Конспект занятия "В гостях у поваренка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект данного занятия позволяет решать  лексико - грамматические  задачи в комплексе  с коррекционно - воспитательными.  Автор использует разнообразные методичекие приемы, позволяющие поддерживать интерес у  детей  на протяжении всего занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Дельфинчик»

Конспект  подгруппового занятия                                                              по лексике / грамматике

«Поварёнок в гостях у ребят»

(с применением методического пособия ОТСМ-ТРИЗ-РТВ

 «Технологии развития связной речи дошкольников» Сидорчук Т.Н.)

Образовательная область: «Речевое развитие»

Возраст: для детей 5-6 лет (речевая подгруппа детей с ОНР)

Длительность занятия: 25 минут.

Составил: Татьяна Степановна Маркина, учитель-логопед высшей квалификационной категории

(Заведующий  МАДОУ  №4  Пешкова Н.Н)

Краснокаменск, 2016

Тема: «Поваренок в гостях у ребят» 

Цель: формирование грамматического строя речи через раннюю профориентацию (профессия – повар)

Задачи:

Образовательные

  1. Продолжать знакомить детей с профессией «повар» (что делает, какая посуда необходима в работе).    
  2. Учить   узнавать и называть разные виды посуды (мясорубка, солонка, перечница, самовар, конфетница …)
  3. Упражнять в назывании частей посуды (ручка, дно, крышка, носик, стенки, ножка)
  4. Закреплять умение применять обобщающее слове «посуда»                                                                                        
  5. Продолжать учить детей правильно использовать в предложениях предлоги «У, В, ИЗ»  
  6. Учить словообразованию с помощью суффиксов –НИЦ,- ОНК; с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;
  7. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в числе, в роде.

Развивающие

  1. Формировать мыслительные операции на основе дихотомии[1]:  учить  находить неизвестный  объект   путем сужения  поля  поиска, отсечения  как можно  большего  количества  ненужных объектов.  
  2. Учить детей вести  диалог, задавать вопросы.

Воспитательные

Упражнять в умении работать в подгруппе, в паре, договариваться о распределении   речевых заданий.

Воспитывать бережное отношение к посуде, желание помогать мамам

Оборудование: иллюстрации с изображением посуды, игрушек, мебели; чудесный мешочек, чайник; картинка – подсказка для формулировки вопросов; иллюстрации: сахарница, солонка, перечница, конфетница, молочник, хлебница; игра – презентация «Большой – маленький»; мяч, смайлик

Ход занятия

  1. Загадка:   

Ходит в белом колпаке с поварёшкою в руке.                                                                        Он готовит нам обед: кашу, щи и винегрет

(повар)

Появляется   Поваренок (ребенок):

Поваренок:  Здравствуйте,  ребята. Как вы догадались, что загадка про  повара? (ответы детей).    Я вижу  у вас  картинки.  Помогите    мне  выбрать  посуду  и правильно  ее  назвать

  1. Игра «Поможем повару выбрать  посуду  и правильно ее назвать»                                На   мольберте  иллюстрации:  кастрюля, сковорода, кувшин,  кукла,  игрушечное кресло, ножик, вилка, блюдце,  ведро,   вазочка, самовар,  чайник, стакан, молочник,  вилка, блюдо, дуршлаг, ведро.                                                                                        Дети по очереди называют  предметы, посуду оставляют, а все остальное убирают.  В самом конце   задания логопед  спрашивает, как можно назвать все эти предметы  одним словом? (посуда)                
  2. Игра – задание: назвать посуду, у которой:     есть  крышка ( крышка есть у сковороды, кастрюли, чайника),    одна ручка (одна ручка есть у чайника, молочника, сковороды..), две ручки (две ручки есть у кастрюли), длинный носик (длинный носик есть  у чайника), короткий   носик (короткий носик есть  у  молочника, самовара),
  3. Игра  - презентация  «Большой – маленький»  Дети по цепочке называют:   стакан – стаканчик, чайник – чайничек, сковорода – сковородочка, вилка – вилочка и т.д.
  4. Игра «Назови какая ваза, какие вазы » ( с мячом)  (Проводит Поваренок. Отвечает ребенок, кому бросили мяч)                                                                                                                                       Из железа -  ваза  железная,   вазы  - железные                                                                                Из стекла  - стеклянная, стеклянные                                                                                                                                             Из дерева  - деревянная, деревянные                                                                                                                                             Из  бумаги   - бумажная. бумажные                                                                                                                                           Из фарфора  - фарфоровая, фарфоровые                                                                                                                                            Из  хрусталя  - хрустальная, хрустальные                                                                                                                           Из глины    - глиняная, глиняные                                                                                                                          
  5. Чудесный сундук (аналогия Черному ящику)                                                                 - Что это? (сундук).  Его  нам  прислал  главный повар  нашего  детского сада.    В нем лежит  1 вид посуды. Как вы думаете, что там? (Дети фантазируют:  в сундуке – тарелка…стакан…)    
  6. Игра «Да – нет»  Ребята, этот  вид  посуды  есть  на мольберте.  С помощью какой игры мы можем выяснить, что   в   сундуке?  (Нужно  поиграть в игру «Да – нет»).  Логопед обращает внимание на картинку – подсказку, с помощью которой дети задают  вопросы:                                                                                                                                   - Про эту посуду говорят «ОНА»?                                                                                                       - Нет (убирают посуду  женского рода)                                                                                                      - Про эту посуду говорят «ОН»?                                                                                                                - Да  (Убирают посуду среднего рода)                                                                                 На мольберте остаются предметы: самовар, чайник, молочник, стакан, дуршлаг                                                                                                                                                 - У  этой посуды есть крышка?                                                                                                                    - Да.  (Убирают посуду, у которой нет крышки – ножик, дуршлаг )                                                                                                                                           - У этой посуды есть  ручки?                                                                                                                               - Да.  ( Убирают  стакан)                                                                                                                       - У этой посуды две ручки?                                                                                                              - Нет.  ( Убирают  самовар с 2 ручками  )                                                                                             - У этой посуды 1 ручка?                                                                                                                                            - Да.                                                                                                                                                              - У этой посуды длинный носик?                                                                                                   -  Да  (убирается молочник с коротким носиком)                                                                                         На мольберте остается чайник, дети проверяют чудесный   сундук, там тоже    ЧАЙНИК!  (с нарисованными глазами, ртом)

