Формирование звуко-слоговой структуры слова у дошкольников.
статья по логопедии по теме
Методика формирование звукослоговой структуры слова у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирования звуко-слоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией | 41.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование звуко-слоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией.
Горская Алла Григорьевна ГБДОУ №135
Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова,
Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина,
А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».[48с.3]
Особое значение решение этих вопросов имеет для дошкольников с на- рушениями речи, поскольку одной из актуальных задач коррекционно-логопедического воздействия является формирование предпосылок успешного обучения в школе, предупреждение нарушений письма.[28]
Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные нарушению и коррекции звукологовой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией, можно сделать вывод о том, что проблема является малоизученной и недостаточно описанной. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на их актуальность.
О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Известно, что процесс усвоения звукослоговой структуры слова и её отдельных компонентов происходит постепенно. Дети с нормальным речевым развитием, как правило, испытывают определенные затруднения при её овладении. Однако нарушения звуко-слоговой структуры слова в норме является временным этапом и преодолевается к концу преддошкольного периода. (В.И. Бельтюков, А.Н.Гвоздев, А.К.Маркова, С.Н. Цейтлин).
Для детей с тяжелым речевым нарушением усвоение звуко-слоговой структуры слова представляет особую трудность, и в процессе её овладения у детей наблюдаются множественные нарушения. В секторе логопедии Института дефектологии ИКП РАО осуществлен цикл исследований по изучению особенностей формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с различными видами речевой патологии. В работах Р.Е.Левиной, А.К.Марковой, Л.Ф.Спировой, Г.А.Каше, Г.В.Гуровец, Е.Ф.Соботович, В.К.Орфинской, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой отмечается, что нарушения формирования звуко-слоговой структуры слов препятствует нормальному развитию устной речи: овладению правилами произношения отдельных звуков, накоплению словаря, формированию грамматического строя речи, а в дальнейшем и обучению письменной речи.
Практика работы в логопедической группе показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция – важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, и родителями детей дошкольного возраста.
В работе над слоговой структурой слова с детьми со стертой дизартрией я использую методику содержащую упражнения и задания на исследование артикуляторной моторики, определение длинны слова, фонематического восприятия (слухопроизносительная дифференциация звуков и слогов), восприятия и воспроизведения ритмов, состояния звукопроизношения, восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слова различной сложности.
Методика основана на исследованиях Р.И. Лалаевой, А.К. Мастюковой, Г.В.Бабиной.
1. Артикуляционные упражнения
Упражнения | Инструкция: |
Пассивное растягивание губ с помощью экспериментатора. | «сделай так же» |
Пассивное растягивание губ по показу экспериментатора | «сделай так же» |
Экспериментатор касается верхней губы ребенка | «Положи сюда кончик языка» |
Экспериментатор касается нижней губы ребенка | «Положи сюда кончик языка» |
Определение положения кончика языка при произнесении звука [н]. | «Произнеси звук [н] и скажи, где находится кончик языка, за верхними или нижними зубами». |
Определение положения кончика языка при произнесении звука [c]. | «Произнеси звук [с] и скажи, где находится кончик языка, за верхними или нижними зубами?» |
Определение положения губ при произнесении звука [и] | Произнеси звук [и] и скажи, в каком положении губы при произнесении этого звука?» |
Определение положения губ при произнесении [у]. | «Произнеси звук [у] и скажи, в каком положении губы при произнесении этого звука?» |
Определение смычки губ при произнесении [м]. | Логопед просит произнести [м], [а] и сказать, при произношении какого звука губы сомкнуты. |
Определение смычки кончика языка при произнесении звука [Д]. | Логопед просит произнести звуки [Д], [А] и сказать, при произношении какого звука кончик языка смыкается с альвеолами верхних резцов. |
б). Формирование кинетической основы артикуляторных движений.
