картотека
картотека по логопедии (подготовительная группа) на тему

Иова Ольга Леонидовна

«Картотека художественного слова для закрепления звуков».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_hud.slova_.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

       

«Картотека художественного слова для закрепления звуков».

ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

звуки «С», «СЬ»

Спокойно спит сосна в лесу,

А снег совсем уж на носу.

Снег до весны сосну хранит,

И пусть сосна спокойно спит.

Сонные сосны, сонные ели

В саване снега стоят,

Лес усыпили снега и метели

И снегопад, снегопад…

Листья с осин осыпаются осенью,

Листья и с клёна слетят,

Осень оставит одетыми сосны –

Пусть до весны постоят.

Всё снега да снега, всё снега да сугробы,

Весь лес и всё поле в снегу,

Сквозь снег проступает степная дорога

Да лисьи следы на снегу.

Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сыромятные шила.

Смеётся над нею соседка синица:

Быть самой скрипучей сорока стремится.

Лиса живёт в густом лесу.

Все знают хитрую лису.

А про её проказы

Есть сказки и рассказы.

         

    Снеговик

Я погибну от лучей

Обязательно.

Ой, несите мне скорей

Круг спасательный!

             Улитка

С виду бабушка Улитка

И сурова, и сердита.

Вы зайдите в гости к ней

И отведайте сластей.

              Ослы

Все ослы всегда упрямы.

Все не слушаются мамы.

Не хватает в мире слов

Уговаривать ослов.

           На сосне

Сидел воробей на сосне.

Заснул – и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне –

До сих пор бы сидел на сосне.

     Серёжки от Серёжки

Подарил сестре Серёжка

В форме буквы «С» серёжки.

Серьги серебром сияют,

Буква «С» в серьгах сверкает!

           Сам

Варит сам самовар,

Валит сам самосвал,

Ходит сам самоход,

Сам летает самолёт.

Ну а ты, приятель, сам,

Что умеешь делать сам?

             Соня-соня

Соня очень любит спать.

Соней Соню стали звать.

Соня-соня спит весь день.

Погулять ей даже лень.

Посмотри-ка, Сонюшка:

На дворе-то солнышко.

        Носики

У свинки есть ребёнок –

Весёлый поросёнок.

Носит хвостик он крючком,

Носик носит пятачком!

Клюв – гусиный носик –

Гуси гордо носят.

Если дразнишь гуся –

Берегись: укусит!      

Непоседа Васенька

Не сидит на месте,

Непоседа Васенька

Всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки,

На усах сединки,

Хвост дугой у Васеньки

И пятно на спинке.

Купила Марусе

Бусы бабуся.

На рынке споткнулась

Бабуся о гуся.

Не будет подарка

У внучки Маруси:

Все бусы склевали

По бусинке гуси.   (И.Демьянов)      

     

       Самосвал

Самосвалом я зовусь,

Сам я сваливаю груз.

Разгружать меня не надо.

Все такой машине рады.

Не хвалюсь я, не хвалюсь,

Вовсе я не самохвал.

Самосвалом я зовусь,

Самосвал я, самосвал!        

            Самокат

Я несусь на самокате

Мимо сосен и берёз.

Оставляет на асфальте

Самокат следы колёс.

Самокат я сам катаю,

Встану сам, сам разгоню,

Ну а если сам сломаю,

Сам его я починю.

        Осень

Осень. Осень. Осень.

Ясень листья сбросил.

На осинке листик

Огоньком горит.

Осень. Осень. Осень.

Ветер листья носит.

И осенний мелкий

Дождик моросит.

       Саня и сани

Маленькому Сане

Подарили сани.

Посмотрите сами:

Вот какие сани!

Вёз на гору Саня

За собою сани.

Ехал с горки Саня,

А на Сане –сани.  (С.Коган)

        Считалки

Сон-сон, пересон.

Сели в лодку пять персон:

Сом, севрюга, три селёдки.

Вылезайте все из лодки!

Постарел усатый сом,

Поселился под мостом.

И с крючков у рыбаков

Он таскает червяков.

Сом хитёр, а ты умён.

Выходи из круга вон!

Как у нашего Степана

Караулил кот сметану,

А когда настал обед

Кот сидит – сметаны нет.

Помогите-ка Степану,

Поищите с ним сметану.

Приснился сладкий сон Степану.

Он видел,  свежую сметану

В знакомой миске голубой.

Но ложки не было с собой.

Он с ложкой спать улёгся рано.

Не сниться вкусная сметана.          

           Василёк

Синий, синий, синий,

Синий василёк.

