Консультация для родителей «Как помочь леворукому ребенку»
презентация к уроку (старшая группа) по теме
Консультация для родителей «Как помочь леворукому ребенку»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 317.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
13 августа- День левши У Вовки меткая рука, у Вовки верный глаз. Метнул снежок издалека и по макушке-раз! А Петя, увалень такой, нагнулся не спеша. Швырнул снежок не той рукой, смеются все левша. У Пети левая рука желает быть главней, Он с ней не справится никак, никак не сладит с ней. И вот- насмешки да смешки, хоть не ходи играть в снежки. А что, страна такая есть, город есть такой. Где спокойно можно есть левою рукой? Где за обедом не твердят: «Смирнов, какой рукой едят?» Летят снежки, летят снежки…- Левша!- хохочут пареньки. (отрывок из стихотворения А.Л. Барто «Кошка-невидимка»)
Как определить левшу? У всех народов, во все века рождались необычные люди. Их было немного, но появлялись они неизменно. От большинства отличались эти люди тем, что главной их рукой была не правая, а левая. Одни народы их боялись и даже сжигали на костре, другие –обожествляли, третьи- стали наблюдать. И выяснились любопытные вещи. Оказалось, что левши отличаются от других людей не только предпочтением левой руки, но и целым рядом других особенностей развития и жизни. Поворот в ту или иную сторону начинается в утробе. С помощью особой ультразвуковой камеры ученые сфотографировали не родившихся еще младенцев. И если они тянули в рот левую руку, то обязательно рождались левшами. Примерно на 3-4 месяце правое полушарие начинает преобладать над левым и брать на себя развитие областей, которые впоследствии будут отвечать за речь и письмо. Далее преобладание закрепляется, а мозг перестраивается настолько, что левая рука становится доминирующей. Но при частичной перестройке он может переключиться и в обратную сторону. Иногда не полностью, и тогда человек будет сочетать в себе признаки как левши, так и правши. Удивительно, но факт: среди детей больше левшей, и число правшей возрастает постепенно. В возрасте до года правшей и левшей примерно одинаково, а к 2-м годам правшей уже 7 из 10, а к 7-ми годам-8из10.
Как определить левшу? Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия предлагал определить ведущую руку по целому ряду тестов. 1. «Аплодисменты»- предложить ребенку похлопать в ладоши и понаблюдать, какая ладонь окажется сверху. 2. «Замок»-сложить руки в замок переплетя пальцы, сверху оказывается палец той руки, которой легче выполнять мелкие движения. Есть специальные тесты для детей с 4-х лет, их предложила французская исследовательница М.Озьяс . 1. Завинтить крышки на бутылках. 2. Намотать нитку на катушку. 3. Отвинтить гайку. (рукой, ключом) 4. Продеть нитку в иголку. 5. Достать бусинку ложкой из стакана. 6. Открыть, закрыть молнию на сумке. 7.Взять стакан и сделать несколько глотков воды. 8. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
Если большинство тестов ребенок выполняет левой рукой- она у него ведущая. Есть и другие интересные наблюдения. Например, что у ведущей руки луночки ногтей большого пальца и мизинца шире, а вены на ней –толще. Или что пальцы ведущей руки на 1-2мм длиннее, чем у неведущей . Бывает и так, что у человека результаты тестов абсолютно одинаковые для обеих рук плюс оба глаза ведущие, целевые, и их поля зрения одинаковые. Это довольно редкое явление, таких людей называют амбидекстрами . Это интересно! Неведущая рука лучше осязает. Её показания более надежны, она точнее определяет температуру, а в весе лучше разбирается ведущая рука. Асимметрия тактильных способностей формируется уже в дошкольном возрасте. Замечено, что ведущая половина лица выразительнее неведущей . У большинства людей на левой половине языка больше вкусовых сосочков, и она более чувствительна к вкусовым раздражителям, чем правая. По чувствительности к обонятельным раздражителям ведущей также является левая половина носа. Предполагают, что вся обонятельная информация анализируется правым полушарием, а левое полушарие совершенно не интересуется запахами. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это в слух. Родители не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, ругают.
Какие бывают левши? Генетические левши Первая группа левшей- так называемые генетические левши- это те, кто получил свою леворукость по наследству. У них ведущее полушарие –правое. Именно это полушарие отвечает у генетических левшей за речь, чтение, логику. И количество таких левшей на планете не зависит от климата, от расы, не меняется от века к веку. Генетически леворукий ребенок может писать левой рукой безупречно красиво, это может быть тот самый человек, который «блоху подкует», у таких левшей бывает очень тонкая и совершенная координация движений. Генетических левшей переучивать нельзя! Этот человек потому и левша, что у него мозг так устроен. Переучивая таких детей, навязывая несвойственный его биологической природе тип деятельности, мы вторгаемся в очень сложные механизмы и нарушаем естественный ход развития, то есть намеренно создаем условия для трудностей, неуверенности, неудач, неловкости. Ребенок при этом становится неуверенным в своих силах, тревожным, беспокойным и нерешительным. Это интересно! Левшей отличает образная память, обостренная интуиция и тяга к парадоксам, поэтому они часто выдают нестандартные решения. Левшей много среди художников, музыкантов.
