Проект. Дыхание-это жизнь
проект по логопедии на тему

Сахарова Светлана Юрьевна

В предложенном проекте показан подход к использованию методов формирования речевого дыхания как одного из элементов методики здоровьесбережения детей, раскрыты основные этапы работы по формированию речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proekt_dyhanie.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Проект «Дыхание-это жизнь»

(Внедрение технологии биологической обратной связи в коррекционный процесс.)

Авторы: Сахарова Светлана Юрьевна, учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2,

Багинская Надежда Леонидовна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2,

Панина Наталья Ивановна,  воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2.

Название: Проект «Дыхание-это жизнь» (Внедрение технологии биологической обратной связи в коррекционный процесс.)

Цель данного проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания с использованием ИКТ при помощи вовлечения всех участников педагогического процесса.

 Для реализации поставленной цели были определены задачи:

– продолжить знакомство детей с актом дыхания;

– расширить знания детей, родителей, педагогов о дыхании;

– познакомить детей, родителей и педагогов с различными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим;

– воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений;

– активизировать работу по пропаганде формирования правильного дыхания и здорового образа жизни среди родителей и педагогов;

– создать взаимосвязь педагогов ДОУ и родителей по проблеме формирования правильного дыхания.

Форма использования: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Возраст: 5-7лет

Актуальность  проекта.

   Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Актуальность данного направления обусловлена также тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией, увеличивается степень сложности речевого развития у детей, поступивших в группу компенсирующей направленности. Также недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, образности, формирования внимания к ощущениям в акте дыхания, использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания. В связи с этим в последние годы среди логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания у детей с ОНР, направленных на физическое развитие детей с речевой патологией, на целенаправленное воздействие на дыхательную систему организма ребёнка.

В предложенном проекте  показан подход к использованию методов формирования речевого дыхания как одного из элементов методики здоровьесбережения детей, раскрыты основные этапы работы по формированию речевого дыхания и предложена апробированная методика работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушением речи при помощи ИКТ, успешно применяемые в повседневной практике учителя-логопеда, воспитателей и родителей.

Проект  разработан   для   детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, их родителей, педагогов ДОУ. Он может быть использован в качестве обобщения опыта работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию правильного дыхания детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Главное в этом проекте является осмысление всеми участниками (родителями, детьми, педагогами) особенностей целенаправленного коррекционного воздействия,  направленного на развитие речевого дыхания, профилактику заболеваний верхних дыхательных путей, совершенствование дыхания в процессе выполнения физических упражнений.

Модель нетрадиционного подхода по формированию речевого дыхания включает в себя составляющие:

– систематизация стандартных и вариативных игр и упражнений;

– использование метода Биологической Обратной Связи;

– внедрение метода Биологической Обратной Связи в коррекционный процесс.

В  ходе  проекта педагоги самостоятельно изучали материал по теме, проводили анкетирование, мониторинги,  проводили мастер-классы, оформляя полученные результаты в виде презентаций,  сборника комплексов дыхательных гимнастик на электронном носителе, рекомендаций для родителей.

По результатам мониторинга – понизился уровень заболеваемости верхних дыхательных путей детей старшего дошкольного возраста с ОНР (См. приложение 13)

Данный материал адресован педагогам и родителям, осуществляющим работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Время проведения проекта:  сентябрь 2013 - февраль 2015 г

Проблема.

  У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение дыхания, что затрудняет процесс коррекционно-речевого воздействия и повышает риск заболевания верхних дыхательных путей.

Ресурсное обеспечение проекта.

Научно-методические:

  • разработка тематического планирования (с применением комплексов дыхательной гимнастики);
  • разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
  • внедрение системы методических консультаций в ходе реализации проекта;
  • накопление методических пособий с рекомендациями по формированию навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания в домашних условиях.

Информационные:

  • формирование банка данных по реализации проекта;
  • мониторинговые мероприятия;
  • организация мероприятий по информированию  о ходе реализации проекта;

Материально-технические: приобретение и изготовление  дидактических средств обучения;

Поэтапный план реализации проекта

I этап – организационный:

  • анкетирование родителей о целесообразности занятий по методу Биологической обратной связи;
  • приобретение электронных пособий  для закрепления навыков дыхания;
  • разработка тематического планирования с комплексами дыхательной гимнастики
  • разработка структуры внедрения метода БОС в коррекционно- образовательный  процесс;
  • включение в  организованную образовательную деятельность детей  упражнений по развитию речевого дыхания.

II этап – внедренческий:

  •  внедрение метода БОС  в воспитательно-образовательный процесс;
  • обновление и обогащение предметно-развивающей среды группы;
  • обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы учителя-логопеда и воспитателей перед родителями и коллегами.