Спелые колосья

Спрятали цветок.

Сильный, сильный, сильный

Ветер набежал,

Спелые колосья

Смело раскачал.

Синий, синий, синий,

Светится цветок,

Смотрит сквозь колосья

Синенький глазок.  

звуки «З», «ЗЬ»

Не забуду незабудку,

Эти синие глаза.

Вам название напомнит,

Что её забыть нельзя.

Мы заходим на вокзал,

Входим мы в огромный зал.

Быть в таком огромном зале

Можно только на вокзале.

Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее.

В звезде найдёшь ты букву «з»,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.  (С.Маршак)

Звезда золотая возникла в тумане,

Звезда золотая горит,

Звезда золотит зверобой на поляне,

Нам что-то звезда говорит…

Зимняя позёмка

По земле метёт.

Зимняя позёмка

Зиму к нам ведёт.

Зимние морозы на дворе

Заковали землю в декабре,

Озеро замёрзло на заре,

Замелькали детки на горе.

Знать бы, зачем залилась спозаранку

В зарослях в зелени крошка-зарянка?

Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит,

Звонко и весело зяблик звенит?

Знать бы, зачем зашуршала змея?

Знать бы, зачем зеленеет земля?

Знать бы…                    (В.Лунин)

          Резиновая Зина

Резиновую Зину купили в магазине

Резиновую Зину в корзине привезли.

Она была разиней, резиновая Зина

Упала из корзины, измазалась в грязи.

Мы вымоем в бензине резиновую Зину,

Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим:

Не будь такой разиней резиновая Зина,

А то отправим Зину обратно в магазин.  (А. Барто)        .

   

звуки «З», «ЗЬ» и «С», «СЬ»

Зайка, заинька косой,

Что ж ты бегаешь босой?

Подожди меня в лесу-

Я ботинки принесу.  (И.Кузьмин)

     Два дрозда

Видишь, смотрят из гнезда

Два молоденьких дрозда.

Клюв покажет первый дрозд,

А второй покажет хвост.   С.Маршак)

      Вездеход

Вам сегодня не везёт?

Вас автобус не везёт?

Вы возьмите вездеход!

Вездеход вас повезёт…

Верно, правильно назвали

Вездеходом вездеход.   (В.Лукин)

          Затея

Вот весёлая затея –

Запускать на нитке змея.

Змей летит выше берёз!

Ветер змея не жалея

Прямо к солнышку понёс.

 

            Над заводью зелёной

Как над заводью зелёной поднялась звезда.

Пил из заводи лосёнок, - вкусная вода!

И река весной звенела только для него,

И звезда не пожалела света своего.

И была лосиха рада, стоя под сосной.

Вольно веяло прохладой с заводи речной.   (А.Прокофьев)

           Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы слова считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Зубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка не ленись,

Да смотри не ошибись.

                    Закат

Заблестел за лесом золотой закат,

Звёзды серебристые в синеве блестят.

Засверкали в озере отблески зари,

Сумерки сгустились, светят огоньки.

Тихо всё. На ветке замер каждый лист.

Из кустов несётся соловьиный свист.

Потемнело небо там, в дали лесной.

Солнце закатилось, и настал покой

звук «Ц»

Бедным курицам не спится,

Если им лисица снится.

Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыплёнок, то умница!   (А.Капралова)

Целое лето нарциссы росли,

Целое лето нарциссы цвели.

Лето к концу – и нарцисс наш отцвёл,

Рядом осенний цветочек расцвёл.

      Цапля объясняет

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву Ц:

-Подойди, цыплёнок Цып!

Повторяй-ка: цып, цып, цып!

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок.   (Г.Сапгир)

            Цыплятки

Цып-цып-цып, цыплятки.

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тому не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся Натки.

Возле кадки блюдце,

Все они напьются.

Забрались к нам в детский сад,

Двенадцать маленьких цыплят.

Привела их с улицы

Беленькая курица,

Миленькая курица,

Ты ошиблась улицей,

Это детский сад, но не для цыплят.

          Озорница-баловница

Ну и баловница

Младшая сестрица!

Бабушка ругается:

- Экая проказница!

Мама улыбается:

- Просто безобразница.

Этой озорнице

Спокойно не сидится:

Скачет, кувыркается,

Вечно улыбается,

Допоздна кружится,

Не хочет спать ложиться.

Ох, и баловница

Младшая сестрица.

          Буква «Ц»

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы «Ц».

Есть слова, где «Ц» в начале,

В середине и в конце.

Цепь, цветок и цифра тут

«Ц» в начале – все прочтут.

