеннего праздника в детском саду  для детей старшего дошкольного возраста «Проказы Бабушки Яги»....

Конспект ОД по познавательному развитию на тему " Заботливые взрослые" ( сотрудники детского сада) для детей старшего дошкольного возраста.

К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требов...

Сюрпризные моменты на занятиях в детском саду для детей старшего дошкольного возраста

Вырианты сюрпризных моментов на занятиях с дошкольниками в ДОУ...