- растянуть губы в улыбке - |
- вытянуть губы вперед трубочкой - |
- высунуть широкий язык - |
- высунуть узкий язык - |
- сделать «лодочку» - |
- сделать «чашечку» - |
- поднять язык на верхнюю губу - |
- опустить язык на нижние зубы - |
- поднять кончик языка за верхние зубы, за нижние зубы, упражнение «маятник» |
- упражнение «балалайка» - |
в). Последовательное выполнение серий движений:
Губы в улыбке – трубочкой - |
Язык широкий – узкий - |
Язык на верхнюю – на нижнюю губу - |
Растянуть губы в улыбке – язык в правый, в левый угол рта - |
г). Одновременное выполнение артикуляторных движений:
Улыбнуться и одновременно поднять язык на верхнюю губу - |
Улыбнуться и высунуть язык - |
Вытянуть губы трубочкой и одновременно высунуть язык - |
2. Задания на определение длинны слова или слоговой цепочки.
Задание 1. Определение длинны слова.
Ребенку предлагаются слова односложной и многосложной слоговой структуры для прослушивания и символы в виде коротких и длинных полосок. Вначале объясняется назначение символов (большая полоска – для длинного слова, маленькая – для короткого слова). Затем следует инструкция: «Послушай слово. Покажи нужную полоску».
Речевой материал:
Бах – |
Пароход – |
Пух – |
Бегемот – |
Самосвал – |
Стук - |
Магазин - |
Вертолёт - |
Ток - |
Задание 2. Учим определять количество структурных элементов слоговой последовательности. Ребенку предлагаются слоговые последовательности для прослушивания и символы в виде кружков.
Инструкция: «Послушай, сколько раз сыграла дудочка. Положи столько же кружков».
Речевой материал: серии слогов, произносимых с четким послоговым делением, но без акцентуации:
Ту – ту |
Ла – ла – ла |
Ри – ри – ри - ри |
Ми – ми |
Та – та – та |
3. Формирование состояния фонематического восприятия (слухопроизносительная дифференциация слогов).
Задание 1.
Инструкция: «повтори за мной».
Примечание: предлагают слоги со звонкими и глухими согласными звуками.
Ка – га – ка - |
Ба – па – ба - |
Фа – ва – фа - |
За – са – за - |
Ша – жа – ша - |
Задание 2.
Инструкция: «повтори за мной».
Примечание: предлагают слоги с твердыми и мягкими согласными звуками.
Ша – ща - |
На – ня - |
Ма –мя - |
Задание 3.
Инструкция: «повтори за мной».
Примечание: предлагают слоги со свистящими и шипящими согласными звуками.
Ша – са - |
Жо – зо - |
Щи – си - |
Задание 4.
Инструкция: «повтори за мной».
Примечание: предлагают слоги с аффрикатами и смычными звуками.
Ца – та – ца - |
Ча – ти – ча - |
Задание 5.
Инструкция: «повтори за мной».
Примечание: предлагают слоги с аффрикатами и щелевыми звуками.
Це – се – це - |
Ча – те – ча - |
Задание 6.
Инструкция: «повтори за мной».
Примечание: предлагают слоги со звуками [р] [л]
Ра – ла – Ра - |
Лу – ру – Лу - |
Ло – ро – ло - |
Задание 7.
Инструкция: «повтори за логопедом».
Примечание: предлагают слоги со звуками [м] [й]
Ал – ай – ал - |
Ей – ел – ей - |
Ул – уй – ул - |
Ай – ал – ай - |
Ол – ой – ол - |
Задание 8.
Инструкция: «повтори за мной».
Примечание: предлагают слоги со звуками [м] [н]
МА – на – мА - |
Ну – му – ну - |
Мо – но – мо - |
4. Формирование слуховой дифференциации звуков на материале слов-квазиомонимов.
Материал: картинки и слова-квазиомонимы.
Инструкция: «Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку».
1. дифференциация твердых и мягких звуков:
Мишка – мышка - |
Мыло – Мила - |
Ел – ель - |
Угол – уголь - |
Лук – люк - |
Юля – юла - |
Ложка – Лешка - |
2. Дифференциация звонких и глухих звуков:
Класс – глаз - |
Кот – год - |
Колос – голос - |
Почки – бочки - |
Удочка – уточка - |
Трава – дрова - |
Косы – козы - |
3. Дифференциация плавных сонорных звуков:
Марка – майка - |
Рама – яма - |
Рожки – ложки - |
Гроза – глаза - |
Рукавица – луковица - |
Марина – малина - |
4.Дифференциация шипящих и свистящих звуков:
Мишка – миска - |
Усы – ужи - |
Сук – жук - |
Носы – ножи - |
Редька – речка - |
Лес – лещ - |
5. Учим определять наличия / отсутствия ритмических и структурных искажений в слове.
