Артикуляционная гимнастика. Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе.
консультация по логопедии по теме
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем- и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.
Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.
Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10 – 15 раз).
Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.
Упражнения для нижней челюсти:
1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.
2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.
3. Лёгкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
4. «Заборчик» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
Упражнения для губ:
1. «Улыбка» - растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).
2. «Трубочка» («Хоботок») – вытягивание губ вперёд.
3. Чередование «Улыбки» и «Трубочки».
4. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием их к зубам.
5. Втягивание нижней губы под верхнюю.
Упражнения для языка:
1. «Болтушка» - движения языком вперёд-назад.
2. «Часики» - движения языком вправо-влево.
3. «Качели» - движения языком вверх-вниз.
4. Круговые движения языком.
5. «Лошадки» - цоканье (щёлканье) языком.
6. «Лопатка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
7. «Иголочка» - узкий, напряжённый язык высунут вперёд.
8. «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щёки и воздух.
9. «Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.
10. «Чашечка» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе.
11. «Киска сердится» - выгибание вверх и продвижение вперёд спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.
12. «Накажем непослушный язык»:
а) покусывание кончика широкого языка («лопатка»), губы улыбке;
б) пошлёпывание широкого расслабленного языка(«лопатка») расслабленными губами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 14.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем- и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.
Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.
Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10 – 15 раз).
Примерный комплекс упражнений артикуляционной
гимнастики.
Упражнения для нижней челюсти:
1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.
2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.
3. Лёгкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
4. «Заборчик» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
Упражнения для губ:
1. «Улыбка» - растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).
2. «Трубочка» («Хоботок») – вытягивание губ вперёд.
3. Чередование «Улыбки» и «Трубочки».
4. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием их к зубам.
5. Втягивание нижней губы под верхнюю.
Упражнения для языка:
1. «Болтушка» - движения языком вперёд-назад.
2. «Часики» - движения языком вправо-влево.
3. «Качели» - движения языком вверх-вниз.
4. Круговые движения языком.
5. «Лошадки» - цоканье (щёлканье) языком.
6. «Лопатка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
7. «Иголочка» - узкий, напряжённый язык высунут вперёд.
8. «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щёки и воздух.
9. «Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.
10. «Чашечка» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе.
11. «Киска сердится» - выгибание вверх и продвижение вперёд спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.
12. «Накажем непослушный язык»:
а) покусывание кончика широкого языка («лопатка»),
губы в улыбке;
б) пошлёпывание широкого расслабленного языка
(«лопатка») расслабленными губами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика и ее роль в коррекционно-логопедической работе.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...
Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедической работе
Важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан рядом известных теоретико...
Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....
Значение артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедическом процессе.
Произношение звуков речи – это сложный навык, который происходит в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Движения губами, языком, челюстью развиваются у ребенка постепе...
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика и ее роль в коррекционно-логопедической работе".
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...
Значение артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедическом процессе
Произношение звуков речи – это сложный навык, который происходит в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов...