Проект. Дыхание-это жизнь
проект по логопедии на тему
В предложенном проекте показан подход к использованию методов формирования речевого дыхания как одного из элементов методики здоровьесбережения детей, раскрыты основные этапы работы по формированию речевого дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proekt_dyhanie.docx | 36.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Проект «Дыхание-это жизнь»
(Внедрение технологии биологической обратной связи в коррекционный процесс.)
Авторы: Сахарова Светлана Юрьевна, учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2,
Багинская Надежда Леонидовна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2,
Панина Наталья Ивановна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2.
Название: Проект «Дыхание-это жизнь» (Внедрение технологии биологической обратной связи в коррекционный процесс.)
Цель данного проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания с использованием ИКТ при помощи вовлечения всех участников педагогического процесса.
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
– продолжить знакомство детей с актом дыхания;
– расширить знания детей, родителей, педагогов о дыхании;
– познакомить детей, родителей и педагогов с различными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим;
– воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений;
– активизировать работу по пропаганде формирования правильного дыхания и здорового образа жизни среди родителей и педагогов;
– создать взаимосвязь педагогов ДОУ и родителей по проблеме формирования правильного дыхания.
Форма использования: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Возраст: 5-7лет
Актуальность проекта.
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Актуальность данного направления обусловлена также тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией, увеличивается степень сложности речевого развития у детей, поступивших в группу компенсирующей направленности. Также недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, образности, формирования внимания к ощущениям в акте дыхания, использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания. В связи с этим в последние годы среди логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания у детей с ОНР, направленных на физическое развитие детей с речевой патологией, на целенаправленное воздействие на дыхательную систему организма ребёнка.
В предложенном проекте показан подход к использованию методов формирования речевого дыхания как одного из элементов методики здоровьесбережения детей, раскрыты основные этапы работы по формированию речевого дыхания и предложена апробированная методика работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушением речи при помощи ИКТ, успешно применяемые в повседневной практике учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, их родителей, педагогов ДОУ. Он может быть использован в качестве обобщения опыта работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию правильного дыхания детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Главное в этом проекте является осмысление всеми участниками (родителями, детьми, педагогами) особенностей целенаправленного коррекционного воздействия, направленного на развитие речевого дыхания, профилактику заболеваний верхних дыхательных путей, совершенствование дыхания в процессе выполнения физических упражнений.
Модель нетрадиционного подхода по формированию речевого дыхания включает в себя составляющие:
– систематизация стандартных и вариативных игр и упражнений;
– использование метода Биологической Обратной Связи;
– внедрение метода Биологической Обратной Связи в коррекционный процесс.
В ходе проекта педагоги самостоятельно изучали материал по теме, проводили анкетирование, мониторинги, проводили мастер-классы, оформляя полученные результаты в виде презентаций, сборника комплексов дыхательных гимнастик на электронном носителе, рекомендаций для родителей.
По результатам мониторинга – понизился уровень заболеваемости верхних дыхательных путей детей старшего дошкольного возраста с ОНР (См. приложение 13)
Данный материал адресован педагогам и родителям, осуществляющим работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Время проведения проекта: сентябрь 2013 - февраль 2015 г
Проблема.
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение дыхания, что затрудняет процесс коррекционно-речевого воздействия и повышает риск заболевания верхних дыхательных путей.
Ресурсное обеспечение проекта.
Научно-методические:
- разработка тематического планирования (с применением комплексов дыхательной гимнастики);
- разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
- внедрение системы методических консультаций в ходе реализации проекта;
- накопление методических пособий с рекомендациями по формированию навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания в домашних условиях.
Информационные:
- формирование банка данных по реализации проекта;
- мониторинговые мероприятия;
- организация мероприятий по информированию о ходе реализации проекта;
Материально-технические: приобретение и изготовление дидактических средств обучения;
Поэтапный план реализации проекта
I этап – организационный:
- анкетирование родителей о целесообразности занятий по методу Биологической обратной связи;
- приобретение электронных пособий для закрепления навыков дыхания;
- разработка тематического планирования с комплексами дыхательной гимнастики
- разработка структуры внедрения метода БОС в коррекционно- образовательный процесс;
- включение в организованную образовательную деятельность детей упражнений по развитию речевого дыхания.
II этап – внедренческий:
- внедрение метода БОС в воспитательно-образовательный процесс;
- обновление и обогащение предметно-развивающей среды группы;
- обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы учителя-логопеда и воспитателей перед родителями и коллегами.
