особенности применения международных шкал EKERS-R при оценке качества дошкольного образования в логопедических группах
статья по логопедии на тему
Статья написана по итогам апробирования процедуры оценивания качества дошкольного образования в детском саду комбинированного вида Санкт-Петербурга на логопедической группе и содержит описание особенностей, выявленных при оценивании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_praktike.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проведения процедуры оценивания по шкалам EKERS-R в логопедической группе
Система образования в России, и в том числе дошкольное образование в настоящее время активно развивается и трансформируется. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования ориентированы, прежде всего, на улучшение его качества. При этом дошкольная образовательная организация становится открытой системой, способной оперативно реагировать на особенности и потребности социальной среды, взаимодействовать с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере образования, учитывая образовательные потребности, в том числе индивидуальные, а также предоставляющей широкий выбор образовательных услуг, что является основой высокого качества дошкольного образования.
Существует международный опыт оценивания качества дошкольного образования с использованием в качестве инструмента шкал ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale). Эта методика была сформирована и используется учеными и практиками из разных стран мира для оценки структуры программ, учебных планов и базовых услуг для детей дошкольного возраста. Существуют варианты таких шкал:
- ECERS-R Шкала оценки среды в дошкольных учреждениях,
- SACERS – шкала оценки среды в школах,
- FCCERS – шкала оценки среды в семейном воспитании,
- ITERS- шкала оценки среды и ухода для малышей.
Таким способом оценивания пользуются при исследовании качества дошкольного образования такие страны, как США, Великобритания, Италия, Швеция, Германия, Португалия, Испания, Исландия, Норвегия, Корея, Сингапур, Румыния, Греция, Кипр, Южная Корея и другие. Применение такого опыта оценивания качества возможно и полезно и в России для продолжения динамичного совершенствования дошкольного образования. В настоящее время есть переведенный на русский язык и адаптированный вид этого инструментария, не противоречащий нормативной базе, ФГОС ДО и санитарным нормам, принятым на территории РФ, применимый для оценки качества отечественного дошкольного образования.
Шкалы ECERS-R разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования для детей от 2,5 года до 5 лет. В основе процедуры оценивания лежит структурированное наблюдение, опирающееся на листы оценивания, которые содержат индикаторы по каждому компоненту. Шкала включает 7 подшкал (предметно-пространственная среда, присмотр и уход за детьми, речь и мышление, виды активности, взаимодействие, структурирование программы, родители и персонал), компоненты и индикаторы. По каждому индикатору выставляется оценка «да», «нет», «неприменимо», если это указано в индикаторе. Каждый компонент оценивается от 1 (недостаточно) до 7 (отлично). Для повышения точности и универсальности результатов оценивания качественных показателей имеются пояснения и примеры.
Шкалы являются универсальным инструментом для оценки качества дошкольного образования и могут быть применены в детском саду для самооценки, при повышении эффективности и качества работы, а также для мониторинга качества дошкольного образования. Оценивание сфокусировано на трех измерениях среды: пространстве, организации времени, взаимодействиях детей и взрослых, на организации условий для активного развития ребенка, возможностей проявления им творчества и инициативы. Важным является также построение распорядка дня с учетом детских потребностей, а не требований взрослых или программы. Применение этого инструментария возможно для оценивания качества дошкольного образования как в группах, имеющих общеразвивающую направленность, так и на любых других группах (например, оздоровительных или логопедических), но на оценках отразится особенности организации образовательного процесса в таких группах.
Процедура оценивания по шкалам EKERS-R проводилась в логопедической группе одного из детских садов комбинированного вида Санкт-Петербурга и позволила выявить особенности и закономерности оценивания таких групп при помощи этого инструментария. При этом оценивании по шкалам наиболее высокие оценки были получены по подшкалам «Речь и мышление», «Взаимодействие» и «Структурирование программы».
Так образовательный процесс логопедической группы ориентирован на особые образовательные потребности детей с нарушениями речи и решает следующие основные задачи :
- коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
- своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- активизация познавательной деятельности детей;
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
Из представленных задач следует необходимость специфическая организация предметно-пространственной развивающей среды такой группы, которая также должна стимулировать развитие вербального общения, мышления и познавательной активности детей, посещающих такую группу. В логопедических группах, по сравнению с группами аналогичного возраста общеобразовательного направления, созданы дополнительные условия, направленные на коррекцию речевого развития. Далее рассмотрим влияние специфических условий на результаты при оценивании качества дошкольного образования по шкалам EKERS-R.
Подшкала Структурирование программы состоит из оценки организации пространства и временного структурирования и включает следующие показатели: распорядок дня, свободная игра, групповые занятия, условия для детей с ограниченными возможностями.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя. Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач. Кроме фронтальных и подгрупповых форм образовательной и коррекционной работы используются индивидуальная форма занятий с логопедом.
