Конспект занятия "В гостях у поваренка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект данного занятия позволяет решать лексико - грамматические задачи в комплексе с коррекционно - воспитательными. Автор использует разнообразные методичекие приемы, позволяющие поддерживать интерес у детей на протяжении всего занятия
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Дельфинчик»
Конспект подгруппового занятия по лексике / грамматике
«Поварёнок в гостях у ребят»
(с применением методического пособия ОТСМ-ТРИЗ-РТВ
«Технологии развития связной речи дошкольников» Сидорчук Т.Н.)
Образовательная область: «Речевое развитие»
Возраст: для детей 5-6 лет (речевая подгруппа детей с ОНР)
Длительность занятия: 25 минут.
Составил: Татьяна Степановна Маркина, учитель-логопед высшей квалификационной категории
(Заведующий МАДОУ №4 Пешкова Н.Н)
Краснокаменск, 2016
Тема: «Поваренок в гостях у ребят»
Цель: формирование грамматического строя речи через раннюю профориентацию (профессия – повар)
Задачи:
Образовательные
- Продолжать знакомить детей с профессией «повар» (что делает, какая посуда необходима в работе).
- Учить узнавать и называть разные виды посуды (мясорубка, солонка, перечница, самовар, конфетница …)
- Упражнять в назывании частей посуды (ручка, дно, крышка, носик, стенки, ножка)
- Закреплять умение применять обобщающее слове «посуда»
- Продолжать учить детей правильно использовать в предложениях предлоги «У, В, ИЗ»
- Учить словообразованию с помощью суффиксов –НИЦ,- ОНК; с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;
- Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в числе, в роде.
Развивающие
- Формировать мыслительные операции на основе дихотомии[1]: учить находить неизвестный объект путем сужения поля поиска, отсечения как можно большего количества ненужных объектов.
- Учить детей вести диалог, задавать вопросы.
Воспитательные
Упражнять в умении работать в подгруппе, в паре, договариваться о распределении речевых заданий.
Воспитывать бережное отношение к посуде, желание помогать мамам
Оборудование: иллюстрации с изображением посуды, игрушек, мебели; чудесный мешочек, чайник; картинка – подсказка для формулировки вопросов; иллюстрации: сахарница, солонка, перечница, конфетница, молочник, хлебница; игра – презентация «Большой – маленький»; мяч, смайлик
Ход занятия
- Загадка:
Ходит в белом колпаке с поварёшкою в руке. Он готовит нам обед: кашу, щи и винегрет
(повар)
Появляется Поваренок (ребенок):
Поваренок: Здравствуйте, ребята. Как вы догадались, что загадка про повара? (ответы детей). Я вижу у вас картинки. Помогите мне выбрать посуду и правильно ее назвать
- Игра «Поможем повару выбрать посуду и правильно ее назвать» На мольберте иллюстрации: кастрюля, сковорода, кувшин, кукла, игрушечное кресло, ножик, вилка, блюдце, ведро, вазочка, самовар, чайник, стакан, молочник, вилка, блюдо, дуршлаг, ведро. Дети по очереди называют предметы, посуду оставляют, а все остальное убирают. В самом конце задания логопед спрашивает, как можно назвать все эти предметы одним словом? (посуда)
- Игра – задание: назвать посуду, у которой: есть крышка ( крышка есть у сковороды, кастрюли, чайника), одна ручка (одна ручка есть у чайника, молочника, сковороды..), две ручки (две ручки есть у кастрюли), длинный носик (длинный носик есть у чайника), короткий носик (короткий носик есть у молочника, самовара),
- Игра - презентация «Большой – маленький» Дети по цепочке называют: стакан – стаканчик, чайник – чайничек, сковорода – сковородочка, вилка – вилочка и т.д.
