Консультация "Родственные слова"
консультация по логопедии на тему
Консультация для родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rodstvennye_slova.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
В развитии логического мышления и памяти ребенка, в осмысливании связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а затем и осознанию состава слова огромную роль играют упражнения с родственными словами.
Слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, называются родственным.
Для закрепления способов образования родственных слов можно поиграть с ребенком в следующие игры:
Игра "Дикие животные"
Цель: продолжать знакомить с родственными словами; упражнять в навыках образования названий диких животных.
Методические приемы: рассматривание картины по сказке "Три медведя", вопросы по ней. Дидактическая игра "Собери звериную семью".
Ход: Детям предлагается рассмотреть картинки по сказке "Три медведя", вспомнить название сказки, как звали папу, маму, детёныша в этой сказке (папа-медведь Михаил Иванович, мама-медведица Настасья Петровна, детёныш-медвежонок Мишутка).
Правильно, три медведя - это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.
Дидактическая игра "Собери лесную семью".
Ребёнок получает картинки с изображением животных. Ребенок собирает в "семью" и называют по картинкам папу, маму и детёныша животных:
Лис-лиса-лисёнок
Заяц-зайчиха-зайчонок
Волк-волчица-волчонок
Ёж-ежиха-ежонок
Вывод: В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному, но, очень, похоже. Животные в семье родственники? Вот и слова, обозначающие их - слова родственники.
Игра "Разложи все по местам"
Цель: продолжать упражнять в навыках словообразования; учить образовывать слова с помощью суффикса "ниц"- в значении вместилища (посуда).
Методические приемы: Дидактическая игра "Накроем стол для чаепития", игрушки - кукла, предметы посуды, продукты питания.
Ход: Родители предлагают ребенку вместе составить рассказ про куклу Таню.
Кукла Таня ходила в магазин и купила…(хлеб, сахар, салфетки). Предметы называют сами дети. Решила Таня накрыть стол к чаепитию и позвать друзей. Стала кукла накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки в стаканчик, а сахар на блюдце.
- Ребята, Танюша не знает, что у каждой посуды своё предназначение и название:
из тарелки едят…(суп, кашу),
из стакана пьют…(воду, чай, молоко…),
а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не испачкать скатерть.
А для хлеба, сахара и салфеток тоже есть специальная посуда:
для хлеба…(хлебница),
для салфеток…(салфетница),
для сахара…(сахарница).
Словесная игра "Назови правильно".
- Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница).
- Как называется посуда, в которую кладут конфеты? (конфетница).
- Как называется посуда, в которую кладут сухарики? (сухарница).
Игра "Зимние забавы"
Цель: совершенствовать навыки словообразования; способствовать самостоятельному подбору однокоренных слов.
Методические приемы: Рассматривание картинки о зиме, вопросы по ней.
Ход: Рассматривание картинка "зима". Проводится беседа по картинке:
- Какое время года изображено на картинке? (зима).
- Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).
- А как можно назвать день зимой? (зимний).
- А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- А как, по-другому сказать "остаются на зиму"? (зимовать).
Повторяют еще раз, все слова, названные ребенком: зима, зимушка, зимний, зимующие, зимовать. - Какое слово есть во всех этих словах? (зима). Это слово главное. От него образовались все остальные слова.
Вывод: Все эти слова-слова родственники к слову "зима", так как в каждом новом слове есть общая частица - слово "зима".
Словесная игра "Подбери слово".
Про что можно сказать "зимний"… (день, лес, сад…), "зимняя"…(пора, погода, дорога, стужа…), "зимнее"… (небо, солнце, утро…).
Игра "Гусенок и гусеница"
Цель: развивать языковое чутьё; способствовать умению отличать родственные слова от слов с похожим корнем (с похожей частью слова по звучанию).
Методические приемы: чтение сказки "Родственники", сопровождаемое показом картинок (гусеница, гусь, гусыня, гусята).
Ход: Чтение сказки "Родственники":
- Вы кто такие?
- Я гусь, это - гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя - гусеница.
Выясняется, что в словах (гусь, гусыня, гусята, гусеница) есть общая часть "Гус". Но все ли это слова родственники? Почему?
Вывод: Все эти слова похожи по звучанию, но не все они родственники, потому что гусь, гусыня, гусята - это домашние птицы, а гусеница - это насекомое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...
План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...
Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»
Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч...
Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.
Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...
Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...
Тренировочные упражнения "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Русский язык , 1 класс...
Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.
Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...