А в словах отец, боец

«Ц» мы пишем под конец.

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде её птенцы,

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы.

В каждой строчке буква «Ц»

Словно камешек в кольце.

И на каждой есть странице,

На границе и в столице

И в цыплятах на крыльце

Тоже есть две буквы «Ц».

звуки «З», «ЗЬ», «С», «СЬ»  и «Ц»

-Заяц, заяц, чем ты занят?

-Кочерыжку разгрызаю.

-А чему ты, заяц, рад?

-Рад, что зубы не болят. (Г.Сапгир)

       Метелица

Над селом метелица

Белым снегом стелется,

Замела всё озерцо,

Запорошила сельцо.

Снег замёл все лужицы,

Кружится по улицам,

В оконца стучится,

На крыльцо ложится.

Над рощицей, над мельницей

Кружится метелица.

ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

звук «Ш»

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!    (И.Демьянов)

 

Вот детишки: Маша, Миша.

Маша меньше, Миша выше.

Миша Маше что-то пишет.

Отгадай, что пишет Миша.

        Мышонок и мышь

Мышонку шепчет мышь:

- Ты всё шуршишь, не спишь!

Мышонок шепчет мыши:

- Шуршать я буду тише.   (А.Капралова)

        Лягушки

У речушки, вдоль опушки,

Мимо вспаханных полей,

Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.   (И.Демьянов)

      Шишки у Мишки

Бросил палку кверху Мишка.

- Падай в шапку с ёлки, шишка!

Шишка – хлоп по голове.

Стало шишек сразу две.   (Е.Петрищева)

            Мышь как мышь

Мышь как мышь, сама с вершок!

Влезла мышка на мешок.

Позвала к себе мышат.

Пусть крупою пошуршат!

Пошуршать бы пошуршали!

Только кошки помешали… (Г.Лагздынь)

Кушай, кошка, вот картошка,

Вот мука, а вот пшено.

Но закрыла кошка рот

И картошку не берёт.

Ей не нравится мука,

Кошка хочет молока.

У открытого окошка

Ела Маша кашу ложкой.

Ела молча, не спеша.

Вдруг в окно вскочила кошка:

«Дайте каши мне немножко,

Ваша каша хороша».

Улыбнулась кошке Маша,

Отложила в блюдце каши

С кипячёным молоком.

На полу, возле окошка

Кошка кушала без ложки

Кашу, прямо языком.

-«Языком? Без ложки?

Как не стыдно кошке!»

    Кто сторожит тишину?

Тише, тише, тише, тише!

И тиха, и неслышна

На деревья и на крыши

Опустилась тишина.

За окошком на крушине

Даже листья не шуршат,

Даже шинами машины

По шоссе не шелестят.

В это время даже мыши

Нашей кошке не слышны.

Тишина… Но нету тише

Пограничной тишины.   (В.Орлов)

звуки «С», «СЬ» и «Ш»

            Гусиное войско

По узкой тропинке гусиным шажком

Гусиное войско шагает гуськом.

Гусиное войско в гусином строю

В атаку идёт под команду мою.

            Свист и шум

В словах на «с» - повсюду свист,

Он слышен здесь прекрасно:

«Собака», «сумка», «сахар», «лист»…

Теперь тебе всё ясно?

Так ветер осенью свистит,

Стучась в стекло с разбегу,

И свистом словно говорит:

«Насыплю скоро снегу!»

В словах на «ш» - совсем не то,

Тут шум сплошной мы слышим:

«Шалаш», «подушка», «решето»,

«Шуршим», «решаем», «пишем»…

Так на ветру шумит камыш,

Шипит наш кот со звуком «ш»,

И если мышку уследишь,

То тоже ты услышишь «ш-ш-ш»…

Чтоб «с» услышать в слове «лист»,

Запомни ты без долгих дум,

Что в звуке «с» - один лишь свист,

А в «ш» - шипенье, шорох, шум!

звук «Ж»

Жадину я ни о чём не прошу,

В гости я жадину не приглашу

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовёшь его.

Лейся дождь веселей,

Мы с тобою дружим.

Весело нам бегать

Босиком по лужам.

Жук жужжит в железной банке –

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука!   (В.Лунин)

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук:

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.

Встретил в чаще

Ёж ежа.

-Как погодка, ёж?

-Свежа.

И пошли домой дрожа,

Сгорбясь, съёжась два ежа.

          Жук

«Жу» да «жу» - слетались в круг

Майский жук, июньский жук,

Жук-носорог, жук-плавунец,

Жук-сынок и жук-отец,

Жужелица, жук-жучок-

Все попались в мой сачок!