III этап – результативный:

  • анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания, подведение итогов;
  • обобщение опыта работы;
  • трансляция педагогического опыта на районных  мероприятиях;
  • разработать программу действий воспитателей и учителя-логопеда на следу 

План реализации проекта

I этап – организационный ( сентябрь-октябрь 2013 год)

№п/п        

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Создание рабочей группы по реализации проекта.

Сентябрь

Сахарова С.Ю.

2

Мониторинг уровня знаний детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, степени сформированности практических умений и навыков.

Сентябрь

Сахарова С.Ю.,

БагинскаяН.Л.,

ПанинаН.И.

3

Создание тематического планирования (с обязательными комплексами дыхательной гимнастики)

Октябрь

БагинскаяН.Л.,

ПанинаН.И.

4

Анкетирование родителей «Что вы знаете о пользе  правильного дыхания».

Октябрь

Сахарова С.Ю.

5

Мониторинг заболеваемости верхних дыхательных путей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Октябрь

Палкина Л.А.

Изучение литературы и различных методик по данной теме.

В течение работы над проектом

Сахарова С.Ю.,

БагинскаяН.Л.,

ПанинаН.И.

II этап – внедренческий (ноябрь 2013г – май 2014г)

№п/п        

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Проведение мастер-классов:

- « Дыхательная гимнастика» (по А. Сметанкину). Цель: познакомить родителей, педагогов  и детей с нетрадиционной методикой оздоровления по методу БОС и обучить их приемам ее проведения.

Ноябрь

Сахарова С.Ю.

2

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу БОС в логотерапевтическом кабинете.

Ноябрь-май

Сахарова С.Ю.

3

Консультация для родителей «Выработка воздушной струи, как необходимый и значимый аспект для постановки звуков».

Декабрь

Сахарова С.Ю.

4

Создание презентаций и проведение открытых просмотров работы

Ноябрь-май

Сахарова С.Ю.

5

Внедрение метода БОС в коррекционный процесс с применением электронного пособия «Учимся и оздоравливаемся» и комплекса дыхательной гимнастики.

Ноябрь-май

      Сахарова С.Ю.,

БагинскаяН.Л.,

ПанинаН.И.

6

Изготовление нестандартного оборудования  педагогами и родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР на развитие правильного дыхания.

Родители, дети, воспитатели группы

7

Отработка и коррекция планов и содержания деятельности

В течение работы над проектом

Сахарова С.Ю.,

БагинскаяН.Л.,

ПанинаН.И.

III этап – результативный (сентябрь 2014г – февраль 2015г)

№п/п        

Содержание

Сроки

Ответственные

1

        Анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания, подведение итогов.

Сентябрь 2014г – февраль 2015г

2

Организация информационных стендов «Правильно дышим-меньше болеем».

Декабрь 2014г.

БагинскаяН.Л.,

ПанинаН.И.

3

Обобщение опыта работы на районном методическом объединении воспитателей.        

Январь 2015г.

ПанинаН.И.

4

Создание  конспектов организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

В течение работы над проектом

БагинскаяН.Л.,

ПанинаН.И.

5

        Разработка программы действий учителя-логопеда на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов

Февраль 2015г

Сахарова С.Ю.,

БагинскаяН.Л.,

ПанинаН.И.

Реализация проекта осуществляется через:

  • создание информационной среды;
  • деятельность  с детьми с использованием метода БОС;
  • через внедрение метода БОС в коррекционный процесс;
  • трансляцию опыта в ДОУ, районе.

Прогнозируемый результат:

•         Создание рабочей группы по реализации проекта, определение направления работы; изучение  источников и интернет ссылок по данной теме;

•        Проведение анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

•        Проведение мониторинговых обследований детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

•        Ознакомление  педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста с различными комплексами дыхательных гимнастик;

•        Разработка  тематического планирования;

•        Налаживание совместной работы педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста с ОНР по развитию правильного речевого дыхания на тренингах «Дышим вместе с мамой»;

•        Создание  родителями и воспитателями и применение в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР нестандартного оборудования на развитие правильного дыхания.

•        По результатам мониторинга – снижение уровня заболеваемости верхних дыхательных путей детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

•        Обобщение опыта работы   на районном уровне;

•        Использование  нестандартного оборудования в образовательной деятельности  и режимных моментах с  детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Результативность

   Комплексное   воздействие  на дыхательную систему ребенка (учителя-логопеда, воспитателей, родителей) , использование  дыхательных упражнений  в течение дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность, организованная деятельность) дают возможность  успешно заниматься коррекцией речи, а так же  эффективно проводить  оздоровительную работу по снижению заболеваемости детей.

Включив логотерапевтический метод БОС в работу, мы убедились в том, что данный подход дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также на пути формирования нового, устойчивого стереотипа речи.

