Консультация "Родственные слова"
консультация по логопедии на тему

Консультация для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_rodstvennye_slova.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

     В развитии логического мышления и памяти ребенка, в осмысливании связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а затем и осознанию состава слова огромную роль играют упражнения с родственными словами.

     Слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, называются родственным.

     Для закрепления способов образования родственных слов можно поиграть с ребенком в следующие игры:

Игра  "Дикие животные"


Цель: продолжать знакомить с родственными словами; упражнять в навыках образования названий диких животных.
Методические приемы: рассматривание картины по сказке "Три медведя", вопросы по ней. Дидактическая игра "Собери звериную семью".
Ход: Детям предлагается рассмотреть картинки по сказке "Три медведя", вспомнить название сказки, как звали папу, маму, детёныша в этой сказке (папа-медведь Михаил Иванович, мама-медведица Настасья Петровна, детёныш-медвежонок Мишутка).

Правильно, три медведя - это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.

Дидактическая игра "Собери лесную семью".

Ребёнок получает картинки с изображением животных. Ребенок  собирает в "семью" и называют по картинкам папу, маму и детёныша животных:

Лис-лиса-лисёнок
Заяц-зайчиха-зайчонок
Волк-волчица-волчонок
Ёж-ежиха-ежонок

Вывод: В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному, но, очень,  похоже. Животные в семье родственники? Вот и слова, обозначающие их - слова родственники.

Игра "Разложи все по местам"

Цель: продолжать упражнять в навыках словообразования; учить образовывать слова с помощью суффикса "ниц"- в значении вместилища (посуда).
Методические приемы: Дидактическая игра "Накроем стол для чаепития", игрушки - кукла, предметы посуды, продукты питания.
Ход: Родители  предлагают ребенку вместе составить рассказ про куклу Таню.

Кукла Таня ходила в магазин и купила…(хлеб, сахар, салфетки). Предметы называют сами дети. Решила Таня накрыть стол к чаепитию и позвать друзей. Стала кукла накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки в стаканчик, а сахар на блюдце.

- Ребята, Танюша не знает, что у каждой посуды своё предназначение и название:

из тарелки едят…(суп, кашу),
из стакана пьют…(воду, чай, молоко…),
а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не испачкать скатерть.

А для хлеба, сахара и салфеток тоже есть специальная посуда:

для хлеба…(хлебница),
для салфеток…(салфетница),
для сахара…(сахарница).

Словесная игра "Назови правильно".
- Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница).
- Как называется посуда, в которую кладут конфеты? (конфетница).
- Как называется посуда, в которую кладут сухарики? (сухарница).

Игра "Зимние забавы"

Цель: совершенствовать навыки словообразования; способствовать самостоятельному подбору однокоренных слов.
Методические приемы: Рассматривание картинки о зиме, вопросы по ней.
Ход: Рассматривание  картинка "зима". Проводится беседа по картинке:

- Какое время года изображено на картинке? (зима).
- Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).
- А как можно назвать день зимой? (зимний).
- А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- А как, по-другому сказать "остаются на зиму"? (зимовать).

Повторяют еще раз, все слова, названные ребенком: зима, зимушка, зимний, зимующие, зимовать. - Какое слово есть во всех этих словах? (зима). Это слово главное. От него образовались все остальные слова.

Вывод: Все эти слова-слова родственники к слову "зима", так как в каждом новом слове есть общая частица - слово "зима".

Словесная игра "Подбери слово".
Про что можно сказать "зимний"… (день, лес, сад…), "зимняя"…(пора, погода, дорога, стужа…), "зимнее"… (небо, солнце, утро…).

Игра "Гусенок и гусеница"


Цель: развивать языковое чутьё; способствовать умению отличать родственные слова от слов с похожим корнем (с похожей частью слова по звучанию).
Методические приемы: чтение сказки "Родственники", сопровождаемое показом картинок (гусеница, гусь, гусыня, гусята).
Ход: Чтение сказки "Родственники":

- Вы кто такие?
- Я гусь, это - гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя - гусеница.

Выясняется, что в словах (гусь, гусыня, гусята, гусеница) есть общая часть "Гус". Но все ли это слова родственники? Почему?

Вывод: Все эти слова похожи по звучанию, но не все они родственники, потому что гусь, гусыня, гусята - это домашние птицы, а гусеница - это насекомое.

гусь

гусь

гусьгусь

гусеница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.

Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов.  Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...

Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"

Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...