1. Определение наличия и отсутствия ритмического искажения в слове.
Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова:
а) с опорой на предметные картинки;
б) без опоры на предметные картинки;
Речевой и картинный материал:
Нормативные слова – машина, молоток, самолет, чемодан;
Пуговица, тумбочка, сковорода, капуста;
Квазислова – представлены вариантами собственных искажений детей (амасина, тамалок, амает, масалет, сакарвотка и т.д.)
Инструкция:
а) «Правильно ли говорит Буратино:
А) «Это нога» - |
А) «Это слоны» - |
Б) «Болит рука» - |
Б) «Болит голова» - |
- Определение наличия и отсутствия структурного искажения в слове.
Ребенку предлагаются для прослушивания нормативные слова и квазислова:
а) с опорой на предметные картинки;
б) без опоры на предметные картинки.
Инструкции:
а) «Посмотри, скажи, здесь есть:
Машина – |
Амасина – |
Тамалок – |
Молоток - |
Самолёт - |
Масалет - |
Масалет - |
Мачедан - |
Чемодан - |
б) «Послушай, скажи, есть такое слово:
Сковорода – |
Касавотка - |
Сапка - |
Шапка - |
Шанки - |
Санки - |
Пуговиса - |
Пуговица - |
7.Формирование сформированности слоговой структуры слов.
Инструкция: «Повтори слова за мной».
1класс – двусложные слова из открытых слогов:
Вода |
Муха |
Зубы |
2 класс – трехсложные слова из открытых слогов:
Собака |
Ягоды |
Молоко |
3класс – односложные слова:
Мяч |
Дом |
Нос |
2) Инструкция: «назови картинки».
1 класс:
Лыжи |
Мыло |
Пила |
2 класс:
Машина |
Лопата |
Корова |
3 класс:
Кот |
Лес |
Нож |
б). Формирование сформированности слоговой структуры слов 4-6 класса Задание 1.
Инструкция: «Повтори слова за мной».
4 класс – двусложные слова с закрытым слогом:
Веник |
Утюг |
Паук |
5 класс – двусложные слова со стечением в середине слова:
Банка |
Юбка |
Письмо |
6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:
Чайник |
Поднос |
Компот |
2) Инструкция: «Назови картинки»
4 класс:
Лимон |
Топор |
Пенал |
5 класс:
Мышка |
Кошка |
Вилка |
6 класс:
Фартук |
Альбом |
Тетрадь. |
в).Формирование слоговой структуры слов 7-9 класса
Инструкция: «Повтори слова за логопедом».
7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом:
Колобок |
Помидор |
Ананас |
8 класс – трехсложные слова со стечением согласных:
Яблоко |
Шахматы |
Ананас |
9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:
Автобус |
Кузнечик |
Осьминог |
2) Инструкция: «Назови картинки».
7 класс:
Телефон |
Огурец |
Самолет |
8 класс:
Конфеты |
Рубашка |
Котлеты |
9 класс:
Памятник |
Цыпленок |
Карандаш |
г). Формирование слоговой структуры слов 10-13 классов
Инструкция: «повтори слова за логопедом».
10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных:
Матрёшка |
Избушка |
Избушка |
11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале или конце:
Флаг |
Хлеб |
Волк |
12 класс – двусложные слова с двумя стечениями согласных:
Звезда |
Штанга |
Гнездо |
13 класс – четырехсложные слова из открытых слогов:
Пианино |
Ежевика |
Кукуруза |
Инструкция: «Назови картинки».
10 класс | 11 класс: | 12 класс: | 13 класс: |
Кисточка | Стол | Клетка | Черепаха |
Лампочка | Стул | Краски | Гусеница |
Корзинка | Ключ | Кнопка | Пирамида |
8. Формирование слоговой структуры слов сложной слоговой структуры
Инструкция: «Повтори слова за мной».