Компенсаторные левши Вторая группа- компенсаторные левши. Такое левшество наступает, если во время родов или тяжелой беременности матери у ребенка было травмировано левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой руки. Так бывает и когда у двойняшек в утробе матери головка одного из них находится рядом с ножками другого. Двигаясь более сильный ребенок может повредить более слабого, что приведет к развитию травматической леворукости. Тогда ведущую функцию берет на себя правое полушарие и ведущей рукой становится левая. Компенсаторных левшей среди нас 12-13%. Среди левшей их почти половина. Но компенсаторных левшей становится все больше в развитых странах, так как там рождается все больше поздних детей. Надо ли переучивать компенсаторного левшу? Нет, нет и нет. Его организм нашел выход , приспособился, здоровое полушарие взяло на себя работу поврежденного, а мы, перекладывая такому ребенку карандаш из левой руки в правую, хотим заставить работать поврежденную часть мозга. Если таких левшей начинают переучивать, у них, как и у генетических левшей, возникает масса невротических проблем. Переучивание может привести к нарушению сна, жалобам на усталость, энурезу , плаксивости, тикам, навязчивым движениям. Именно поэтому нередко взрослые левши, которых в раннем детстве переучивали, не умеют ориентироваться на местности, танцевать. Переученные дети неловки в движениях, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, либо чрезмерно возбуждены, упрямы, невнимательны.
Вынужденно леворукие Третья группа –вынужденно леворукие , получившие в раннем детстве травму руки. Если ребенок правую руку сломал, обжег, прищемил палец, он начинает эту руку беречь и старается все делать левой. Левая становится более тренированной. Но когда ребенок приходит в школу, выясняется, что левой рукой он пишет плохо, так как ведущее полушарие –то у него левое. Вынужденно леворуких-2-3%. Это интересно! Большинство малышей выбирают ведущую руку около 3-4лет. В это время переключение с одной руки на другую является правилом. Однако есть дети, которые «тянут» с выбором до 6 лет. И приблизительно 20% детей так и вырастают, одинаково хорошо владея обеими руками. В мире насчитывается примерно 10% леворуких детей, но в нашей стране почти -25%. Объясняется этот факт одним прискорбным обстоятельством: редко российская мама рожает без проблем. Патология в родах достигает 70%.
Как помочь детям-левшам Главное, что мы должны понять : левшество - это не патология, это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма (однако предполагающий особые условия развития) и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга. Ловкость, точность и меткость движений- залог многих дальнейших достижений ребенка. Не забудем и про общие условия развития мозга ребенка. Мозг требует около 20% кислорода, и любой недостаток этого газа лишает его энергии для развития, следовательно ребенок нуждается в регулярных прогулках. Регулярная двигательная активность. Совместные действия рук и ног требуют и взаимодействия полушарий. А теперь рассмотрим конкретные рекомендации. Для левшей предпочтительней не шариковая, а капиллярная ручка. Леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от соседа. Настольную лампу располагаем справа от ребенка. А стол устанавливаем так, чтобы окно было справа. Чтобы научить ребенка-левшу пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, застегивать пуговицы возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача- буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию. Дайте левше время, чтобы включиться в работу, не торопит е его, если он не может делать сразу несколько дел.
Биоэнергопластика - артикуляционная гимнастика в сочетании с движениями рук По данным А.В Ястребовой и О.И. Лазаренко, движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, оказывают чрезмерно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику. Сильный ветер налетел, загудел и зашумел. (руки, согнутые в локте, расположить перед собой, кулаки сжаты, большие пальцы отставлены в сторону) И качаются в бору все деревья на ветру . (кулаки с отставленными большими пальцами ритмично двигаются вправо-влево, глаза двигаются в ту же сторону) В небе скрыли тучи солнце , (руки, согнутые в локтях,-перед грудью, указательные пальцы и глаза подняты кверху.) Эй, внизу, открой оконце (указательные пальцы и глаза опущены.) С неба дождичек польет и в окошко попадет . (повторение движений вверх-вниз.) После бури солнца круг (описать указательными пальцами и глазами круг.) Нас порадует, мой друг. ( повторить то же самое в другую сторону)
Массаж подушечек пальцев Подушечка большого пальца взрослого становится на ноготь массируемого пальца ребенка. Ногтевая фаланга ребенка разминается между большим и остальными пальцами взрослого. Можно обучить детей и самомассажу. Для правой руки: Это- пальчик наш большой, он с широкою душой. Это- указательный умный и внимательный. Это- пальчик средний, вовсе не последний. Это- безымянный, он немножко странный. И мизинчик маленький, смелый да удаленький. Для левой руки: Это пальчик первый, он на ручке левой. Это пальчик наш второй- он вторым вступает в строй. Это третий палец, он у нас красавец. А за ним четвертый- он калачик тертый. Пятый пальчик меньше всех и его обидеть грех!