звуки «С», «СЬ», «З», «ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж»

Золотистый, как из бронзы,

Жук кружится возле розы

И жужжит: «Жу-жу, жу-жу!

Очень с розами друж-жу!

           Мошки

Облепили лампу мошки,

Греют тоненькие ножки.

Осторожно, мошки!

Обожжёте ножки!

     

Зелёная картинка

Болото зелёное в ряску одето.

Склонилось над ним зелёное лето.

В болоте зелёном лягушка живёт,

Зелёные песни подружкам поёт.   (В.Ланцетти)

- Здесь ведь лужа, видишь, Луша?

Ты иди туда, где суша.

Перейди, где лужа уже!

Знай шагает Луша в лужу.    (М.Лепилина)

- Пылесос, пылесос,

Ты куда суёшь свой нос?

- Жу-жу-жу, жу-жу-жу!

Я порядок навожу.   (А.Масленникова)

             Зелёная песенка

В зелёном, зелёном, зелёном лесу

Зелёный листок, как флажок, я несу.

Зелёная шишка под ёлкой лежит.

Зелёная музыка где-то звучит.

Зелёный кузнечик в зелёной стране

Играет зелёную песенку мне.   (А.Стройло)  

       Семейка

Мышка в кружечке зелёной

Наварила каши пшённой.

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина.

Всем по ложечке досталось –

Ни крупинки не осталось!   (С.Маршак)

        Где застёжки?

Летом в клетке зоопарка

Медвежонку очень жарко.

Хорошо в жару такую

Снять одежду меховую.

Ищет он застёжку,

Чтобы снять одёжку.

        Дождик

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Дождик, дождик, пуще –

Будет зелень гуще.

Только нас не замочи,

К нам в окошко не стучи.

       

 Сосчитай

На базаре ёжик

Накупил сапожек.

Сапожки по ножке – себе,

Поменьше немножко – жене,

С пряжками – сыну,

С застёжками – дочке.

И всё уложил в мешочке.

Сколько в семействе у ёжика ножек?

И сколько купил на них ёжик застёжек?

          Ёж и лиса

Бежит ёжик

Вдоль дорожек,

Да скользит по льду.

Говорит ему лисица:

- Дай переведу!

Отвечает серый ёжик:

- У меня две пары ножек –

Сам я перейду!   (С.Маршак)

         Жук и вол

Жук жужжал в густой осоке,

Вол лежал на солнцепёке.

Жук жужжал, жужжал, жужжал.

Вол лежал, лежал, лежал.

А потом спросил: - Скажите,

Для чего вы так жужжите?

Жук волу ответил с жаром:

- Ясно, я жужжу недаром.

Я живу и не тужу.

Потому что я жужжу.     (П.Воронько)

           Медвежата

Не знали медвежата,

Что колются ежата,

И давай с ежатами

Играть, как с медвежатами.

Вдруг медвежата в слёзы:

- Ёжики – занозы!

Испугались ёжики:

Несут щипцы и ножики

И давай по штучке

Вынимать колючки.   (Э.Котляр

      Не обижайте жаб!

- Вот жаба, жаба! Убежим!

Дрожат Наташа с Майей.

А жаба им в ответ: - Эх, вы!

Ведь я вам не мешаю.

Живём мы тихо у воды,

Едим букашек, мошек.

От жаб детишкам нет беды,

Как нет беды от кошек.

Вам жаб не нужно обижать

И не к чему от них бежать.

      Кто разбил большую вазу?

Кто разбил большую вазу?

Я признался, но не сразу.

Пусть подумают немножко.

Пусть на кошку поглядят.

Может быть, разбила кошка?

Может, я не виноват?

Кошка, ты разбила вазу?

Жалко серую пролазу.

Кошка жмурится на свет,

А сказать не может «нет».

Я ещё поколебался

С полминуты – и признался.  (А.Кушнир)

             Мир

Женя празднует рожденье –

Юбиляру восемь лет!

Подарили гости Жене

Пушку, танк и пистолет.

И, совсем как настоящий,

Как бывает у солдат, -

Чёрный, новенький, блестящий,

С круглым диском автомат.

Гости кушали ватрушки,

Женя в комнате играл –

Он военные игрушки

По частичкам разбирал.

- Что же ты наделал, Женя?!

Всё сломал? Какой кошмар!..

- У меня разоруженье! –

Громко крикнул юбиляр.       (С.Михалков)

Поединок с ботинком

Ко мне братишка привязывается.

Шнурок у него не завязывается.

Шнурок на ботинке завязываю,

Завязываю и показываю,

Показываю и рассказываю.

