Проект по теме: "Осень"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ревнивцева Ольга Владимировна

Долгосрочный, практико - значимый проект. МБДОУ "Детский сад №6" г. Кашира, Московская обл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_revnivtsevoy_o.v.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вид проекта:  Практико-значимый

Продолжительность:  долгосрочный

По составу участников:  учитель – логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.

Актуальность:

У дошкольников 7 года жизни с ОНР нет четких и системных представлений о временах года (в частности, об осени), имеются лишь отдельные отрывочные сведения, что не позволяет им хорошо ориентироваться во временах года, их цикличности, причинно – следственных связях (например: день становится короче – листья желтеют и опадают, становится холоднее - прячутся насекомые – улетают перелетные птицы и т.д.). Недостаточно сформирован грамматический строй речи, что мешает детям с ОНР составлять правильные предложения, а затем рассказы и пересказы. Все это тормозит развитие психических функций.  

Проблема:

- отсутствие у детей с ОНР четких представлений о временах года

Цель:

- Формировать целостную картину окружающего мира.

- Формировать лексико – грамматические категории

Задачи:

- обогащение, активизация и систематизация словаря по теме;

- формирование грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, согласования)

- развитие связной речи

- развитие социально – коммуникативных навыков

- художественно – эстетическое развитие

- развитие познавательных способностей

- развитие психических функций

- активное вовлечение семьи в образовательный процесс

Основные направления реализации проекта:

- НОД воспитателя и логопеда по лексическим темам: «Овощи – фрукты», «Сад – огород», «Осень. Деревья. Грибы», «Сезонная одежда, обувь, головные уборы», «Дикие животные осенью», «Перелетные птицы и их детеныши», «Осень (итоговое занятие по теме)»

- НОД логопеда и воспитателя по развитию связной речи детей по этим темам: составление рассказов – описаний по картинно – графическим планам, пересказы по серии картин и сюжетной картине, составление рассказов по серии картин и сюжетной картине, пересказы без наглядной опоры.

- НОД воспитателя по художественно – эстетическому развитию:

  • Лепка: «Фрукты на блюде», «Грибы в лукошке», «Птичий двор», «Коллективное составление композиции из пластилина, природного и бросового материала на тему «Осень»»
  • Аппликация: «Корзина с овощами», «Ваза с фруктами», Букет осенних листьев», «Осенний ковер» (растительный орнамент), «Дикие животные» (из геометрических форм, из листьев), «Уточки плавают в озере» (из бумаги или листьев), «Листопад», «Парк поздней осенью»
  • Рисование: (с натуры) «Арбуз», «Спелое яблоко»; «Букет осенних цветов», «Осенний лист» (монотипия), «Ветка осеннего клена», «Золотая осень» (рисование тампоном), «Дикие животные» (петелькой, штрихом), Лебеди на голубом фоне», «Иллюстрации к сказкам», «Улетают журавли»
  • Декоративное рисование: «Жостовская роспись», «Орнамент из осенних листьев», «Осенний орнамент»
  • Конструирование и ручной труд: «Изготовление овощей и фруктов из ваты», «Поделки из природного и бросового материала»,  «Птицы» (из бумаги, цветов, семян)

- Индивидуальная, подгрупповая работа логопеда и воспитателя – дидактические, сюжетно – ролевые игры:

  • «Кто быстрее соберёт овощи (фрукты) в корзину»
  • «Четвертый лишний» (по всем темам)
  • «В саду или огороде»
  • «Определи на вкус»
  • «Отгадай по описанию» (по всем темам)
  • «Чудесный мешочек»
  • «Овощной магазин»
  • «Посчитай» (от 1до 10) по всем темам
  • «Соберём грибы в корзину»
  • «Съедобный – несъедобный»
  • «Найди похожие по форме предметы»
  • «Чей лист? Ветка? Полено?» (относительные прилагательные)
  • «Узнай дерево по листу, плоду»
  • «Много – нет» (Р.п.мн.ч.сущ.) по всем темам
  • «Путаница» (преобразование деформированной фразы)
  • «Кто в лесу живёт?»
  • «У кого кто?» (детеныши животных и птиц)
  • «Что изменилось?»
  • «Кто в домике живет?»
  • «Улетают – не улетают»
  • «Кто как кричит?»
  • «Подбери признак (действие)»
  • «Узнай стихотворение по отрывку»
  • «Скажи дальше» (распространение предложений по цепочке)
  • «Назови ласково» по всем темам
  • «Скажи наоборот» по всем темам т.д.

- Музыкальная образовательная деятельность (музыкальный руководитель):    

  • разучивание песен: «Ах, какая осень» З.Роот, «Осень, милая, шурши» М.Еремеевой, «Топ, сапожки, шлёп, сапожки» М.Еремеевой.
  • Инсценировка «Мухоморчик» Караваевой.
  • Танцы: «Танец осенних листочков», «Раз, два, три!»  
  • Праздник «Осенние истории»

- «День здоровья» (физкультурный руководитель): Тема: «Юные туристы»

- Составление логопедом картотеки для родителей по этим темам и знакомство с ней родителей детей для закрепления полученных знаний в домашних условиях.