  В результате проведенного комплекса лечения у детей стала ниже ЧСС, особенно на выдохе, частота дыханий снизилась до 5-8 в мин (вместо 16-23 дыханий в мин до тренировок). У 10 пациентов значительно возросла величина ДАС. У 2 пациентов (с синдромом гипервозбудимости) ДАС увеличилась незначительно из-за недостаточного снижения ЧСС на выдохе. (См. приложение 15 «Клинические примеры»)

В детском саду проводится ежедневная предварительная работа по освоению навыка диафрагмально-релаксационного дыхания: перед дневным сном с детьми проводятся тренировки по правильному дыханию: вдох – носом, выдох – ртом, медленно, что способствует быстрому засыпанию и глубокому сну. Выработанный навык диафрагмально-релаксационного дыхания далее отрабатывается и закрепляется на компьютерном комплексе.

Результаты коррекции речи с применением метода ДАС-БОС:

– речевые запинки: норма, стабильный результат – 1 человек;

– заикание, значительное улучшение – 1 человек;

– дизартрия: значительные улучшения – 8 человек.

Никаких отрицательных результатов коррекции не было ни в одном случае. У всех детей наблюдается положительная динамика, а оздоровление организма в целом повышает потенциал развития новых речевых навыков. У пациентов формируется устойчивый навык диафрагмально-релаксационного дыхания и возможность применения его в повседневной жизни, снижается уровень речевой тревожности .

Считаем, что метод БОС имеет большую перспективу в логопедической работе и способствует оздоровлению подрастающего поколения.   В результате проводимого курса с применением технологии БОС у детей нормализуется деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Снимается психоэмоциональное напряжение, улучшается общее самочувствие (сон, работоспособность, настроение и др.). Происходит оздоровление организма в целом и накопление позитивной энергии (См. Приложение «Отчет об эффективности проведенной работы по коррекции речи и функционального состояния организма пациентов с использованием метода ДАС – БОС»)

   В процессе реализации проекта были разработаны и представлены на районных методических объединениях, Форумах, семинарах, педсоветах):

  • тематическое планирование (с применением комплекса дыхательной гимнастики);
  • конспекты организованной деятельности с применением дыхательной гимнастики
  • презентации «Что такое метод БОС?», «Проект «Дыхание-это жизнь»
  • видеоролик «Дышим вместе»
  •  создана электронная база методической литературы по данной теме
  •  Апробировано электронное пособие, разработанное Санкт-Петербургским институтом биологической обратной связи: «Учимся и оздоравливаемся» («Азбука здоровья», «Один- много», «Слева- справа», «Вверху- внизу» и др.);
  • подготовлена и проведена серия консультаций и мастер-класс для родителей  по теме.
  • На родительских консультациях проводилась демонстрация сеансов БОС;
  • Используя нетрадиционный подход по формированию речевого дыхания, решаются задачи по следующим направлениям:

        формирование диафрагмального типа дыхания,

        развитие физиологического и речевого дыхания,

        развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса,

        развитие голосовой функции, профилактика нарушений голоса,

        работа по совершенствованию ритмико-мелодической стороны речи,

        обучение ребенка соблюдению норм произношения,

        обогащение и активизация словарного запаса дошкольника,

        формирование грамматических категорий языка и связной речи,

        развитие общей и мелкой моторики,

        развитие межполушарного взаимодействия.

Апробация проекта:

Работа по проекту  «Дыхание-это жизнь» проводится на базе МБДОУ детский сад №2». Охватывает группу детей старшего дошкольного возраста с ОНР, их родителей, педагогов ДОУ. Проект  реализовывается в период с сентября 2013 по  февраль 2015 года.

Список литературы:

1.Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Т.Шишкова «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи» Книголюб Москва 2004

2.А.А. Сметанкин «Здоровье без лекарств: Биологическая обратная связь» Санкт-Петербург, 2001

3.Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.

4.Зубко И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.

1.Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок–Волгоград:Учитель,2009г

5.Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г

6.Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург. – 1992.

7.Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – С-Пб. : Союз. – 2001.

В работе использованы картинки: https: //www.google.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Проект "Дыхание - это Жизнь!" (по здоровье-сберегающим технологиям)

Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку "правильногодыхания".  В ритме сов...

Проект "Дыхание"

Проект "Дыхание" для средней группы...

Презентация творческо-исследовательского проекта «Дыхание осени».

Цель проекта: развитие речи дошкольников с использованием современных педагогических технологий....

Проект " Дыхание чистоты: Эко - Сказка с Благой целью"

Добро пожаловать в удивительный мир, где каждый вдохновленный сказкой становится частью реальности, где забота о природе превращается в источник настоящего волшебства!Приветствуем всех, кто заглянул в...

Конспект занятия в подготовительной группе «Вода в жизни человека»«Вода в жизни человека» Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде. Задачи: • дать знания детям о воде, как об источнике жиз

laquo;Вода в жизни человека»Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.Задачи:• дать знания детям о воде, как об источ...