Автоматизация звука "Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Сырьева Людмила Казбековна

Путешествие в страну Смешариков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka.docx22.68 КБ
Файл prezentatsiya2.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

«Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».

Форма занятия: подгрупповая.

Тип занятия: закрепление изученного материала.

Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- закрепить навык правильного произношения звука [ш],

- учить четко, произносить звук [ш] в слогах, словах,

- развивать речевое дыхание,

- развивать фонематическое восприятие,

- учить сопоставлять звук [ш] с буквой,

- упражнять в определении на слух звука [ш] с другими звуками в словах,

- упражнять в согласовании существительного с числительным,

- обогащать словарный запас детей.

Коррекционно-развивающие:

- развивать дикцию, интонационную выразительность,

- продолжать развивать память, мышление, внимание,

- формировать готовность к самостоятельному выбору, решению.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любознательность, заинтересованность, самостоятельность, усидчивость.

Оборудование: Презентация с картинками с изображением героев занятия (Бараш, Лосяш, Крош, Нюша), с картинками артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, ноутбук, интерактивная доска, индивидуальные карточки - задания.


Ход занятия

I  Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вместе отправимся в путешествие.

- Ребята, что означает слово «Путешествие»? Каким вы себе его представляете? (Ответы детей. Поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха) )

- Мы сегодня отправимся с вами в страну «Смешариков».

(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки героев).

Живут в стране Смешариков

Шарики – смешарики.

Это баран, зовут его (Бараш),

Умный лось, зовут его (Лосяш),

Шустрый кролик, зовут (Крош),

До чего же он хорош!

Пухленькая хрюша, зовут ее (Нюша).

(Дети сами называют имена героев).

II. Развитие фонематического слуха.

- Ребята, послушайте еще раз, как звучат имена наших героев. Что их объединяет?

Какой общий звук вы услышали?

- Правильно, это звук [ш]. И сегодня мы с вами будем играть с этим звуком. А помощником в нашем с вами путешествии будет шустрый кролик Крош. (логопед показывает картинку героя). Он будет нашим путеводителем.

- Ребята, а может быть, кто- нибудь из вас знает, что означает слово «Путеводитель»?

(логопед знакомит учащихся с новым словом, объясняет его значение. Путеводитель - тот, кто ‎сопровождает путешественников и объясняет осматриваемые ими достопримечательности).

Игра «Внимательные ушки» — выделение звука Ш из ряда звуков. Взрослый называет ряд звуков, а ребёнок услышав звук Ш, хлопает в ладоши.
И, Ш, П, Р, Ш, О, У, Ы, М, П, Ш, Ж, З, Щ, Ш.

Задание. Найди  и раскрась картинки, в названии  которых есть звук [ш].

III. Артикуляционная гимнастика.

- Перед нашим путешествием, нам надо немного размяться (проводятся дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика).

«Загони мяч»

Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

«Фокус»

1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).

2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3. Сделай вдох через нос.

4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Дети выполняют упражнения «Часики», «Чашечка», «Качели», «Лошадка» перед зеркалом по картинкам, которые им выставляет логопед.

IV. Автоматизация изолированного звука [ш]

- По дороге в страну подул сильный ветерок, ветки деревьев закачались, листья зашелестели. Давайте, вместе с вами покажем, как шелестят листья (дети длительно произносят звук [ш]). Ручки у Кроша замерзли, давайте поможем ему согреться (учащиеся подносят ладошки ко рту и длительно произносят звук [ш]).

V. Акустика – артикуляционная характеристика звука.

- А вот и звук [ш]. (Логопед показывает на мониторе изображение звука [ш]).

- Ребята, что делают губы, когда мы произносим звук [ш]? Что делают зубки, когда мы произносим этот звук? А что делает наш язычок, когда произносим звук [ш]?  (отвечают, что губы «Трубочкой», зубы «Заборчиком» с небольшой щелкой, язык поднят вверх в виде «Чашечки»). А какая воздушная струя у нас при произнесении звука [ш]? (дети отвечают, что теплый воздух выходит, и подносят ладонь ко рту, чтоб ощутить тепло).

