Проект "Как научиться правильно произносить звук Р?"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ильина Маргарита Михайловна

Проект исследовательский краткосрочный "Как научиться правильно произносить звук Р?". Ребенок в ходе работы самостоятельно создает буклет с помощью пиктограмм и дарит тому ребенку, кто еще не умеет произносить звук Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_pravilno_proiznosit_zvuk_r._24noya2016.docx166.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 111 «Дашенька», корпус 3.

 «Как правильно произносить звук[Р]».

Проектно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях.

Учитель-логопед

 высшей категории

Ильина М.М.

Ноябрь 2016г.

Актуальность проблемы.

Цель логопеда – подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произнесению трудных для него звуков с помощью специальных артикуляционных упражнений, поставить (вызвать) звук, закрепить его в самостоятельной речи дошкольника. На первом этапе работы необходимо сформировать «физиологический образ» звука.

    Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции при произнесении звука (губы, зубы, язык) невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, используя игровые сюжеты и предметные картинки. Так можно развить  подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Но не все дети могут правильно выполнять упражнения и воспроизводить нужный артикуляционный уклад без долгой кропотливой и системной работы с логопедом, с родителями и самостоятельной тренировки. Это объясняется рядом причин.

Например:

  • при парезах языка и губ, вялости кончика языка, отсутствии верхнего подъема языка, ребенку сложно выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме, трудно контролировать правильность их выполнения;
  • несформированность речевого выдоха, а как следствие, отсутствие достаточно сильной направленной воздушной струи для вибрации кончика языка;
  • отсутствие передних резцов у детей не дает опору для языка при произношении некоторых звуков;
  • и другие причины, как анатомическое строение - короткая подъязычная связка, семейная речевая среда, когда родители не произносят звук и т.п.

      В связи с этим я решила провести вместе с детьми небольшое исследование. А поскольку у большей части  детей - логопатов нарушено произношение звука [Р], то тема нашей исследовательской работы так и звучит   «Как правильно произносить звук [Р]».

 

Цель проекта: осмысление ребенком - логопатом положения органов артикуляции при произношении звука [Р].

Задачи:

-установить, какие этапы подготовки необходимы для произношения звука [Р],

-выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р], 

-формирование умения удерживать правильную артикуляцию звука [Р], анализировать, сравнивать разные артикуляционные позиции,

- развитие зрительного восприятия, слухового внимания, логического мышления.

Вид проекта:

исследовательский, краткосрочный, индивидуальный

Адресация:

Проект реализуется в рамках Программы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения

Участники проекта:  дети подготовительной группы. Возраст участников: 5-6 лет

Сроки реализации:  ноябрь-декабрь 2016-2017 учебного года

Ожидаемый результат: осознанное принятие правильного артикуляционного уклада при произнесении звука Р.

Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта: создание буклета, которым могут воспользоваться другие дети с нарушениями звукопроизношения.

Оборудование: ноутбук, доска, маркеры, зеркало, альбомный лист, фломастеры, картинки фруктов, картинки с упражнениями, зеркало, салфетки, султанчики, вертушка, семечки липы, ватка и др.

Ход занятия.

  1. Постановка проблемы.

- Римма, нам надо научиться правильно и хорошо произносить звук /Р/.

Как ты думаешь, что для этого надо делать?

  1. Выдвижение гипотезы.  

Логопед фиксирует гипотезу ребенка с помощью пиктограмм на доске.

  1. Гимнастика для пальчиков  (ладонь).

   -А еще что может помочь научиться правильно произносить звук /Р/?

2.  Гимнастика для языка и губ (язык, губы).

  1. Поиск и предложение.
  1. Итак, сначала мы выполним гимнастику для пальчиков.

  -Чтобы научиться произносить звук /Р/,  достаточно ли сделать гимнастику для пальчиков? (Нет, надо еще сделать гимнастику для языка).

  1. Затем гимнастику для языка и губ.

 -Как ты думаешь, когда мы научимся делать гимнастику для пальчиков и хорошо будем выполнять упражнения для языка и губ, то научимся правильно произносить звук /Р/?.        

 - А надо ли уметь правильно пускать ветерок, т.е. дуть? (Да).

  1. Значит, еще нужна дыхательная гимнастика (стрелки).  Надо научиться пускать ветерок. – Какой должна быть струя воздуха: сильной или слабой? Она должна быть широкой или узкой? Теплой или холодной?

- Все? Еще что-нибудь нам нужно сделать?

  1. Сбор материала.
  1. Гимнастика для пальчиков. Что для этого нам нужно? (Картинки фруктов и наши руки).
  2. Гимнастика для языка и губ. Что для этого нам нужно? (картинки с упражнениями, зеркало, салфетки).
  3. Дыхательная гимнастика. Что для этого нам понадобится? Можешь выбрать из этих предметов то, что нужно тебе (султанчики, вертушка, семечки липы, ватка и др.)?  Посмотри вокруг, что-нибудь еще тебе надо?  (Ребенок осматривает кабинет).
  4. Схема звука. Нам надо понять, какое положение занимает язык во рту. Где находится кончик языка?  Что делают  при этом зубы и губы? ( зубы разомкнуты, губы слегка растянуты).
  1. Обобщение полученных знаний. Применение на практике.

          1,2,3------

Слушание аудиофрагмента занятия №27 Коноваленко.

  1. Элемент логоритмики - упражнение «Заведем мотор» (самолет).
  1. Создание буклета с пиктограммами:
  1. ладонь,
  2. язык, губы;
  3. стрелки;
  4. самолет.

F:\ЛШР 18.01.2017\На занятиях фото\20161129_095154.jpg       

F:\ЛШР 18.01.2017\На занятиях фото\20161129_095223.jpg

  1. Итог

 –Кому подарим твой буклет (рисунок)? Кому он может пригодиться?       (-тому, кто еще не умеет произносить звук /Р/)

- Тебе понравилось сегодня заниматься?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад I категории №25 «Родничок»   Консультация для родителейТема: «Как научить ...

Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки?

Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки.Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, ...

Конспект ООД по развитию речи «Научим Машу правильно произносить звуки». Средняя группа 4 - 5лет

Тема занятия «Научим Машу правильно произносить звуки».Средняя группа 4 - 5лет..Цель занятия: создание условий для развития познавательно -речевой деятельности детей, активизировать их умс...

Консультация "Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки"

В консультации изложены основные этапы развития фонематического восприятия,  изложены игры на развитие неречевого и речевого слуха, примерные игры для развития звукового анализа и синтеза....

Консультация для родителей: как помочь ребенку научиться правильно произносить звук Р

Консультация для родителей: как помочь ребенку научиться правильно произносить звук Р...

Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Автоматизация звука "Ш"  Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произноше...