"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».
консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда»
Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками.
Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми.
Задачи:
• Познакомить с особенностями инновационной технологии - мнемотехника, этапами работы с мнемотаблицами.
• Ознакомить с возможностью применения мнемотехники в логопедической работе.
• Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Практическая значимость:
Мнемотехника может быть интересна педагогам, работающим с детьми.
Прогнозируемый результат:
• Получение педагогами представления о методике заучивания речевого материала с использованием мнемотаблиц.
• Внедрение педагогами в образовательной деятельности инновационных технологий.
Нарушение речи у детей достаточно распространенное явление. Характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения звукопроизношения, недоразвитие лексико - грамматического строя речи и связной речи. Дети иногда не могут сформулировать вопрос или дать ответ, не могут толком рассказать о себе. Их высказывания отличаются отсутствием точности, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Как правило речевая активность у детей с ОНР снижена. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.
Кроме речевых особенностей у детей с ОНР недостаточно сформированы внимание, память и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Монотонное зазубривание, не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Дошкольнику надо помогать запоминать новую информацию, его надо учить контролировать правильность запоминания. Для этого к устной информации требуется прикрепить вспомогательное средство - зрительный образ, символ, рисунок. Одной из эффективных коррекционных методик запоминания является — мнемотехника.
Мнемотехника (искусство запоминания) — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.
Работа с мнемотаблицами проводится постепенно и последовательно. Мнемотаблица – это рисуночное письмо, в которое заложена определенная информация. На каждое слово или фразу придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т. д. Весь речевой материал зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, а текст и картинки соединяются в один сюжет. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при воспоминании, по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Поэтому мнемосхемы часто применяются в логопедической работе.
Мнемотаблицы в логопедической работе можно использовать для:
1. Для обучения грамоте: запоминание образа буквы и различения понятий «звук» - «буква».
2. Для формирования фонетической стороны речи: символы звуков, схема характеристики звука.
3. Развития мимической и артикуляционной моторики.
4. Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в чистоговорках, стихах, потешках, закличках, скороговорках, считалках.
5. Обогащения словарного запаса: отгадывание загадок.
6. Формирования грамматического строя речи.
Например: для изменения слов по падежам.
Именительный падеж – Что это? –)
Винительный падеж – Что я вижу? – (глаза)
Родительный падеж – Чего не стало? – (зачёркнутый квадрат)
Дательный падеж – Чему рады? – (улыбка)
Творительный падеж – Чем любуемся? – (восхищённое лицо)
Предложный падеж – Думаю, мечтаю о чём? – (задумчивое лицо)
7. Для развития связной речи: схемы предлогов, схемы предложений, мнемотаблицы описательных рассказов по лексическим темам, цепочки пересказов.
8. Развития памяти и внимания: заучивание различного речевого материала.
9. Самостоятельное составление мнемосхем.
Использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность в своих силах и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень. Работа с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. Во время работы с мнемотаблицами работают три анализатора: зрительный, слуховой, тактильный (не всегда).
Приблизительные этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Вопросы по содержанию стихотворения.
3. Чтение каждой строки стихотворения с опорой на мнемотаблицу (самостоятельное составление таблицы).
4. Повторение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Вывод: Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов, сокращает время обучения детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»
В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному развитию дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...
Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС...
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...
Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютер...
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...
Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта
Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...