- Ребята, а какой у нас звук [ш], гласный или согласный? (согласный) Твердый или мягкий? (Звук [ш] всегда твердый). Какую преграду мы встречаем, когда произносим звук [ш]? (зубки нам мешают и язык).

VI. Автоматизация звука[ш] в слогах.

- Кролик Крош предлагает нам поиграть в игру «Повторялки». Мы с Крошем будем произносить слоги, а вы нас внимательно слушайте и повторите за нами так, как мы их произнесем (логопед произносит слоги, дети следом проговаривают слоговые ряды).

ША – ША – ША     АШ – АШ - АШ

ШО – ШО – ШО   ОШ – ОШ - ОШ

ШУ – ШУ – ШУ     УШ – УШ - УШ

ШИ – ШИ – ШИ    ИШ – ИШ - ИШ

ША – ШО – ШУ – ШИ      АШ – ОШ – УШ – ИШ

VII. Автоматизация звука [ш] в словах.

-Ребята, скажите, а какие слова со звуком [ш] вы знаете? (Учащиеся называют слова).

1. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:

Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.

Шо, Шё: шов, шёпот.

Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.

Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.

Ше: шея, шесть, шелест; шептать.

Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.

Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой , тушёнка, нашёл, ушёл.

Шу: мишутка.

Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.

Ше: мишень, ошейник; бушевать.

2. Заменить в словах первый звук на звук Ш:

тапки –

губы –

топот –

мыло –

Заменить в словах последний звук на звук Ш:

дуб –

идёт –

поёт –

едет –

дышит –

падает –

ДИ «Ромашка»: Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ш] 

Проговаривание чистоговорок

Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

 

Мышонку шепчет мышь:

- Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

- Шуметь я буду тише.

VIII. Физ. минутка

IX. Знакомство с буквой Ш.

- Ребята, звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. (Логопед показывает на мониторе изображение буквы «Ш»)

Задание 1: Найди  и обведи в кружок 4 буквы «Ш» среди остальных букв.

Задание 2.  Найди 4 слова, начинающихся на букву «Ш».

X. Закрепление навыка звука – буквенного анализа и синтеза.

Задание. Посчитай количество звуков [ш] в слове. (Дети вместе с логопедом выполняют задание).

- Ребята, Крош по дороге в страну нашел неизвестные ему предметы. Он не знает что это за предмет, давайте ему подскажем. (На экран выводится картинка с изображением шишек). Ребята, что это за предмет? Сколько звуков [ш] в слове «шишки»? Давайте мы попробуем их посчитать. Я начну, а вы продолжите. Одна шишка…..(Учащиеся продолжают проговаривать две…., три….., четыре…., пять….., много……)

XI. Итог занятия. Домашнее задание.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Скажите, что нового мы узнали сегодня на занятии? Чему мы сегодня с вами учились? Ребята, а как вы думаете, все сегодня правильно произносили звук [ш]?  

Сегодня были все молодцы! Спасибо Вам за занятие!

Раздает домашнее задание.






Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в страну « Смешариков »

Слайд 11

ША – ША – ША АШ – АШ - АШ ШО – ШО – ШО ОШ – ОШ - ОШ ШУ – ШУ – ШУ УШ – УШ - УШ ШИ – ШИ – ШИ ИШ – ИШ - ИШ ША – ШО – ШУ – ШИ АШ – ОШ – УШ – ИШ

Слайд 12

Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]: Ша : шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон. Шо , Шё : шов, шёпот. Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь. Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник. Ше : шея, шесть, шелест; шептать.

Слайд 13

Ша : ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать. Шо , Шё : мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой , тушёнка, нашёл, ушёл. Шу: мишутка. Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина. Ше : мишень, ошейник; бушевать.

Слайд 14

Проговаривание чистоговорок Петя, Петя, петушок, Дам тебе пшена мешок, Дам воды немножко, Подойди к окошку. Мышонку шепчет мышь: - Ты все шумишь, шумишь! Мышонок шепчет мыши: - Шуметь я буду тише.

Слайд 15

Ш

Слайд 18

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

занятие по автоматизации изолированного звука"ш" и автоматизация "ш" в открытых и закрытых слогах

Занятие - презентация  с использованием игровых приемов (анимация)...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).

Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....