ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН
презентация по логопедии на тему

Устинова Зоя Васильевна

В данной презентации  рассматривается использование эффективной педагогической технологии дидактический синквейн при коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются правила составления дидактического синквейна и методы его использования в логопедической практике.  Особенность и новизна состоит в том, что при составлении синквейна мы решаем не только задачи речевого развития, но и развиваем творческий потенциал, формируем ключевые компетенции: умение анализировать и добывать нужную информацию, выделять существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_sinkveyn.pptx541.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН МБДОУ ЦРР – детский сад № 132» Учитель-логопед ВКК Устинова З.В.

Слайд 2

« Кто ясно мыслит — тот ясно излагает » . Античная поговорк а Психологи и практикующие педагоги отмечают , что у дошкольников имеющих нарушения речи , бедный словарный запас , дети не умеют составлять рассказ по картинке , пересказать прочитанное , им трудно выучить наизусть стихотворение . Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем . Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе . Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры .

Слайд 3

Дети Любимые , ласковые Играют , радуют , умиляют Дети — цветы жизни Счасть е Эти строчки похожи на японские лирические стихи хок к у и танка . Хок к у – японское трёхстишие и танка – пятистишие , где слова минимальны , но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску . Но это не японская поэзия . Это — синквейн . Что же значит это необычное слово ? Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси , которая опиралась на японские стихи — хокку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Слайд 4

Синквейн , как и хокку, несёт определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн , каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным. Кроме дидактического, существуют разные виды синквейна : традиционный обратный синквейн , синквейн -бабочка, зеркальный синквейн Разные формы стихотворений, состоящие из пяти, девяти строк и основанные на подсчете слогов в каждой строчке.

Слайд 5

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Слайд 6

Правила составления дидактического синквейна : Первая строка синквейна – заголовок , тема , состоящие из одного слова ( обычно существительное , означающее предмет или действие , о котором идёт речь ). Вторая строка – два слова . Прилагательные . Это описание признаков предмета или его свойства , раскрывающие тему синквейна . Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий , описывающих действия предмета . Четвёртая строка – это словосочетание или предложение , состоящее из нескольких слов , которые отражают личное отношение автора синквейна к тому , о чем говорится в тексте . Пятая строка – последняя . Одно слово – существительное для выражения своих чувств , ассоциаций , связанных с предметом , о котором говорится в синквейне , то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути , синоним . Предполагается , что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно . Возможно , что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до5 слов , а в пятой строке , вместо одного слова , может быть и два слова . Другие части речи применять тоже разрешается .

Слайд 7

1. Дождь 2. Осенний, холодный 3. Капает, стучит, льётся 4. Я не люблю дождь 5. Вода

Слайд 8

Выводы о синквейне : Синквейн – это французское пятистишие , похожее на японские стихотворения . Синквейн помогает пополнить словарный запас . Синквейн учит краткому пересказу . Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль . Сочинение синквейна – процесс творческий . Это интересное занятие помогает самовыражению детей , через сочинение собственных нерифмованных стихов . Составить синквейн получается у всех . Синквейн помогает развить речь и мышление . Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания . Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля ( дети могут сравнить синквейны и оценивать их ). Синквейн - это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Слайд 9

Литература 1.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011 . 2.Ушакова О.С. « Развитие речи и творчества дошкольников ». – Т.Ц. Сфера, 2005 . 3.Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Дидактический синквейн

Использование инновационных педагогических технологийв условиях введения ФГОС дошкольного образования.«Дидактический Синквейн»Макарова Елена Васильевна, воспитательвысшей квалификационной категории МД...

Дидактический синквейн

Использование инновационных педагогических технологийв условиях введения ФГОС дошкольного образования.«Дидактический Синквейн»Макарова Елена Васильевна, воспитательвысшей квалификационной категории МД...

Методические рекомендации Использование технологии дидактического синквейна, в обучении детей рассказыванию

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности...

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

В статье описываетя опыт применения  инновационного  метода  развития речи ребенка – дидактический  синквейн. ...

Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР

Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн.

Опыт работы с детьми, имеющими  речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связан...