Дефекты речи
консультация по логопедии на тему
Довольно часто родители, услышав незнакомый и непонятный диагноз в отношении своих детей, либо теряются, не зная к какому специалисту надо "бросаться", либо не обращают внимания, упуская крайне большой и значимый период детского развития для проведения коррекционно-педагогической работы. Последующие наши работы помогут, Вам, уважаемые родители, разобраться в многообразии речевых нарушений и самостоятельно оценить необходимость обращения к специалистам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defekty_rechi.docx | 85.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Дефекты речи
Довольно часто родители, услышав незнакомый и непонятный диагноз в отношении своих детей, либо теряются, не зная к какому специалисту надо "бросаться", либо не обращают внимания, упуская крайне большой и значимый период детского развития для проведения коррекционно-педагогической работы. Последующие наши работы помогут, Вам, уважаемые родители, разобраться в многообразии речевых нарушений и самостоятельно оценить необходимость обращения к специалистам.
Пожалуй, наиболее часто встречающееся нарушение речи у детей дошкольного возраста - это дислалия. Дислалией принято называть нарушение звукопроизношения, которое наблюдается у ребенка уже после 4 -4 лет 6 месяцев. Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.
Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.
Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата. Особенности: голос приобретает «носовое звучание».
Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года. Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).
Профилактика заикания:
- речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
- нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
- не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;
- избегайте психических и физических травм (особенно головы);
- не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;
- не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;
- не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;
- не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;
Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Особенности:
моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).
Мутизм - прекращение речевого развития из-за психической травмы.
Особенности:
общий мутизм - ребенок не говорит вообще;
избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;
Детский аутизм - состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и
отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь.
Особенности:
- дети легко возбудимы и иногда агрессивны;
- часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой то пределенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки;
- с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери;
- для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты;
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системныенарушения речевой деятельности:
- более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
- речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
- ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
- речь детей с ОНР является малопонятной;
Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка при ОНР:
1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности:
- словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;
- при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка);
- часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;
- такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
- многие звуки не произносятся;
- сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);
2-й уровень
Особенности:
- достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
- используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);
- нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);
- в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);
3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Особенности:
- неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «лежит тапка» (лежит тапок);«красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);
- упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
- словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
- неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных:«стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками:«зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
- слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер»(милиционер);
- звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;
- нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В школу без дефектов речи
Поступление в школу- чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Готовность к школе- это не только обучение чтению и счету, не только покупка неоходимых шко...
Родительское собрание на тему:«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Рассматриваются вопросы о положительных сторонах обучения и воспитания детей в логопедических группах, о роли семьи в преодолении речевых нарушений....
«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:- фо...
Родительское собрание. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
1. Краткий отчет. Кто попадает в логопедическую группу?2. Особенности логопедической работы:- содержание логопедической работы;- формы логопедической работы.3. Речевое развитие в норме и что такое ОНР...
Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи
Выступление на родительском собрании в старшей логопедической группеТема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»....
Презентация: "Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи"
Презентация к родительскому собранию.Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».План проведения:1. Краткий отчет. Кто попадает ...
«Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности с нарушениями речи. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Сообщение для родителей старшей группы с речевыми нарушениями на первичном родительском собрании....