Рассказываю, как завязываю.

Завязываю и развязываю,

Развязываю и завязываю…

И я научился не сразу ведь

Завязывать и развязывать…   (Ш.Галиев)

 звук «Ч»

Вскипятила чайка чайник

Пригласила восемь чаек.

«Приходите, все на чай!»

Сколько чаек пило чай?

У чудесной ёлочки

Частые иголочки,

Частые иголочки

У чудесной ёлочки.

        Чернота

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе – чернота.

Отыщи-ка там кота.   (Е.Измайлов)

       Мужчина

Если мальчик плачет,

Значит, есть причина.

Если слёзы прячет,

Значит, он – мужчина.   (Э.Блинова)

Четыре Анюточки,

Не устав, не чуточки

Пляшут третьи суточки

Всё под прибауточки,

Чок – чок – чуки – чок,

Чуки – чуки – чуки – чок.

Чок-чок каблучок

Наскочил на сучок.

Оторвался, поломался,

Чок-чок каблучок.

У забора старичок.

Дам ему я башмачок.

«Старичок, старичок,

Почини мне башмачок.»

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

Ниточка в реке. (Удочка)

Пять мальчиков,

Пять чуланчиков.

Разошлись мальчики

В тёмные чуланчики

Каждый мальчик

В свой чуланчик.  (Перчатки)

          Птички

Влетели к девочке в окно

Две птички-невелички.

Потом за ними заодно

Ещё четыре птички.

Порхали птички над столом,

Чирикали и пели

Почти минутку, а потом

Куда-то улетели.

Обратно порх через окно

Одна, за ней четыре!

Так сколько с девочкою той

Осталось их в квартире?

       

звуки «Ч» и «Ш»

          Черепаха

Черепашка! Черепашка!

Первый раз она, бедняжка,

Очутилась под дождём.

- Мама! Кто стучится в дом?   (Г.Виеру)

           Часы

Говорят: «Часы стоят».

Говорят: «Часы спешат».

Говорят: «Часы идут,

Но немножко отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы висят на месте.   (В.Орлов)

       Мячик

Чуть ударишь этот мячик,

Начинает он скакать:

Скачет, скачет, скачет, скачет,    

Скачет, скачет, скачет, скачет,    

Скачет, скачет, скачет, скачет

И не может перестать.   (Л.Керн)

        Бычок

На дворе стоит бычок

И жуёт свой язычок.

Плачет бедный: Му-му-му!

Надо сена дать ему.

А не то свой язычок

Глупый скушает бычок.    (С.Коган)    

           Костяная рубашонка

У Черепашонка костяная рубашонка.

Нет прочнее рубашонки,

Хоть носи её сто лет!

Шили эту рубашонку

Своему черепашонку –

Чере-мама, чере-папа,

Чере-баба, чере-дед.   (В.Орлов)

звук «Щ»

           Щука

Щука проглотила щётку,

Щётка ей щекочет глотку.

«Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?»   (Г.Виеру)

У кота усищи,

У кота глазищи,

У кота хвостище –

Вот какой котище!

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча.   (С.Михалков)

Я вам быстро перечислю,

Что я каждой щёткой чищу.

Этой щёткой чищу платье,

Этой щёткой – сапоги,

Этой щёткой чищу зубы,

Все три щётки мне нужны.

Нина раз считала вещи:

Ящик, щётка, плащ и клещи

Плюс трещотка, два ножа,

Щит и два карандаша.

Сколько было б здесь вещей,

Если б не было клещей?

      Мой щенок

Щенок такой тщедушный был.

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал.

Щенок от радости пищал.

Ещё бы! Он счастливым рос!

Теперь мой  щен не щен, а пёс – настоящий.    (Е,Благинина)

      Почтовый ящик

На скамейку я встаю,

Еле ящик достаю.

Открываю ящик,

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика

Письма настоящие.

звуки «Л», «ЛЬ»

       Белый цвет

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела

Белой даже не была.

     Колокольчик

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы

Очень вежливы. А ты?

Говорила вилка ложке

-Позабыл меня Алёшка.

-А меня забыла Милка,-

Говорила ложке вилка.

Облака голубые и белые,

Словно лебеди, плавно плывут,

Облака голубые и белые

В светлый путь молчаливо зовут.

Веник пол подметал.

Веник очень устал.

Он чихнул, он вздохнул,

Лёг под стул и уснул

Юлька, Юленька – юла,

Юлька юркая была

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

Ну и Юлька!

Кукле шарф вязала Алла

До конца не довязала.

