Работа в детском саду по предупреждению дисграфии в школе
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Представлен материал по развитию фонематических процессов у дошкольников как средство предупреждения дисграфии в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_disgrafii.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Обязательным условием беспроблемного вхождения в процесс школьного обучения и успешного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов А.Н.Гвоздев. Л.Е.Журова,Г.А.Каше,А.Р.Лурия,Р.Е.Левина,Е.Ф.Соботович,Д.Б.Эльконин,Н.Х.Швечкин. К моменту поступления в первый класс у них должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Различение звуков на слух  и в собственном произношении становится возможным лишь после овладения ребёнком способностью произвести сложную работу ,которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних ,несущественных для его различения признаков. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.  

Среди основных причин,  вызывающих недоразвитие фонематического восприятия, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Л.С.Цветкова и др. называют нарушения в деятельности левой височной области коры головного мозга в следствии  родовых травм или воспалительных заболеваний в раннем детстве. Микронарушения в деятельности отдельных зон мозга могут передаваться по наследству, что провоцирует возникновение у детей трудностей при овладении грамотой на фоне достаточно благополучного общего развития. Причиной недостаточности фонематических  процессов может выступать также отсутствие у детей необходимого опыта специальной деятельности по наблюдению выделению фонематических явлений, обусловленное снижением внимания к этому аспекту развития детей со стороны близких взрослых - родителей, педагогов ДОУ.

Недостатки фонематического восприятия могут быть изолированными или сочетаться с нарушениями  звукопроизношения . Выявленные у детей признаки ФФНР требуют обязательной консультации и, вполне возможно, коррекционно-речевой помощи со стороны  логопеда, так как между процессами  звукопризношения  и  фонемообразования  существует тесная взаимосвязь:  правильное  артикулирование звуков уточняет восприятие и стабилизирует воспроизведение услышанной речи. Дефекты же произношения нарушают чёткость кинестезий и тем самым дезорганизуют процесс фонемообразования, что в свою очередь, затрудняет звуко-буквенный  анализ и во многих случаях делает его неверным. Р.Е.Левина отмечает, что недостатки произношения  часто оказываются индикатором, свидетельствующим о неблагополучии в сфере звукового анализа,

поэтому,  взрослым необходимо проводить нацеленную работу по совершенствованию фонематического восприятия, фонематических представлений и произносительных возможностей детей, развитию у них навыков фонематического анализа и синтеза, используя специальные задания, построенные на невербальном и вербальном материале. Порядок включения таких заданий регулируется последовательностью становления фонематических процессов в онтогенезе и может быть представлен как совокупность следующих друг за другом этапов:

1-й этап-совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти;

2-й этап-развитие фонематического восприятия и формирование чётких фонематических представлений;

3-й этап-формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

На первом этапе детям могут быть предложены следующие типовые задания.

   Выделение и называние неречевых звуков (бытовые шумы, звуки улицы, детского сада, звучание музыкальных инструментов и др).

«Что за шум?»Используется магнитофонная запись ,на которой записан: звонок телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся воды, звук пишущегося на доске мела и др.Можно попробовать озвучить «голосом»или провести подручными средствами ,можно устроить соревнования ,кто точнее их произведёт и угадает.

«Ну-ка прислушайся»За ширмой производить с помощью находящихся там предметов какой-либо звук.

«Чем играем?» Потребуется набор предметов, способных издавать звуки: колокольчик, бубен,  погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки, озвученные мячи и др.

«Музыкальные инструменты; необходимо записать несколько музыкальных инструментов  или использовать сами инструменты , а также картинки с их изображением. Под каждой  картиной пишется название инструмента. Дети слушают музыкальный инструмент, отгадывают и показывают его на картинке.

«Слухачи» Предлагается прислушаться и назвать звуки,»живущие внутри сада(исключая группу),после –на звуки, доносящиеся с участка, звуки дороги и т. д.

«Где будильник?»Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник, остальные выходят,  после ищут его, если кто-то нашёл, то шепчет на ухо ведущему, где будильник, и молча садиться. Тот кто остался последним стоять -платит фант.

«Шумящие коробочки» Одинаковые коробочки наполняются разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами (горохом, гречкой, фасолью. мелкими камушками и др.) Участники должны найти  среди всех коробочек две одинаково звучащие.

Чередование характера или темпа движений или направления движений, ориентируясь на усиление-ослабление громкости звучания сигнала или смену его темповых характеристик (барабан, бубен, хлопки, музыкальная запись и др.)

«Быстро – медленно» Негромкие ,редкие удары в бубен дети идут медленно ,на внешней стороне стопы, на тихие, частые удары бегут на цыпочках.

«Тихо-громко» Ведущий тихо хлопает в ладоши, дети шагом ходят по группе, на громкие хлопки - стоят, замерев, на месте.

Прослушать серию звуков и определить их число; прослушать и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью  отхлопывания, отстукивания или зарисовывания.

