ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН
презентация по логопедии на тему
В данной презентации рассматривается использование эффективной педагогической технологии дидактический синквейн при коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются правила составления дидактического синквейна и методы его использования в логопедической практике. Особенность и новизна состоит в том, что при составлении синквейна мы решаем не только задачи речевого развития, но и развиваем творческий потенциал, формируем ключевые компетенции: умение анализировать и добывать нужную информацию, выделять существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 541.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Кто ясно мыслит — тот ясно излагает » . Античная поговорк а Психологи и практикующие педагоги отмечают , что у дошкольников имеющих нарушения речи , бедный словарный запас , дети не умеют составлять рассказ по картинке , пересказать прочитанное , им трудно выучить наизусть стихотворение . Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем . Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе . Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры .
Дети Любимые , ласковые Играют , радуют , умиляют Дети — цветы жизни Счасть е Эти строчки похожи на японские лирические стихи хок к у и танка . Хок к у – японское трёхстишие и танка – пятистишие , где слова минимальны , но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску . Но это не японская поэзия . Это — синквейн . Что же значит это необычное слово ? Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси , которая опиралась на японские стихи — хокку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Синквейн , как и хокку, несёт определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн , каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным. Кроме дидактического, существуют разные виды синквейна : традиционный обратный синквейн , синквейн -бабочка, зеркальный синквейн Разные формы стихотворений, состоящие из пяти, девяти строк и основанные на подсчете слогов в каждой строчке.
Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Правила составления дидактического синквейна : Первая строка синквейна – заголовок , тема , состоящие из одного слова ( обычно существительное , означающее предмет или действие , о котором идёт речь ). Вторая строка – два слова . Прилагательные . Это описание признаков предмета или его свойства , раскрывающие тему синквейна . Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий , описывающих действия предмета . Четвёртая строка – это словосочетание или предложение , состоящее из нескольких слов , которые отражают личное отношение автора синквейна к тому , о чем говорится в тексте . Пятая строка – последняя . Одно слово – существительное для выражения своих чувств , ассоциаций , связанных с предметом , о котором говорится в синквейне , то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути , синоним . Предполагается , что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно . Возможно , что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до5 слов , а в пятой строке , вместо одного слова , может быть и два слова . Другие части речи применять тоже разрешается .
1. Дождь 2. Осенний, холодный 3. Капает, стучит, льётся 4. Я не люблю дождь 5. Вода
Выводы о синквейне : Синквейн – это французское пятистишие , похожее на японские стихотворения . Синквейн помогает пополнить словарный запас . Синквейн учит краткому пересказу . Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль . Сочинение синквейна – процесс творческий . Это интересное занятие помогает самовыражению детей , через сочинение собственных нерифмованных стихов . Составить синквейн получается у всех . Синквейн помогает развить речь и мышление . Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания . Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля ( дети могут сравнить синквейны и оценивать их ). Синквейн - это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Литература 1.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011 . 2.Ушакова О.С. « Развитие речи и творчества дошкольников ». – Т.Ц. Сфера, 2005 . 3.Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-563641-1421691275.jpg)
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/07/picture-314683-1633592581.jpg)
Дидактический синквейн
Использование инновационных педагогических технологийв условиях введения ФГОС дошкольного образования.«Дидактический Синквейн»Макарова Елена Васильевна, воспитательвысшей квалификационной категории МД...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/07/picture-314683-1633592581.jpg)
Дидактический синквейн
Использование инновационных педагогических технологийв условиях введения ФГОС дошкольного образования.«Дидактический Синквейн»Макарова Елена Васильевна, воспитательвысшей квалификационной категории МД...
Методические рекомендации Использование технологии дидактического синквейна, в обучении детей рассказыванию
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-576804-1610357233.jpg)
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
В статье описываетя опыт применения инновационного метода развития речи ребенка – дидактический синквейн. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/17/picture-685587-1445102204.jpg)
Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР
Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/06/picture-402533-1407332641.jpg)
Инновационные технологии в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн.
Опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связан...
- Мне нравится (4)