Проект "Как научиться правильно произносить звук Р?"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Проект исследовательский краткосрочный "Как научиться правильно произносить звук Р?". Ребенок в ходе работы самостоятельно создает буклет с помощью пиктограмм и дарит тому ребенку, кто еще не умеет произносить звук Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_pravilno_proiznosit_zvuk_r._24noya2016.docx | 166.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 111 «Дашенька», корпус 3.
«Как правильно произносить звук[Р]».
Проектно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях.
Учитель-логопед
высшей категории
Ильина М.М.
Ноябрь 2016г.
Актуальность проблемы.
Цель логопеда – подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произнесению трудных для него звуков с помощью специальных артикуляционных упражнений, поставить (вызвать) звук, закрепить его в самостоятельной речи дошкольника. На первом этапе работы необходимо сформировать «физиологический образ» звука.
Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции при произнесении звука (губы, зубы, язык) невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, используя игровые сюжеты и предметные картинки. Так можно развить подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Но не все дети могут правильно выполнять упражнения и воспроизводить нужный артикуляционный уклад без долгой кропотливой и системной работы с логопедом, с родителями и самостоятельной тренировки. Это объясняется рядом причин.
Например:
- при парезах языка и губ, вялости кончика языка, отсутствии верхнего подъема языка, ребенку сложно выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме, трудно контролировать правильность их выполнения;
- несформированность речевого выдоха, а как следствие, отсутствие достаточно сильной направленной воздушной струи для вибрации кончика языка;
- отсутствие передних резцов у детей не дает опору для языка при произношении некоторых звуков;
- и другие причины, как анатомическое строение - короткая подъязычная связка, семейная речевая среда, когда родители не произносят звук и т.п.
В связи с этим я решила провести вместе с детьми небольшое исследование. А поскольку у большей части детей - логопатов нарушено произношение звука [Р], то тема нашей исследовательской работы так и звучит «Как правильно произносить звук [Р]».
Цель проекта: осмысление ребенком - логопатом положения органов артикуляции при произношении звука [Р].
Задачи:
-установить, какие этапы подготовки необходимы для произношения звука [Р],
-выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р],
-формирование умения удерживать правильную артикуляцию звука [Р], анализировать, сравнивать разные артикуляционные позиции,
- развитие зрительного восприятия, слухового внимания, логического мышления.
Вид проекта:
исследовательский, краткосрочный, индивидуальный
Адресация:
Проект реализуется в рамках Программы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения
Участники проекта: дети подготовительной группы. Возраст участников: 5-6 лет
Сроки реализации: ноябрь-декабрь 2016-2017 учебного года
Ожидаемый результат: осознанное принятие правильного артикуляционного уклада при произнесении звука Р.
Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта: создание буклета, которым могут воспользоваться другие дети с нарушениями звукопроизношения.
Оборудование: ноутбук, доска, маркеры, зеркало, альбомный лист, фломастеры, картинки фруктов, картинки с упражнениями, зеркало, салфетки, султанчики, вертушка, семечки липы, ватка и др.
Ход занятия.
- Постановка проблемы.
- Римма, нам надо научиться правильно и хорошо произносить звук /Р/.
Как ты думаешь, что для этого надо делать?
- Выдвижение гипотезы.
Логопед фиксирует гипотезу ребенка с помощью пиктограмм на доске.
- Гимнастика для пальчиков (ладонь).
-А еще что может помочь научиться правильно произносить звук /Р/?
2. Гимнастика для языка и губ (язык, губы).
- Поиск и предложение.
- Итак, сначала мы выполним гимнастику для пальчиков.
-Чтобы научиться произносить звук /Р/, достаточно ли сделать гимнастику для пальчиков? (Нет, надо еще сделать гимнастику для языка).
- Затем гимнастику для языка и губ.
-Как ты думаешь, когда мы научимся делать гимнастику для пальчиков и хорошо будем выполнять упражнения для языка и губ, то научимся правильно произносить звук /Р/?.
- А надо ли уметь правильно пускать ветерок, т.е. дуть? (Да).
- Значит, еще нужна дыхательная гимнастика (стрелки). Надо научиться пускать ветерок. – Какой должна быть струя воздуха: сильной или слабой? Она должна быть широкой или узкой? Теплой или холодной?
- Все? Еще что-нибудь нам нужно сделать?
- Сбор материала.
- Гимнастика для пальчиков. Что для этого нам нужно? (Картинки фруктов и наши руки).
- Гимнастика для языка и губ. Что для этого нам нужно? (картинки с упражнениями, зеркало, салфетки).
- Дыхательная гимнастика. Что для этого нам понадобится? Можешь выбрать из этих предметов то, что нужно тебе (султанчики, вертушка, семечки липы, ватка и др.)? Посмотри вокруг, что-нибудь еще тебе надо? (Ребенок осматривает кабинет).
- Схема звука. Нам надо понять, какое положение занимает язык во рту. Где находится кончик языка? Что делают при этом зубы и губы? ( зубы разомкнуты, губы слегка растянуты).
- Обобщение полученных знаний. Применение на практике.
1,2,3------
Слушание аудиофрагмента занятия №27 Коноваленко.
- Элемент логоритмики - упражнение «Заведем мотор» (самолет).
- Создание буклета с пиктограммами:
- ладонь,
- язык, губы;
- стрелки;
- самолет.
- Итог
–Кому подарим твой буклет (рисунок)? Кому он может пригодиться? (-тому, кто еще не умеет произносить звук /Р/)
- Тебе понравилось сегодня заниматься?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад I категории №25 «Родничок» Консультация для родителейТема: «Как научить ...
Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки?
Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки.Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, ...
Как научить ребенка правильно произносить звуки Ш и Ж и навсегда избавиться от «сапки» и «субы».
Рекомендации по самостоятельной постановке звуков Ш и Ж....
Конспект ООД по развитию речи «Научим Машу правильно произносить звуки». Средняя группа 4 - 5лет
Тема занятия «Научим Машу правильно произносить звуки».Средняя группа 4 - 5лет..Цель занятия: создание условий для развития познавательно -речевой деятельности детей, активизировать их умс...
Консультация "Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки"
В консультации изложены основные этапы развития фонематического восприятия, изложены игры на развитие неречевого и речевого слуха, примерные игры для развития звукового анализа и синтеза....
Консультация для родителей: как помочь ребенку научиться правильно произносить звук Р
Консультация для родителей: как помочь ребенку научиться правильно произносить звук Р...
Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].
Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произноше...