Рекомендации по артикуляционной и пальчиковой гимнастике
материал по логопедии на тему

СМИРНОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

Рекомендации по артикуляционной и пальчиковой гимнастике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_logopeda.docx267.93 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА

http://virajenie.com/sites/default/files/1289812457_9-copy_1.jpg

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:

        -в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий

        -в детском саду с воспитателем и самостоятельно под руководством дежурного ребенка;

        -с родителями дома.

2. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным

соблюдением правильной осанки.

3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.

6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики.

I. Упражнения для челюстей

1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.

2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

3. То же в быстром темпе.

4. Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.

5. Повторяется первое упражнение.

II. Упражнения для губ

6. "Улыбка" — растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.

7. То же с сомкнутыми губами и зубами.

8. "Трубочка" ("Хоботок") — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).

9. Попеременное выполнение "Улыбки" и "Трубочки".

10. Вращательные движения губами.

11. Отставление нижней губы от зубов и десен.

12. Втягивание нижней губы внутрь рта.

III. Упражнения для языка

(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):

13. "Болтушка" — движения языком вперед-назад.

14. "Часики" — движения языком вправо-влево.

15. "Качели" — движения языком вверх-вниз.

а) к верхней — нижней губе;

б) к верхним — нижним зубам;

в) к верхним — нижним альвеолам.

16. Круговые движения языком:

а) по губам;

б) по зубам в преддверии рта;

в) за зубами.

17. "Лошадки" — щелкание языком.

18. "Лопатка" — широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подер-жать 10-15 сек. (при напряжении похлопать по языку шпателем или пошлепать губами).

19. "Иголочка" — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика шпателем).

20. Попеременное выполнение "Лопатки" и "Иголочки".

21. "Желобок" ("Трубочка") — высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.

22. "Чашечка" ("Ковшик") — широкий язык поднят кверху:

а) к верхней губе;

б) к верхним зубам;

в) к верхним альвеолам.

23. "Грибок" — язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка — к верхним альвеолам.

                                           

                       "

Индивидуальный%20план%20коррекционной%20работы%20с%20ребенком%20на%20учебный%20год_image002                                        Индивидуальный%20план%20коррекционной%20работы%20с%20ребенком%20на%20учебный%20год_image004 

                       "Улыбка"                                                                                         "Трубочка"

                                             Индивидуальный%20план%20коррекционной%20работы%20с%20ребенком%20на%20учебный%20год_image006

                                                                       "Качели"

Индивидуальный%20план%20коррекционной%20работы%20с%20ребенком%20на%20учебный%20год_image008                                               Индивидуальный%20план%20коррекционной%20работы%20с%20ребенком%20на%20учебный%20год_image010

                "Лопатка"                                                                                     "Иголочка"

Индивидуальный%20план%20коррекционной%20работы%20с%20ребенком%20на%20учебный%20год_image012                                                     Индивидуальный%20план%20коррекционной%20работы%20с%20ребенком%20на%20учебный%20год_image014

              "Желобок"                                                                                       "Чашечка"

                                  Образцы артикуляционных упражнений

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК

         Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, под-готовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Упражнения способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

        -игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

        -специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс

гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;

        -игры и действия с игрушками и предметами: (раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.);

        -изобразительная деятельность: (лепка из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.).

     Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в дет-ском саду и дома:

а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;

б) игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки;

в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

(выполняются сидя или стоя)

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз, выполняются с силой, в сжатом положе-нии фиксируются 2-3 сек. (Рис. 2)):

        -ладонями вверх;

        -ладонями вниз;

        -обеих рук одновременно;

        -правой и левой по очереди.   

                                                        

   2. Вращение кистями рук (по 10 раз. Можно выполнять упражнения из положения "руки в сто-роны"):

              -в правую, затем в левую сторону;

                -вовнутрь (обеими кистями);

             -наружу.

3. Выгибание кистей рук (по 10-15 раз) 

        -одновременно;                                      

        -правой, левой по очереди.

4. Прогибание кистей рук (по 10-15 раз):

        -одновременно;

        -правой, левой по очереди. (Рис. 3б)

5. Чередование прогибания и выгибания. (Рис. За,б).

