Логопедические технологии профилактики заикания у детей
статья по логопедии на тему

Патина Татьяна Владимировна

Логопедические технологии профилактики заикания у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Логопедические технологии профилактики заикания

 у детей дошкольного возраста».

Любое нарушение речевой функции отрицательно сказывается на становлении и проявлении психических функций человека в целом, не является исключением и заикание.

На настоящий момент отсутствует общепринятая теория этиопатогенеза заикания, так же нет надежной системы логопедической работы. Это обстоятельство еще более актуализирует разработку новых методик профилактики заикания. Поэтому была поставлена цель  изучить логопедические технологии профилактики заикания у детей дошкольного возраста и предположение, что эффективным средством профилактики развития заикания является диагностическая работа. Для её подтверждения или опровержения мы провели эмпирическое исследование. За основу исследования мы взяли работы Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, P.E. Левина, А.Н. Леонтьев и др  

Исследование проводилось в городе Нижнекамске в сентябре 2016 года, на базе МБДОУ №77 и №84. В исследовании приняло участие 60 дошкольников 4-5 лет. Из них 35 мальчиков и 25 девочек. Все дети посещают массовые группы в дошкольных учреждениях и не имеют сложных речевых нарушений.

Исследование было организовано и проведено в несколько этапов.

На первом этапе составлен комплекс методик для проведения диагностической работы.

На втором этапе было проведено диагностическое обследование 60 детей, обработаны и проанализированы полученные результаты. Выявлены дети составляющие группу риска по развитию заикания. Обследование проводилось индивидуально, с каждым ребёнком в течение 10-15 минут (2 встречи).

На третьем этапе для детей группы риска разработаны предложения по профилактике возникновения заикания.

Нами был подготовлен следующий комплекс методик:

  1. Анкета для воспитателей «Уравновешенность нервной системы детей». Предлагалось оценить детей, ответив на 10 вопросов.

Полученные результаты свидетельствуют, что у половины испытуемых –нервная системы уравновешена. Такие дошкольники спокойны и выдержанны, они с удовольствием работают аккуратно и медленно у оставшихся  нервная система не уравновешена, у 2 из 10 очень неуравновешенна. У них отсутствует четкий ритм работы, их трудно уложить вовремя, спать и они могут активно играть до самого вечера. Дети с неуравновешенной нервной системой отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, нервными срывами. Поскольку к логопеду обычно обращается немало родителей с жалобами на неорганизованность и неуравновешенность детей с заиканием. Мы можем предположить, что эти дети представляют группу риска по заиканию.

2. Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, спотыкается на некоторых звуках – и начинает заикаться. Мы предложили повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы, запись которых производится на диктофон. Затем проводится вычисление количества слогов в секунду. Выяснилось, что у примерно у 2 детей из 10 очень быстрый темп (более 9 слогов в секунду). При торопливости проявляются расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения фраз и т. д.  У 15% детей отмечается убыстренный темп (7 - 8 слогов в секунду). И у 5 из 10 испытуемых нормальный темп речи. Таким образом, 2 из 10 составляют группу риска по развитию заикания, по причине ускоренного темпа речи

           3. Для выявления слоговой структуры слов применяли методику Марковой. Для обследования подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством слогов. Ребенок должен повторить за логопедом или назвать по картинке.

Мы выяснили, что примерно 3 из 10 составляют группу риска по заиканию, по причине нарушения слоговой структуры слов.

4. Исследование звукопроизношения. Т.Б.Филичева отмечает, что у некоторых детей заикание происходит вследствие неправильного звукопроизношения  Поэтому мы провели обследование звукопроизношения. Для этого детям предложили повторить предложение за логопедом. У 4 из 10 детей нарушено звукопроизношение. Наибольшее число ошибок связано со смешением звуков (чаще свистящих и шипящих и сонорных [л]- [р]). Менее распространенными ошибками были стойкие замены звуков и отсутствие звуков, в частности, [р]. Эти  дошкольники представляют группу риска по развитию заикания, по причине нарушенного звукопроизношения.

С целью определения взаимосвязи между изучаемыми параметрами мы провели  корреляционное исследование и выявили высокую частоту связи между: темпом речи, звукопроизношением, слоговой структурой слов, лексическим запасом детей дошкольного возраста.

Проведенное исследование позволяет говорить, что важным звеном профилактики заикания является ранняя диагностика развития ребенка, как состояния его нервной системы, так и общего речевого развития. По итогам диагностического обследования можно выделить группу детей составляющих группу риска по возникновению заикания. После чего логопеду необходимо организовать грамотную просветительскую работу среди родителей и работников дошкольных учреждений с целью предупреждение появления заикания у детей.                    

                                                                                Патина Т.В.

                                                                               Талипова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика заикания у детей дошкольного возраста"

юлия аппель (kamu777) 12 апреля, 2012 - 08:38Категория: РодителямТеги: профилактиказаиканиекоррекционная педагогикаработа с родителямиАппель Юлия Владимировна, МКДОУ детский сад №158 г. Нов...

Профилактика заикания у детей дошкольного возраста

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.Эти признаки появляются на первых стадиях заикани...

Профилактика заикания у детей

памятка для родителей...

Система работы по профилактике заикания у детей дошкольного возраста

Материал содержит систему работы по предупреждению появления заикания у детей дошкольного возраста, которая опирается на технологии здоровьесбережения. Представлены анкеты для выявления факторов риска...

Профилактика заикания у детей дошкольного возраста

Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений......

Предупреждение и профилактика заикания у детей

Заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. Заикание относится к тяжелым речевым нарушениям, которое приводит...

Профилактика заикания у детей

Нередко о необходимости профилактики тех или иных заболеваний мы задумываемся поздно, хотя прописная истина говоримт о том, что любую болезнь проще предотвратить чем лечить....