Подшкала Речь и мышление включает следующие показатели: книги и иллюстрации, стимулирование общения между детьми, использование речи для развития мыслительных навыков, повседневное использование речи.
Организация образовательного процесса, оцениваемая по этой подшкале для логопедической группы детского сада является, очевидно, особенно значимой. Книги и дидактические пособия подобраны для стимулирования познавательного интереса, речи и мышления. Учитывая имеющиеся у детей речевые навыки, а также индивидуальные особенности произвольной деятельности каждого ребенка, организованная разговорная речь во всех режимных моментах основывается на вопросах воспитателя. Педагог также поощряет и инициативную речь детей. В этом случае воспитатель не останавливает детей, не подавляет их желание высказаться, а наоборот поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, вызывает интерес к теме разговора, углубляет понимание ребенком темы в целом и отдельных используемых слов, вовлекает и других детей в беседу. Так как умение воспитателя вслушиваться в речь детей, отличать правильно произносимый звук от дефектного, на определенном этапе автоматизации своевременно поправлять ребенка, напоминать правильную артикуляцию звука позволяет повысить эффективность работы по коррекции звукопроизношения. В логопедической группе оценки по всем показателям подшкалы наиболее высоки.
Подшкала Взаимодействие включает следующие показатели: присмотр за деятельностью по развитию крупной моторики, общий присмотр за детьми, дисциплина, взаимодействие персонала и детей, взаимодействие детей друг с другом.
Одна из главных задач воспитателя в работе с детьми, имеющими речевые нарушения - создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Кроме того, воспитатель обращает внимание на выработку правильного поведения в коллективе, а также развитие их этических и нравственных представлений. В процессе воспитания педагог организует возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения. Результаты по пунктам «32. Взаимодействие персонала и детей» и «33. Взаимодействие детей друг с другом» также должны быть высокими и стремящимися к максимальному баллу.
Подшкала Родители и персонал включает следующие показатели: условия для родителей, условия для удовлетворения личных потребностей персонала, условия для удовлетворения профессиональных потребностей персонала, взаимодействие и сотрудничество персонала, сопровождение работы и оценивание персонала, возможности профессионального роста.
По сравнению с группой общеобразовательной направленности, в логопедической группе присутствует кабинет логопеда, что повышает результат по пункту «39.Условия для удовлетворения профессиональных потребностей персонала».
«Взаимодействие и сотрудничество персонала» оценивается высоко, так как эффективность коррекционно-педагогического процесс в логопедической группе дошкольной образовательной организации зависит от слаженности тесного взаимодействия воспитателя, логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре. Работа воспитателя в такой группе состоит не только в реализации общеразвивающей программы, согласно возрасту детей, а в первую очередь, представляет собой выполнение заданий, направленных на коррекцию компонентов структуры речевых дефектов воспитанников по заданию учителя-логопеда. Воспитатель, совместно с учителем логопедом, создает коррекционно-развивающую среду в группе, учитывая рекомендации методиста. Ежедневно педагоги выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком.
Из всего выше описанного можно сделать следующие выводы:
- Апробация процедуры оценивания качества дошкольного образования процедуры оценивания качества дошкольного образования по международным шкалам EKERS-R прошла успешно.
- В ходе апробации выявлена применимость этого инструментария для экспертизы качества работы дошкольной образовательной организации в России, существенных противоречий требованиям современной нормативной документации, регулирующей работу современного детского сада не выявлено.
- Результаты применения процедуры оценивания качества дошкольного образования по международным шкалам EKERS-R для логопедических групп дошкольных образовательных организаций имеет более высокие оценки, по сравнению с аналогичными группами общеобразовательной направленности аналогичного возраста, что объясняется спецификой организации образовательного процесса такой группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном совещание руководителей Шкалы ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales)- эффективный инструмент, для комплексной оценки качества дошкольного образования
Шкалы ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales)- эффективный инструмент, для комплексной оценки качества дошкольного образования...
Доклад - выступление на педагогическом совете: «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»
Выступление на педсовете: Докладна тему «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»...
Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"
выступление на педсовете : презентация "Оценка качества дошкольного образования.(шкала ECERS - R)"...
Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"
выступление на педсовете: презентация "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"...
Опыт использования шкал ECERS–R для оценки качества дошкольного образования в режиме работы группы
Опыт использования шкал ECERS–R для оценки качества дошкольного образования в режиме работы группы...
Опыт изучения шкал ECERS – R в подготовительной работе к оценке качества дошкольного образования в режиме работы группы
Опыт изучения шкал ECERS – R в подготовительной работе к оценке качества дошкольного образования в режиме работы группы...