Упражнения для шеи и плеч Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее. Данные упражнения снимают напряжение мышц шеи и плеч, вызывают прилив крови к речевым органам, являются подготовкой к артикуляционной гимнастике. Вверх и вниз, вверх и вниз- (движения головой вверх и вниз.) Это, мама не каприз! Вправо-влево, вправо-влево: (повороты головы направо и налево.) Посмотри, как королева. Покивать по сторонам ( наклоны головы к плечам.) Нужно нам, так нужно нам, головою покрутить. ( вращения головой.) Не забыть, не забыть, и незнайками побыть: ( пожимание плечами.) Плечи вверх и опустить, и плечами повращать- ( вращение плечами вперед и назад.) Нужно плечики размять, вперед-назад, вперед-назад- (плечи вперед и плечи назад.) И все дела пойдут на лад .
Пальчиковая гимнастика На горе мы видим дом. (Кистями рук сложить «домик».) Много зелени кругом, ( Волнообразные движения кистями рук.) Вот деревья, вот кусты, ( Руками изобразить деревья, кусты.) Вот душистые цветы. (Пальцами показать бутон, распускающийся цветок.) Окружает все забор, (Показать пальцами забор.) За забором-чистый двор. (Погладить ладонями стол.) Мы ворота открываем, (Кистями рук показать ворота, как ворота открываются.) К дому быстро подбегаем. (Пальцами «пробежаться» по столу.) В дверь стучимся: «Тук! Тук! Тук! ( Постучать кулачками по столу.) Кто-то к нам идет на стук… (Ладонь приставить к правому уху, прислушаться.
Пространство в речи – это работа с предлогами Дети-левши, как и дети с нарушениями речи, часто совершают ошибки в использовании предлогов и других слов, обозначающих положение предметов в пространстве относительно друг друга. Можно в веселой и непринужденной игре научить ребенка правильно употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями по мелкой моторики. «Фокусник» Ловко с мячиком играем и предлоги называем. За рукой и под рукой, из-под кисти- на покой. Над рукою мяч кружит, от нее теперь бежит. Между пальцев подержу и в ладошку положу. Из руки его достану, справа, слева ставить стану. Перед грудью пронесу, сзади спрячу, потрясу. Из-за спинки выну мячик, возле ног моих поскачет. Подержу вверху , внизу , мимо носа пронесу. Мяч снаружи , мяч внутри , по руке качу-смотри! Вдоль ладони, через палец и вокруг запястья танец. Мяч с одной рукой играет и к другой перебегает.
«Фокусник» Стукну мячик о кулак, сквозь кольцо продену так. Сбоку подержу, пока без мяча моя рука. У ладони мяч играет, до нее не долетает. К носу мячик приложу и напротив подержу. Выше глаз и глаз пониже , дальше от меня и ближе. Тут в ладошке, тут вовне, брошу вдал ь, а он ко мне. Мячик около лежал, он вперед-назад бежал. И обратно возвращался, и до завтра попрощался. Дружит мяч с моей рукой- вот я фокусник какой! Проведите время с вашим левшой-весело и интересно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как помочь медлительному ребенку"
Правила игры с медлительными детьми;Игры с использованием максимально быстрых движений;Игры со сменой темпа движений....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/11/picture-742945-1618160873.jpg)
Консультация для родителей "Как помочь своему ребенку в овладении правильной речью"
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми....
Консультация для родителей «Как помочь аутичному ребенку»
Консультация для родителей«Как помочь аутичному ребенку»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/14/picture-587438-1450106325.jpg)
Консультация для родителей «Как помочь леворукому ребенку»
Консультация для родителей «Как помочь леворукому ребенку»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/19/picture-817796-1474285316.jpg)
Советы для родителей «Как помочь леворукому ребенку»
При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/07/picture-1117990-1680814838.jpg)
Консультация для родителей «Как определить леворукость ребенка?»
Данный материал предназначен для родителей дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/08/picture-1434489-1667927924.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Леворукий ребенок»
Цель: расширение знаний и представлений родителей о леворукости.Леворукость ребенка закладывается еще во время беременности. Всем известно, что головной мозг человека делится на левое и правое полушар...