Предварительная работа:

- Экскурсии:

  • Экскурсии в овощной магазин,
  • по осеннему городу,
  • в рощу,
  • с родителями в лес,
  • в парк.

- Наблюдения:

  • рассматривание, сопоставление фруктов и овощей
  • рассматривание картины «Натюрморт»
  • рассматривание осенних грибов, цветов.
  • Рассматривание деревьев в парке, на улице, узнавание их
  • Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
  • Наблюдение примет осени, листопада, отлета птиц на юг
  • Рассматривание картин с изображением перелётных птиц, иллюстраций в книгах
  • Рассматривание осенних пейзажей И. Левитана, И. Грабаря, И. Остроухова (учить внимательно, зорко всматриваться, ощущать красоту осеннего пейзажа, замечать отдельные детали)
  • Наблюдение изменениями в природе поздней осенью, поведением птиц и животных

- Чтение художественной литературы:

  • Л.Н.Толстой «Косточка», «Дуб и орешник»
  • Я.Тайц «По ягоды», «По грибы»
  • Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»
  • Ю.Тувим «Овощи»
  • Б.Житков «Баштан», «Сад» (из книги «Что я видел»)
  • Русские народные сказки «Репка» (с инсценировкой), «Вершки и корешки» (пересказ в лицах), «Гуси – лебеди»
  • В.Катаев «Грибы»
  • С. Аксаков «Грибы»
  • А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…»
  • Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
  • А.С.Пушкин «Унылая пора…», «Уж небо осенью дышало…»
  • Г.Скребицкий «Осень»
  • В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой…»
  • И. Соколов – Микитов «Листопадничек», «Улетают журавли»
  • Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»
  • Е.Чарушин «Журавль»
  • П.Н. Плещеев «Осень наступила…»
  • С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»
  • Загадки, пословицы, поговорки по вышеуказанным темам

 Обеспечение:

  • Специальная методическая литература;
  • Компьютер, видео-презентации по теме;
  • Выставка творческих работ детей и родителей.
  • Костюмы, атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр, инсценировок, праздника.
  • Картинный тематический словарь
  • Картотека сюжетных картин (больших) по темам, серий сюжетных картин по темам
  • Картинно – графические планы по темам
  • Картотека для родителей по лексическим темам
  • Индивидуальные рабочие тетради:

- Н.Е. Арбековой  «Развиваем связную речь у детей 6 - 7 лет с ОНР» (3 альбома)

Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР» (4 альбома)

  • Комплект пособий Н.Е.Арбековой «Развиваем связную речь у детей 6 - 7 лет с ОНР»  и т.д.

Предполагаемые результаты:

- сформировать четкое представление об осени, её признаках

- развить стойкий интерес к получению новых знаний и умений

- свободное оперирование словарем по теме, знаниями и умениями по теме

- сформировать умение связно и последовательно рассказывать на заданную тему

Продукт проектной деятельности:

- Выставка рисунков, поделок по теме

- Проведение открытого занятия логопедом для родителей по теме: «Осенний марафон»

Срок реализации: сентябрь – ноябрь

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА: «Осенний марафон» (итоговое занятие)

ЦЕЛИ: обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов); активизировать словарь по данной теме; упр. в образовании прилагательных от сущ., в согласовании сущ. с числит, и прилагательным, в подборе слов - признаков и действий; в ответах на вопросы, в составлении сложноподчиненных предложений; работать с деформированной фразой; развивать грамматический строй речи; развивать внимание, память, мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ: листья деревьев (разное количество), картинки с изображением листьев и плодов деревьев, демонстрационные сюжетные картины по теме.

  1. ОРГ. МОМЕНТ

Логопед читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землею прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

—Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

—Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

—Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

—Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

—А как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

2.1.  Беседа по сюжетным картинам

—Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)

—А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)

—Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

—Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)

 —Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются.)

 —С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает.)

—Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)

—Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.)

—Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)

—Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.)

—Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму.)

 —Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

—Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

2.2. Чтение рассказа «Осень» логопедом для обобщения всего сказанного выше.

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проводится в виде игры «Осенний марафон»

Дети делятся на 2 команды. За каждый правильный ответ получают фишку.

3.1.«Игра с листьями»

Для выполнения заданий необходимо собрать разные осенние листья.  Ребенок считает липовые, березовые, тополиные и другие листочки (до пяти). При этом обращается внимание на согласование числительных с прилагательными и существительными.

3.2.«Сосчитай до пяти»

Один осенний день — два осенних дня,...

Одна черная туча —...

 Одна маленькая лужа —...