Убирала Алла стол,

Подмести хотела пол,

Подмести не подмела,

Только время провела.

Мила и мыло

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыло не любила.

Миле в глаз попало мыло.

-Что ты плачешь наша Мила?

-Я выплакиваю мыло.

Клава искала булавку,

А булавка упала за лавку,

Под лавку залезть было лень.

Искала булавку весь день.

Волна догоняла волну,

Уходила волна в глубину,

Волны шли из далёких глубин,

Ты не плавал бы в волнах один!

         Танюша.

У Танюши дел не мало,

У Танюши много дел.

Брату утром помогала:

Он с утра конфеты ел.

Обещала вымыть ложки,

Уронила на пол клей.

Приоткрыла двери кошке,

Помогла мяукать ей.

Вот у Тани сколько дела

Таня ела, чай пила,

Села с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

«Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу».

        Дни недели

Попросили мы Емелю:

-Назови нам дни недели.

Стал Емеля вспоминать,

Стал Емеля называть.

-Дядька крикнул мне – бездельник.

Это было в понедельник.

На забор я лез и дворник

Гнал метлой меня во вторник.

В среду я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в четверг с котами

И застрял под воротами.

В пятницу дразнил собаку,

Разорвал себе рубаху,

А в субботу, вот потеха,

На свинье верхом проехал.

В воскресенье отдыхал,

На мосту сидел, дремал,

Да с моста свалился в реку.

Не везёт же человеку!

Так у нашего Емели

Дни недели пролетели.

звуки «Р», «РЬ»

На горе, на горке,

На крутом пригорке

Стройная рябинка,

Будто на картинке.

Крикливые чайки над морем кружат,

Крикливые чайки громко кричат.

Нравятся чайкам морские просторы,

О море они и ведут разговоры.

Гремят громовые раскаты,

Грохочут над самой горой.

Речные журчат перекаты,

Играя прозрачной струёй.

Труба трубит,

Труба поёт,

Трубач по улице идёт.

Трубач трубит в трубу не зря,

Ведь скоро праздник октября.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

«Отыскалась твоя серёжка».

Взял Егор в углу топор.

С топором пошел во двор.

Стал чинить Егор забор,

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор.

Поищи и ты топор.

       Норка у норки

Норка вылезла из норки,

И пошла к знакомой норке,

В норку норкину зашла,

Норку в норке не нашла.

Если норки нету в норке,

Может норка возле норки?

Нет нигде, пропал и след,

Норка – здесь, а норки – нет!

       Ворона

Кра!

Кричит ворона

Кража!

Караул!

Грабёж!

Пропажа!

Вор пробрался

Утром рано

Брошь украл он

Из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую коробку!

Стой ворона,

Не кричи,

Не кричи ты

Помолчи.

Жить не можешь без обмана

У тебя ведь нет кармана.

-Как! Подпрыгнула ворона

И моргнула удивлённо

Что ж вы раньше не сказали!

Каррраул!

Карррман укрррали!

           Буква «Р»

Пять лет Серёже в январе,

Пока четыре, пятый,

Но с ним играют во дворе

И старшие ребята.

А как на санках, например,

Он с гор летает смело.

Серёже только буква «р»

Немножко портит дело.

На брата сердится сестра,

Её зовут Марина,

А он стоит среди двора,

Кричит: «Ты где, Малина?»

Твердит Марина: «Рак, ручей»

Марина учит брата.

Он повторяет: «Лак, лучей»

Вздыхая виновато.

Сестра твердит: «Прижми язык,

Прижми покрепче к нёбу».

Он, как прилежный ученик,

Берётся за учёбу.

Она твердит: «Скажи – метро.

В метро поедем к дяде».

-«Нет» - отвечает он хитро,-

В автобус лучше сядем.

Не так легко сказать

Ремень, мороз, река, простуда.

Но вот в один прекрасный день

С утра случилось чудо.

Чихнула старшая сестра,

Он крикнул: «Будь здорова!»

А ведь не мог ещё вчера

Сказать он это слово.

Теперь он любит букву «р»

Кричит, катаясь с горки:

«Берите все с меня пример,

Умею говорить я «р».

Рассказы

Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется.

Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним.

В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях.

Затем ребенок сам рассказывает рассказ.)

звук Б

 Барабан.

У Бори был (барабан).Он очень громко бил  в  (барабан). У бабушки от грохота (барабана) заболела голова. Она попросила Борю больше не играть на (барабане). Он послушался бабушку.

 

 Бабочка.