- Игра «Назови какая ваза, какие вазы » ( с мячом) (Проводит Поваренок. Отвечает ребенок, кому бросили мяч) Из железа - ваза железная, вазы - железные Из стекла - стеклянная, стеклянные Из дерева - деревянная, деревянные Из бумаги - бумажная. бумажные Из фарфора - фарфоровая, фарфоровые Из хрусталя - хрустальная, хрустальные Из глины - глиняная, глиняные
- Чудесный сундук (аналогия Черному ящику) - Что это? (сундук). Его нам прислал главный повар нашего детского сада. В нем лежит 1 вид посуды. Как вы думаете, что там? (Дети фантазируют: в сундуке – тарелка…стакан…)
- Игра «Да – нет» Ребята, этот вид посуды есть на мольберте. С помощью какой игры мы можем выяснить, что в сундуке? (Нужно поиграть в игру «Да – нет»). Логопед обращает внимание на картинку – подсказку, с помощью которой дети задают вопросы: - Про эту посуду говорят «ОНА»? - Нет (убирают посуду женского рода) - Про эту посуду говорят «ОН»? - Да (Убирают посуду среднего рода) На мольберте остаются предметы: самовар, чайник, молочник, стакан, дуршлаг - У этой посуды есть крышка? - Да. (Убирают посуду, у которой нет крышки – ножик, дуршлаг ) - У этой посуды есть ручки? - Да. ( Убирают стакан) - У этой посуды две ручки? - Нет. ( Убирают самовар с 2 ручками ) - У этой посуды 1 ручка? - Да. - У этой посуды длинный носик? - Да (убирается молочник с коротким носиком) На мольберте остается чайник, дети проверяют чудесный сундук, там тоже ЧАЙНИК! (с нарисованными глазами, ртом)
Рассматривание Чайника.
- Игра «Назвать какой чайник»: красивый, игрушечный, большой, красный, пластмассовый, сказочный.
- Игра «Наоборот» (со смайликом, который передается от ребенка к ребенку, ведущий говорит «Стоп», отвечает тот, у кого в руках смайлик)
Чайник новый - старый, красивый – страшный, прочный – хрупкий, игрушечный – настоящий, чистый – грязный.
Что нужно сделать, когда посуда грязная? (помыть)
- Логоритмическая гимнастика Помогали дети маме, вымыли посуду сами: Чайник, чашку, ложки, вазу, маленький зеленый тазик. Мыли, мыли, мыли, мыли - вазу вдребезги разбили, Потеряли где –то ложку. Маме помогли немножко
- Почему дети разбили вазу? ( была хрупкая, скользкая, помогали небрежно, неаккуратно)
- Игра «Расскажем Поваренку, почему так называется посуда» Дети выбирают себе по желанию пару, садятся за столы, складывают картинку, договариваются, кто будет называть посуду, а кто рассказывать, почему ее так называют: чайник – в чайнике заваривают чай; сахарница – в сахарницу насыпают сахар, хлебница - в хлебницу кладут хлеб, конфетница – в конфетницу кладут конфеты, молочник – в молочник наливают молоко, перечница – в перечницу насыпают перец, солонка – в солонку насыпают соль.
Рефлексия: Ребята, посмотрите на Поваренка, как вы думаете, он рад, что побывал в гостях у нас. Посмотрите на Чайник он тоже доволен. Что узнали нового? Какая игра понравилась вам больше всего? Какое настроение? Подойдите к ромашковой поляне, поместите свое фото на улыбающуюся ромашку, если настроение хорошее; на грустную – если настроение грустное…
[1] Сидорчук Т.А. Прокофьева Н.Ю. Технологии развития интеллекта дошкольников. Методическое пособие дл типография» филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ» , 2015.- 95с.
Т.А. Сидорчук «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Методическое пособие дл типография» филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ» , 2015.- 248с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские дидактические игры для расширения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи: "Загадочный шар", "Бюро находок", "Веселый поваренок"
Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи помогут педагогам активизировать и расширить словарный запас детей с общим недоразвитием речи. Игра ...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Встреча с Веселым Поваренком»
Программные задачи:практическое использование в речи приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает;упражнять в построении простого предложения;обогащать словарь по лексической теме;развива...
Конспект НОД «Познание» во второй младшей группе «Угостим чаем поваренка».
Интеграция образовательных областей: "Познание" (формирование целостной картины мира, "художественное творчество", "коммуникация", "социализация".Виды детской деятельности детей: игровая, коммуникатив...
Газета "Поваренок".Отчет о совместной деятельности родителей и педагогов группы в рамках проекта "Здоровое питание" (1 младшая группа)
В газете представлена совместная работа ДОУ и родителей 1 младшей группы в образовательном процессе, включающую организацию питания детей....
Веселый поваренок
учить детей использовать в речи приставочные глаголы: поливает, наливает, выливает; упражнять в построении простого предложения;обогащать словарь по теме «Профессии»;развивать память, общую и мелкую м...
Заметки маленького поваренка дидактическое пособие
Многофункциональное пособие представляет собой книгу, способствует активизации деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи; имеет развивающее, обучающее и воспитательное значен...
РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ПОВАРЕНОК» ко Дню Повара в подготовительной группе
В ресторане их найду яЭти люди в колпакахНад кастрюлями колдуютС поварёшками в руках. - Как вы думаете, каким человеком должен быть повар? Аккуратным, добрым, внимательным. У него всегда чи...