6. Соприкосновение подушечек пальцев — "Пальчики здороваются" (по 10-15 раз. Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются.

-пальцы правой руки — с большим пальцем правой руки;        

-пальцы левой руки — с большим пальцем левой руки;        

-то же одновременно двумя руками;

- пальцы правой руки — с соответствующими пальцами левой.

7. "Щелчки" (по 10 раз).

                                                               

8. "Коготки" — сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 10-20 раз).

9. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди (по 10 раз)

            -правой руки;

        -левой руки;

        -обеих рук одновременно        

сначала начиная с большого, затем начиная с мизинца.

10. "Ножницы" — разведение пальцев в стороны (по 10 раз):

        -правой, затем левой руки;

        -обеих рук одновременно;

        -соединив ладони вместе.

11. Упражнение "Замок"  — ладони вместе, пальцы переплетены (по 10-20 раз):

        

            -сдавливание ладоней с силой;

        -вращение (поворот вправо-влево);

        -наклоны вправо-влево — сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;

        -разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону,

 не расцепляя переплетенных пальцев;

"Солнечные лучи" — руки в "замке" подняты вверх,

ладони крепко сжаты, пальцы с силой

разжимаются и сжимаются вновь.

12. Упражнения с сомкнутыми ладонями (по 5-10 раз)

        -сомкнутые ладони перед грудью наклоняются вправо-влево,

 преодолевая сопротивление;

           -движение сомкнутыми ладонями

 перед грудью вперед-назад;

        -сомкнутые ладони вытянуты вперед — разведение

кистей в стороны, не размыкая запястий;

        -сомкнутые ладони подняты вверх — разведение

кистей, не размыкая запястий — "Цветок"

13. "Фонарики" — вращение свободными кистями рук (по 10 раз).

14. Потряхивание расслабленными кистями:

        -руки вверх;

        -руки в стороны;

        -руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

Выполняются сидя за столом

1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

2. Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой руки поочередно.

3. Поочередное приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе):

        -правой руки;

        -левой руки;

        -обеих рук вместе.

4. Имитация игры на пианино.

5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

6. "Бегают человечки" — указательный и средний пальцы правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.

7. "Футбол" — забивание шариков, карандашей одним, двумя и т.д. пальцами.

Самомассаж кистей и пальцев рук

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя

пальцами  одной руки на основание большого пальца,

 середину ладони, основание пальцев другой руки

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом

 с постепенным увеличением усилий.          

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4. Растирание боковых поверхностей

сцепленных пальцев (рис. 13).                    

5. Разминание, затем растирание

каждого пальца вдоль, затем поперек.

6. Грецкий орех положить между ладонями,

делать круговые движения, постепенно увеличивая

нажим и темп. Можно выполнять упражнение

с двумя грецкими орехами, перекатывая один

 через другой, одной рукой, затем другой.

7. Разминание кисти правой руки пальцами

 левой и наоборот, затем поочередное растирание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития звуковой культуры речи"

      Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точ...

Комплекс артикуляционной и пальчиковой гимнастики на каждый день

Выполняя предложенные в данном комплексе упражнения для пальцев рук и артикуляционного аппарата, Вы поможете своему ребенку быстрее заговорить красиво, грамотно и уверенно. Упражнения рекомендую выпол...

«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ через артикуляционную и пальчиковую гимнастику»

«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙчерез артикуляционную и пальчиковую гимнастику»...

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...

"Комплекс артикуляционной и пальчиковой гимнастики" для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Тема «Посуда, пища»1.     Упражнения для жевательно-артикуляционных мышцЖуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.2....

Картотека развития общей моторики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей подготовительной к школе логопедической группы (по мет.рекомендациям О.С. Гомзяк)

Картотека состоит из 36 карточек (36 лексических тем) с комплексом из упражнений для развития общей моторики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Лексические темы в своей основе идут по занятиям...

Рекомендации к артикуляционной и пальчиковой гимнастике

Обследование состояния устной речи воспитанников старших и подготовительных групп ДОУ  показывает, что многие дети имеют недостатки речевого развития разного происхождения и характера.Воспитание ...