Люба бегала по лугу и ловила (бабочку).Там было много (бабочек).Она долго не могла поймать ни одной (бабочки).Наконец Люба поймала большую красивую (бабочку).Вначале она обрадовалась, но потом ей стало жалко (бабочку) и Люба её отпустила.

 

 Незабудки.

Около небольшого болотца росли (незабудки).Белла с мамой долго любовались этими нежными голубыми (незабудками).Мама сказала: — Белла, не будем рвать эти (незабудки), пусть все ими любуются.

 

звук Г

Гном.

Гале   купили   игрушку   —   маленького (гнома) (Гном) был очень  смешной  и  забавный.

Галя часто играла со своим (гномом). Но вот (гном) потерялся. Гале купили нового (гнома), но она не могла забыть своего старого друга Девочка очень обрадовалась, когда её смешной и забавный (гном) нашёлся.

звук Д

Ягоды малины.

Даша   и   дедушка   в   лесу   собирали (ягоды) . (ягод) там было много. Даша  и   дедушка   набрали  этих (ягод) полное ведёрко. Дома все пили молоко с ароматными (ягодами) .

  

Дубок

Дети  увидели  около   дуба   маленький (дубок) .

— Ой, какой маленький (дубок),— сказала Надя.— Откуда он?

— Этот (дубок) вырос из жёлудя старого  дуба,— ответила     Лида.

 — Давайте пересадим (дубок) туда, где больше света,— предложила Надя.

 — Не надо. Старый дуб защищает его своими ветвями от ветра и лучей солнца.

звук Ж

Жук

Однажды Жанна увидела большого оранжевого (жука) .

—  Папа, что это за (жук)? — спросила Жанна.

—  Этот (жук) — жужелица, — ответил папа.

Жанна хотела поймать (жука), но он пожужжал, пожужжал и улетел.

 

Жираф

Каждый знает, что это (жираф).У (жирафа) длинные ноги и шея.Вы думаете: этот (жираф) живёт в Африке?Нет, этого (жирафа) Женя и Жанна видели в зоопарке.Однажды Женя смотрел фильм про (жирафа).

звук З

Зонтик.

У Лизы есть розовый  (зонтик).Как-то ей захотелось показать свой (зонтик) Зое.Засиделась Лиза у Зои и забыла у неё свой  (зонтик).И Зоя сама принесла этот (зонт) подруге.

 

Вот так гнездо.

У маленькой Зои есть красивый (зонт).Один раз Зоя шла под (зонтиком) вдоль забора.Вдруг подул ветер и унёс (зонт) за забор.Перелезла Зоя через забор и видит свой (зонтик) на берёзе.Какие – то птицы унесли его и сделали из него гнездо. 

звук К

Кошка.

 Коле купили (кошку).Вначале (кошка)  жалобно мяукала.Коля   налил  (кошке) молока   и   позвал: «Кис-кис».(Кошка) лакала молоко.После еды   (кошка) умывалась лапами и ласково мурлыкала.

 

 Квадрат.

 - Коля, что такое (квадрат)?

 — (Квадрат) — это фигура, у  которой все стороны  одинаковы.                                       

 — А как ты думаешь, что в нашей комнате имеет форму (квадрата)?

— Во-первых, (квадрат) — это пол в нашей комнате.

— Во-вторых, наш маленький  столик. Он тоже (квадратный)

 Помогите Коле ещё найти в комнате то, что имеет форму (квадрата).

звук Л

Лампа.

Мама купила (лампу) .Мила плохо поставила    ...    на стол.Поэтому ... упала со стола.

 

 Лось.

  На лесной лужайке Алла увидела (лося) . Этот  (лось)  пил воду. Алла хотела погладить (лось) .

 (Лось) ушёл в глубь леса.

 

Дятел.

  На  ёлке  сидел  (дятел)   и  долбил  её. Володя   увидел  (дятла)   и   хотел   его поймать Но (дятел) улетел

звук Р

Рак.

  Юра поймал в пруду  (рака).  Покажи мне (рака), — просит Рая.  — Вот (рак), — на, держи.

  Только Рая протянула руку, (рак) схватил её клешнёй за палец. — Ой! — вскрикнула Рая и бросила (рака) обратно в воду.

 

Прыгалка.

  Вере   на   день   рождения   подарили (прыгалку)... . Она вынесла ... во двор.   — Дай    мне     ...     попрыгать,— попросила Ира. И   Вера   с  Ирой  стали   прыгать по очереди.

 

Рысь.

 В одной книге на картинке Юра увидел (рысь) ,... . — Папа, расскажи мне про  —  просит Юра.