Примечание 1. Предварительно выясняется понимание значения слов. В случае необходимости уточняется значение слова разными способами сементизации (показ картинки, пояснение через контекст и др.) если слово отсутствует в пассивном словаре, то это слово снимают из лексического материала обследования.
Примечание 2. Слова, сложные по симантике, выделены.
Скворечник |
Простокваша |
Лекарство |
Троллейбус |
Телевизор |
Транспорт |
Строительство Парикмахерская |
Инструкция: «Назови картинки»
Танкист |
Сковорода |
Космонавт |
Аквалангист |
Термометр |
Кинотеатр |
Милиционер |
Аквариум |
9. Исследование возможности воспроизведения ритмических структур.
1. Инструкция: « Послушай как постучу я, а теперь повтори за мной удары» (! – удар – пауза).
Примечание: ритмический рисунок можно отхлопывать рукой по столу, молоточком по металлофону, по барабану, палочкой, погремушкой, хлопать в ладоши, ударять в бубен и т. п.
! - ! |
!! - !! |
! - !! |
!! - ! |
! - ! - !! |
!! - !! - ! |
2. Инструкция: «Хлопните в ладоши столько раз, сколько точек на карточке».
Примечание: предварительно предъявляются карточки с разным количеством точек:
с одной -
с двумя -
с тремя -
3.Инструкция: «повтори за мной удары как можно точнее».
Отхлопывание ритмического рисунка с разной силой: ! – тихо, ! – громко.
Примечание: лучше проводить исследование воспроизведения ритмических акцентированных структур, используя бубен, металлофон, барабан.
! - ! |
! - ! - ! |
! - ! - ! |
! - ! |
! - ! - ! - ! |
10. Формирование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами
1. Инструкция: «скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколько частей (слогов)?»
Слова 1 класса:
Маша |
Мыши |
Мука |
Мыло |
Лапа |
Лето |
Слова 2 класса:
Молоко |
Машина |
Лопата |
Ракета |
Газета |
Котята |
2.Инструкция: «Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)».
Слова 1 класса:
Лыжи |
Часы |
Луна |
Ваза |
Рыба |
Бусы |
Муха |
Слова 2 класса:
Бананы |
Собака |
Корова |
Лисица |
Берёза |
Кубики |
Сапоги |
11.Формирование возможности произнесения предложения со словами сложной слоговой структуры
Инструкция: «Повтори за мной предложения».
Слова, сложные по семантике, поясняются, уточняются. Если слова в пассивном словаре ребенка, то предложения, включающие эти слова, исключаются из материала обследования. Слова, сложные по семантике, в тексте подчеркнуты.
Экскурсовод проводит экскурсию. |
Водопроводчик чинит водопровод. |
Регулировщик регулирует движение транспорта. |
В аквариуме плавают разноцветные рыбки. |
Строители работают на строительстве высотного дома. |
Волосы подстригают в парикмахерской. |
Весело журчат весенние ручьи. |
На сковороде жарятся котлеты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека черно-белых картинок для работы по формированию звуко-слоговой структуры слова
Данное пособие можно использовать в работе по формированию слоговой структуры. Черно - белый формат картинок позволяет " превратить" пособие для проговаривания в занимательную раскраск...
Мастер-класс для родителей «Игровые упражнения для формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»
Цельов мастер-класса познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова", с эффективными способами преодаления данного нарушения в домашних условиях....
Формирование звуко-слоговой структуры слова
Вырабатывать умение произносить двусложные слова из открытых слогов....
Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: "Планирование работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом: ОНP II - III уровней развития речи старшего дошкольного возраста".
Методическая разработка содержит годовой учебный план по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом II - III уровней развития речи. Предназначена для молодых специалистов в созда...
Формирование звуко _ слоговой структуры слова.
В данной консультации рассказывается из чего складывается работа над формированием звуко - слоговой структуры слова....
Нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников.
Игры и упражнения для дошкольников при нарушении звуко-слоговой структуры слова....
Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона...