Развиваем фонематический слух детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Галимова Лилия Равхатовна

Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т.п.; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого), определения разницы между словами дочка – точка, уголь – угол и т.п. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить детей слушать и слышать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz.pptx1006.48 КБ
Файл razvivaem_fonematicheskiy_sluh_detey_st.doshk_.vozr_.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развиваем фонематический слух детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Куженерский детский сад № 2 «Теремок » Подготовила: учитель-логопед Л.Р. Галимова Консультация для родителей

Слайд 2

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово.

Слайд 3

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа последовательность звукового анализа: выделение звука из слова определение первого звука установление места звука (начало, середина, конец слова) полный звуковой анализ

Слайд 4

Слова, которые не следует давать для анализа: Слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными

Слайд 5

На первом этапе обучения элементарным формам звукового анализа нужно подбирать: Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове) А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист. О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, окунь. У: Уля , угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей. И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра. Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

Слайд 6

Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове) А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран. О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон. У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук. И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис. Ы: дым, сын.

Слайд 7

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове) Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна. М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска. Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки. Слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего звука в слове) К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток. П: сироп, укроп, карп, суп. Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет.

Слайд 8

Слова для полного звукового анализа Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох. Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом. Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши. Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси. Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист. Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка. Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.

Слайд 9

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА? Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики. Сделаем звуковой анализ слова ДОМ: 1. Выделим голосом первый звук: ддд - ом – первый звук [ Д ] – он согласный, звонкий, твердый - обозначим его синим квадратиком. 2. Выделим голосом второй звук: д – ооо – м - второй звук [ О ] – он гласный – обозначим его красным квадратиком. 3. Выделим голосом третий звук: до – ммм - третий звук [ М ] – он согласный, твердый – обозначим его синим квадратиком.

Слайд 10

В слове ДОМ – 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки [ Д ] и [ М ] . Гласный звук [ О ] . Назовем звуки по порядку: [ Д ] [ О ] [ М ] . Выложим слово с помощью звуковых символов Д О М

Слайд 11

Игра «Где звук?»

Слайд 12

Игра «Измени слово» лужи – ужи, косы – осы, крот – рот, бочки – очки, сурок – урок; рост – рос, стол – сто, марка – Марк, бегут – бегу, волы – вол, бобр – боб; пора – кора, пони – кони, маска – каска, розы – козы, норка – корка, полено – колено, ворона – корона;



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развиваем фонематический слух детей

старшего дошкольного возраста

Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т.п.; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого), определения разницы между словами дочка – точка, уголь – угол и т.п.  Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить детей слушать и слышать.

Если у ребёнка плохо сформирован фонематический слух, то при письме и при выполнении звукового анализа у него могут возникнуть проблемы.

Звуковой анализ слов

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:  выделение звука из слова, определение  первого звука,  установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ.

Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные), в речевом плане, по представлению.

Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Слова, которые не следует давать для анализа:

Слова с йотированными буквами  Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными, т.к. в этом случае написание слова расходится  с его  произнесением, значит слово трудно для анализа.

На первом этапе обучения элементарным формам звукового анализа нужно подбирать:

Слова с ударными гласными в начале слова

(для узнавания гласных в слове)

А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел.

О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь.

У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей.

И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.

Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове)

А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран.

О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

Ы: дым, сын.

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове)

Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска.

Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки.

Слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего звука в слове)

К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.

П: сироп, укроп, карп, суп.

Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет…

Слова для полного звукового анализа

Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.

Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.

Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.

Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.

Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.

Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка.

Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.

ИГРЫ

Дома можно использовать следующие игровые упражнения для развития фонематического слуха.

«Придумай больше слов». Называя какой-нибудь звук, например: «С»,  попросить детей придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая или передавая мяч.

«Кто внимательнее». Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, заяц, медуза, роза, незабудка, стрекоза  общий звук «З». !Данный звук в словах нужно произносить длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

«Соберем цепочку». Эта игра – аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного взрослым слова ребенок придумывает своё слово. Образуется цепочка слов: аисТ – Тарелка – Арбуз.

«Цветное лото». Ребенку даются фишки (разноцветные крышки, прищепки): красные для обозначения гласных, синие – для обозначения согласных звуков.

Взрослый произносит звуки, а ребенок выкладывает на столе в ряд фишки соответствующего цвета. 

«Поймай звук». Взрослый называет слова, а ребенок должен поднять руку или хлопнуть в ладоши (или поднять фишку соответствующего цвета), когда услышат заданный звук.

«Где звук?». Цель – развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

У ребенка карточка – полоска бумаги, разделенная на три части. Фишки (прищепки) определенного цвета (красная, синяя) в зависимости от изучаемого звука.

Взрослый называет слово с заданным звуком, а ребенок определяет позицию звука и кладут фишку.

«Посмотри вокруг». Цель – учить определять наличие звука в слове.

Ребенок должен внимательно посмотреть вокруг себя и найти в комнате предметы, в названии которых есть заданный звук.

«Измени слово». Цель – учить выделять первый и последний звуки в слове, последовательность их в слове.

Задания:

  1. Убрать первый звук в слове. Какое слово получится?

Взрослый стоит в центре, играющие – вокруг него. Он бросает мяч кому – то из детей и называет слово, а они убирают первый или последний звук в слове (зависит от задания) и бросает мяч ведущему;

Речевой материал: лужи – ужи, косы – осы, крот – рот, бочки – очки, сурок – урок, клещи – лещи.

  1. Убрать последний звук в слове. Какое слово получится?

Речевой материал: рост – рос, стол – сто, марка – Марк, бегут – бегу, волы – вол, бобр – боб;

  1. Заменить первый звук в слове на звук «К» и произнести

получившееся слово.

Речевой материал: пора – кора, пони – кони, маска – каска, розы – козы, норка – корка, полено – колено, ворона – корона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

Доклад на общем родительском собрании"Развитие ритмического и фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста на музыкальных и логоритмических занятиях в детском саду и дома"

Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы - звуки, из которых складываются произносимые нами слова. Определить уровень развития фонематического с...

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

статья "Фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклоне­ния в речевом развитии, неуклонн...

Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста.

Автором представлены игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию тембрового слуха детей старшего дошкольного возраста

Увлекательное интегрированное занятие по музыке для развития тембрового слуха через активизацию музыкального мышления и воображения по средством сравненя звучания музыкалных инструментов и голоса птиц...