Один красивый зонт —...

3.3.«Что лишнее?»

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Зима, весна, осень, февраль.

Ранняя, золотая, поздняя, летняя.

3.4.«Хитрые вопросы»

Чего больше — осенних месяцев или дней?

Чего больше — осенних месяцев или летних?

3.5.«Что не так?»

Сентябрь, октябрь, ноябрь — это летние месяцы.

Если начинают опадать листья — наступает весна.

Дети идут в школу первого октября.

3.6.« Какое слово отличается от других?»

Осень, осень, восемь, осень.

Сентябрь, сентябрь, октябрь, сентябрь.

Ненастье, ненастье, Настя, ненастье.

 Хмуриться, хмуриться, жмуриться, хмуриться.

3.7. «Назови листья»

у ивы —... у тополя —...

Лист дуба — ...        лист осины —

Лист березы -        лист клёна —

Лист липы -        лист яблони

Лист рябины -        лист смородины -

Лист черешни -        шишка ели

Шишка сосны -        сережка ольхи —

3.8.«Угадай по признаку/ действию»

Льет, моросит, крапает — ...

Краснеют, желтеют, опадают —...

 Дубовые, кленовые, липовые —...

Сильный, пронизывающий, холодный —...

 Дуб, липа, ива, береза — это...

Сентябрь, октябрь, ноябрь — это...

3.9. «Как можно закончить предложение?»

Пошел дождь, и...

 Наступила осень, поэтому...

Деревья качаются потому, что...

3.10.        «Скажи наоборот»

Ясный — пасмурный.

Погода —...

Дождливый— ...

Теплая —...

Поздняя —...

3.11.«Собери предложение»

На, осенью, полях, урожай, убирают.

Собирают, в, дети, лесу, осеннем, грибы.

3.12.«Отгадай загадки»

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

Кто всю ночь по крышам бьет.

Да постукивает,

И бормочет и поет,

Убаюкивает? (Дождь)

Рыжий Егорка

Упал в озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. (Осенний лист)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

3.13.«Доскажи словечко»

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой... (тучи)

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я... (осень)

Летом вырастают,

Осенью опадают. (Листья)

3.14.«Измени по образцу»

Осень — осенний.

 Холод —...

Сентябрь—...

Дождь —...

Ветер —...

 Октябрь —...

Грязь —...

3.15.«Какое слово самое короткое?»

Туча, погода, непогода, ненастье.

Сентябрь, грязь, деревья, слякоть.

Ноябрь, листва, зонт, похолодание.

3.16.«Объясни словечко»

Разноцветные; листопад; проливной.

3.17.«Какое слово не подходит?»

Осень, осенний, ясень, по-осеннему.

Лить, проливной, линять, ливень.

Дождь, дождливый, подожди, дождик.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (проводится по мере уставания детей)

Листья осенние тихо кружатся,     Кружатся на пальчиках, руки в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся приседают,

И под ногами шуршат, шелестят,   движения руками вправо-влево,

Будто опять закружиться хотят,   поднимаются, кружатся.

Веселая зарядка для пальчиков

□ Одновременно загибать пальцы на обеих руках, начиная с большого, на каждый ударный слог.

Осень наступила.

 Высохли цветы.

 И глядят уныло

 Голые кусты.

  1. ИТОГ.

Подведение итогов, подсчет фишек.

Список использованной литературы.

  1. Карпова С.И., Мамаева В.В. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6 – 7 лет» С. – П.  «Сфера» 2010г.
  2. Агранович З.Е. №Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» С. – П. «Детство – Пресс» 2001г.
  3. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» С. – П. «Детство – Пресс»  2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини проект на тему "Осень на опушке краски разводила. По листве тихонько кистью проводила!"

Расширять знания о времени года Осень, основных приметах осени: пасмурно, идёт мелкий дождь, опадают листья, становится холодно...

Мини - проект на тему "Осень на опушке краски разводила"

Цель: Расширять знания о времени года -осень, основных приметах : пасмурно, идёт мелкий дождь, опадают листья, становится холодно....

Презентация по педагогическому познавательно-творческому проекту на тему: "Осень золотая"

В целях проекта и презентации познакомить детей с сезонными изменнениями в природе, с  цветовой гаммой, присущей осени.Формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.Расширять зна...

Проект на тему: "Осень золотая"

Проект разработан с целью проведения углублённой работы по ознакомлению детей с природой через познавательно-творческую деятельность....

ПРОЕКТ на тему "ОСЕНЬ" (средняя группа)

Проблема: «Какие подарки принесла осень».                     Создание сюжетной композиции «Подарки ...

Проект на тему "Осень" 1-ая младшая группа

Формирование  первоначальных представлений об осени....

Творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа

Проект основан на нетрадиционной технике рисования. Это эффективное средство формирования личности, развития и совершенствования психических процессов и творческих способностей детей....