«Сосчитай удары» Ведущий предлагает детям закрыть глаза и внимательно сосчитать (про себя)сколько ударов в бубен они услышат. Открыв глаза ,необходимо найти и показать карточку с соответствующей цифрой.

«Молоточки» Ведущий предлагает детям отстучать «молоточком»тот или иной рисунок.

«Ритмические рисунки»Ведущий объясняет ,как можно с помощью знаков «записать»тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначить громкость и количество звуковых сигналов, а горизонтальными палочками –паузы между сериями сигналов. Задание: прослушать ритмические рисунки зарисовать их, воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок.

На втором этапе содержание коррекционно-развивающих заданий усложняется  и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия:

Различение  голосов близких детей и взрослых, распознавание по интонации и  содержанию реплик её автора; выделение воспринятой на слух информации логических неточностей.

«Кто сказал комплимент?» Водящий поворачивается ко всем спиной и закрывает глаза. Остальные говорят ему комплименты, водящему необходимо по голосу узнать, кто это сказал. Обязательное условие не искажать звучание своего голоса. При повторении игры – говорящий должен изменить свой голос, например, говорить комплименты от имени хитрой лисы Патрикеевны.

«Угадай кто?» Ведущий произносит соответствующим тоном ту или иную фразу и просит игроков как можно точнее отгадать ,кто так говорит:

-Московское время  10 часов 5 минут;

-Открой рот и скажи «а-а-а-«

«Так бывает или нет?» Задача слушать внимательно стихотворение, а если в нём прозвучит какая-либо неточность - хлопнуть в ладоши.

«Правильно- неправильно» Задача заметить смысловые неточности и, услышав их, подать определённый знак. Сначала роль ведущего выполняет взрослый, а потом дети могут сами предлагать  друг другу определить правильность (неправильность) придуманных ими предложений.

По утрам я сначала  надеваю  куртку, а потом рубашку.

Запоминание и воспроизведение без ошибок ряда звуков,  слогов, слов, начиная с двух-трёх элементов и постепенно доводя их число до шести-семи.

«Снежно-звуковой ком» Составляется цепочка из звуков. Например, только из гласных, или из согласных, или любых. Первый игрок называет звук,  второй - повторяет его и добавляет свой звук и т.д. Выигрывает тот игрок, которому удастся «слепить»самый большой ком.

«Слоговые цепочки» Ведущий произносит 1 слог, второй участник игры повторяет этот слог и добавляет свой слог, начинающийся на тот же звук. Третий игрок повторяет два предыдущих слога и добавляет свой и т.д. Можно предложить придумать  цепочку как с прямыми так и с обратными слогами или со стечением согласных звуков. »ПА-МА-НА-РА……;ОК-ОТ-ОР-ОШ…»

«Друг за другом  повторяй» Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-либо своё. Третий  игрок по порядку повторяет два первых слова и добавляет к нему своё слово и т.д.

«Придумываем предложение» Дети постепенно наращивают количество требующих точного повторения слов ,но слова должны быть между собой связаны по смыслу.

 

Подобрать сходные по звучанию слова

«Продолжи стихи» Педагог предлагает детям закончить стихотворные строчки ,подобрав слова  с опорой на их смысл и звучание.

«Рифмы» Придумать как можно больше слов, рифмующихся со словом-стимулом, заданным ведущим.

Воспроизведение ряда гласных звуков

-угадывание гласных звуков по беззвучной артикуляции

«Солисты» Повторение песенок - распевок, которые представляют собой всё усложняющие ряды гласных звуков:

ОА; АУ ; ИА; УИ;

ИАО; АИО; УАИ; УОИ;

ИАОУ; УОАИ; АОИУ; ИАУО; ОИАУ;

ИАОУЭ; ОУЭИА; УОАИЭ; ЭИОАУ; АУОАИЭ; и др.

Другой вариант игры - педагог предлагает детям по беззвучной артикуляции отгадать и по очереди громко повторить»песенки»-ряд гласных звуков из 2-5 элементов.

ТРЕТИЙ этап работы направлен непосредственно на воспитание у детей навыков анализа и синтеза  звуко - слогового состава слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы детского сада по подготовке детей к школе

Детский сад и школа как важные институты в жизни ребенка....

Лекторий учителя-логопеда в рамках преемственной работы между детским садом и школой.

Тема: "Инновационные методы и приёмы по развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями - как своевременная база овладения школьными навыками"....

Активизация деятельности детей в детском саду по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастает. Поэ...

Презентация системы работы в детском саду по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и Правилам дорожного движения проводится в комплексе: с педагогами...

Экскурсионная работа в детском саду для детей старшего дошкольного возраста» из опыта работы педагогов подготовительной к школе группы

Методическое объединение развитие познавательного интереса и познавательных действий в различных видах детской деятельности Эпиграф: Небольшой, но в нем дела большие. Мой Моршанск встае...