 - Давай вместе расскажем о (рыси), - предложил папа. (Рысь)  — это дикая кошка.— Посмотри, Юра, какая окраска у этой (рыси).— Эта (рысь) рыжая с чёрными пятнами,— А на ушах у (рыси) кисточки.

 

Краски.

 Вере подарили новые (краски).(Краски) были яркими и красивыми. Стала Вера рисовать новыми (красками).(Красками)  она покрасила траву, деревья и крышу дома.- Убирай  свои  (краски), — сказала  мама, пора спать

звук Х

Хомяк. 

 Тихон   очень   хотел,    чтобы   ему  подарили   (хомяка).И вот наконец они с папой поехали   на   Птичий   рынок   и   купили  (хомячка).Этот (хомячок) был хорошенький зверёк с пушистым мехом.   Тихон попробовал кормить (хомячка) сахаром, хлебом, халвой  Хлеб (хомячок) съел, а сахар и халву даже не попробовал.

 

 

звук Ц

Цыплята

 У курицы появились маленькие (цыплята). (Цыплята) вывелись из яиц.Курица зовёт (цыплят): «Ко-ко-ко!»Маленькие (цыплята) клюют пшено и пьют воду из блюдца.

 

Цапли

 Весной с юга прилетели две (цапли). На болоте эти (цапли) вывели птенцов. Целый день (цапли) носят своим птенцам еду.

Звук Ч

Чашки.

 Ниночке подарили  (чашки).На (чашках)  были белые горошины.Ниночка позвала девочек пить чай из новых (чашек) Девочки наливали чай в новые (чашки). 

  

Черепаха

 Антону Чижову купили  (черепаху).У (черепахи) на спине чёрные  пятна Антон Чижов часто выносит гулять в сад свою (черепаху).Там (черепаха) ползает и ест листья одуванчиков.

  

звук Ш

Машина.

 У  Миши  новая (машина) . У этой (машины) широкие    шины. Миша катает (машину) по комнате.Вдруг (машина) уехала под шкаф.Там будет для (машины) гараж»,— подумал   Миша.

 

Ландыши.

 На поляне Маша Наташа увидели много (ландышей) . Нежные, душистые (ландыши) очень украшали поляну.«Не будем рвать (ландыши), — решили Маша и Наташа.Эти (ландыши) не только наши.

 

Пушинка.

 У Даши была пушистая (кошка) . Кличка этой (кошки) — Пушинка. (Кошка) любила катать по комнате катушки.«Ты у меня не (кошка), а пушистый шарик», - говорила Даша.

 

звук Щ

 

Щеглы.

У Миши в клетке (щеглы).Рано утром (щеглы) начинают щебетать. Каждый день Миша давал (щеглам) зерен и поил их водой.А весной он выпустил (щеглов) на волю.

 

Щенок.

 Алёше купили маленького (щенка).Беспомощный (щенок) сам не может вылезти из своего ящика и всё  время     пищит.Когда (щенок) подрос, Алёша стал учить его приносить разные вещи.Учил, учил (щенка).А когда научил, (щенок) утащил его тапок к себе в  ящик.

 

Щавель.

 Недалеко от рощи было много (щавеля).Когда Саша и Маша увидели (щавель), они очень обрадовались.«Давай поищем (щавель), — предложила Маша.Зачем его искать? Просто нарвём (щавель) для щей»,— ответил Саша. На другой день мама сварила из (щавеля)  вкусные щи.

нь (цапли) носят своим птенцам еду.

звук Ф

 Фартук.

У мамы на кухне был красивый (фартук).Марфа попросила, чтобы мама сшила ей тоже (фартук) для работы на кухне.Мама предложила сшить (фартук) вместе.Марфа с мамой сначала сделали выкройку (фартука).Потом из ярко-желтой ткани выкроили заготовку.Мама на швейной машинке сшила для Марфы (фартук).

 

Фрукты.

Маленький Федя все время путал (фрукты) и овощи.То огурец (фруктом) назовет, то апельсин – овощем.Дедушка Феде объяснил, что обычно (фрукты) сладкие.А еще (фрукты) растут не на земле, а на деревьях.Федя сам вспомнил, что из овощей варят суп, а (фрукты) едят сырыми  или варят из (фруктов) компот.

 

 

Используемая литература

1.Весёлые скороговорки для «непослушных звуков». Автор-составитель И.Г.Сухин. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 192с.: ил.

2.Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – Спб.: Дельта, 2001. – 144с., ил.

3. Л.Г.Парамонова. Упражнения  для развития речи. – СПБ.: Дельта, 1998. – 208с., ил.

4.Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Кн. Для учащихся. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 1993. – 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...