Рассматривание Чайника.

  1. Игра «Назвать какой чайник»: красивый, игрушечный, большой, красный, пластмассовый, сказочный.
  2. Игра «Наоборот» (со  смайликом, который   передается от ребенка к ребенку, ведущий говорит «Стоп», отвечает тот, у кого в руках смайлик)  

Чайник  новый -  старый,   красивый – страшный, прочный – хрупкий, игрушечный – настоящий,  чистый – грязный.  

Что нужно сделать, когда посуда грязная?  (помыть)

  1. Логоритмическая  гимнастика                                                                               Помогали  дети маме, вымыли посуду  сами:                                            Чайник, чашку, ложки, вазу,  маленький зеленый тазик.                                                         Мыли, мыли, мыли, мыли  -  вазу  вдребезги  разбили,                                                        Потеряли  где –то  ложку.  Маме  помогли  немножко  

- Почему дети разбили вазу? ( была хрупкая, скользкая, помогали  небрежно, неаккуратно)                        

  1. Игра «Расскажем   Поваренку, почему так называется посуда»                    Дети выбирают себе по желанию пару, садятся за столы, складывают картинку, договариваются, кто   будет  называть посуду, а кто  рассказывать, почему ее так называют: чайник – в чайнике   заваривают  чай; сахарница – в  сахарницу насыпают сахар,  хлебница -  в хлебницу кладут хлеб,   конфетница – в конфетницу кладут конфеты,    молочник – в молочник  наливают молоко,  перечница – в перечницу насыпают перец, солонка – в солонку насыпают соль.                                                                                                                                                

Рефлексия:  Ребята, посмотрите  на Поваренка, как вы  думаете,   он  рад, что побывал в гостях  у нас.  Посмотрите на Чайник   он  тоже доволен. Что узнали нового? Какая игра  понравилась  вам больше всего?  Какое настроение? Подойдите к ромашковой поляне, поместите свое фото  на  улыбающуюся  ромашку, если настроение хорошее;  на грустную – если  настроение грустное…

                                                                                   

 

                                                                                     

 


[1] Сидорчук Т.А.  Прокофьева  Н.Ю.   Технологии развития  интеллекта  дошкольников.  Методическое пособие    дл типография» филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ  ДОМ  ПЕЧАТИ» , 2015.- 95с.

Т.А. Сидорчук  «Методы  формирования  навыков  мышления, воображения  и речи  дошкольников. Методическое пособие    дл типография» филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ  ДОМ  ПЕЧАТИ» , 2015.- 248с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские дидактические игры для расширения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи: "Загадочный шар", "Бюро находок", "Веселый поваренок"

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи помогут педагогам активизировать и расширить словарный запас детей с общим недоразвитием речи. Игра ...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Встреча с Веселым Поваренком»

Программные задачи:практическое использование в речи приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает;упражнять в построении простого предложения;обогащать словарь по лексической теме;развива...

Конспект НОД «Познание» во второй младшей группе «Угостим чаем поваренка».

Интеграция образовательных областей: "Познание" (формирование целостной картины мира, "художественное творчество", "коммуникация", "социализация".Виды детской деятельности детей: игровая, коммуникатив...

Газета "Поваренок".Отчет о совместной деятельности родителей и педагогов группы в рамках проекта "Здоровое питание" (1 младшая группа)

В газете представлена совместная работа ДОУ и родителей 1 младшей группы в   образовательном процессе, включающую организацию питания детей....

Веселый поваренок

учить детей использовать в речи приставочные глаголы: поливает, наливает, выливает; упражнять в построении простого предложения;обогащать словарь по теме «Профессии»;развивать память, общую и мелкую м...

Заметки маленького поваренка дидактическое пособие

Многофункциональное пособие представляет собой книгу, способствует активизации деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи; имеет развивающее, обучающее и воспитательное значен...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ПОВАРЕНОК» ко Дню Повара в подготовительной группе

В ресторане их найду яЭти люди в колпакахНад кастрюлями колдуютС поварёшками в руках.  - Как вы думаете, каким человеком должен быть повар? Аккуратным, добрым, внимательным. У него всегда чи...