III этап – результативный:
- анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания, подведение итогов;
- обобщение опыта работы;
- трансляция педагогического опыта на районных мероприятиях;
- разработать программу действий воспитателей и учителя-логопеда на следу
План реализации проекта
I этап – организационный ( сентябрь-октябрь 2013 год) | ||
№п/п | Содержание | Сроки Ответственные |
1 | Создание рабочей группы по реализации проекта. | Сентябрь Сахарова С.Ю. |
2 | Мониторинг уровня знаний детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, степени сформированности практических умений и навыков. | Сентябрь Сахарова С.Ю., БагинскаяН.Л., ПанинаН.И. |
3 | Создание тематического планирования (с обязательными комплексами дыхательной гимнастики) | Октябрь БагинскаяН.Л., ПанинаН.И. |
4 | Анкетирование родителей «Что вы знаете о пользе правильного дыхания». | Октябрь Сахарова С.Ю. |
5 | Мониторинг заболеваемости верхних дыхательных путей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. | Октябрь Палкина Л.А. |
Изучение литературы и различных методик по данной теме. | В течение работы над проектом Сахарова С.Ю., БагинскаяН.Л., ПанинаН.И. | |
II этап – внедренческий (ноябрь 2013г – май 2014г) | ||
№п/п | Содержание | Сроки Ответственные |
1 | Проведение мастер-классов: - « Дыхательная гимнастика» (по А. Сметанкину). Цель: познакомить родителей, педагогов и детей с нетрадиционной методикой оздоровления по методу БОС и обучить их приемам ее проведения. | Ноябрь Сахарова С.Ю. |
2 | Формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу БОС в логотерапевтическом кабинете. | Ноябрь-май Сахарова С.Ю. |
3 | Консультация для родителей «Выработка воздушной струи, как необходимый и значимый аспект для постановки звуков». | Декабрь Сахарова С.Ю. |
4 | Создание презентаций и проведение открытых просмотров работы | Ноябрь-май Сахарова С.Ю. |
5 | Внедрение метода БОС в коррекционный процесс с применением электронного пособия «Учимся и оздоравливаемся» и комплекса дыхательной гимнастики. | Ноябрь-май Сахарова С.Ю., БагинскаяН.Л., ПанинаН.И. |
6 | Изготовление нестандартного оборудования педагогами и родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР на развитие правильного дыхания. | Родители, дети, воспитатели группы |
7 | Отработка и коррекция планов и содержания деятельности | В течение работы над проектом Сахарова С.Ю., БагинскаяН.Л., ПанинаН.И. |
III этап – результативный (сентябрь 2014г – февраль 2015г) | ||
№п/п | Содержание | Сроки Ответственные |
1 | Анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания, подведение итогов. | Сентябрь 2014г – февраль 2015г |
2 | Организация информационных стендов «Правильно дышим-меньше болеем». | Декабрь 2014г. БагинскаяН.Л., ПанинаН.И. |
3 | Обобщение опыта работы на районном методическом объединении воспитателей. | Январь 2015г. ПанинаН.И. |
4 | Создание конспектов организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. | В течение работы над проектом БагинскаяН.Л., ПанинаН.И. |
5 | Разработка программы действий учителя-логопеда на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов | Февраль 2015г Сахарова С.Ю., БагинскаяН.Л., ПанинаН.И. |
Реализация проекта осуществляется через:
- создание информационной среды;
- деятельность с детьми с использованием метода БОС;
- через внедрение метода БОС в коррекционный процесс;
- трансляцию опыта в ДОУ, районе.
Прогнозируемый результат:
• Создание рабочей группы по реализации проекта, определение направления работы; изучение источников и интернет ссылок по данной теме;
• Проведение анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
• Проведение мониторинговых обследований детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
• Ознакомление педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста с различными комплексами дыхательных гимнастик;
• Разработка тематического планирования;
• Налаживание совместной работы педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста с ОНР по развитию правильного речевого дыхания на тренингах «Дышим вместе с мамой»;
• Создание родителями и воспитателями и применение в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР нестандартного оборудования на развитие правильного дыхания.
• По результатам мониторинга – снижение уровня заболеваемости верхних дыхательных путей детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
• Обобщение опыта работы на районном уровне;
• Использование нестандартного оборудования в образовательной деятельности и режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Результативность
Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка (учителя-логопеда, воспитателей, родителей) , использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность, организованная деятельность) дают возможность успешно заниматься коррекцией речи, а так же эффективно проводить оздоровительную работу по снижению заболеваемости детей.
Включив логотерапевтический метод БОС в работу, мы убедились в том, что данный подход дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также на пути формирования нового, устойчивого стереотипа речи.
В результате проведенного комплекса лечения у детей стала ниже ЧСС, особенно на выдохе, частота дыханий снизилась до 5-8 в мин (вместо 16-23 дыханий в мин до тренировок). У 10 пациентов значительно возросла величина ДАС. У 2 пациентов (с синдромом гипервозбудимости) ДАС увеличилась незначительно из-за недостаточного снижения ЧСС на выдохе. (См. приложение 15 «Клинические примеры»)
В детском саду проводится ежедневная предварительная работа по освоению навыка диафрагмально-релаксационного дыхания: перед дневным сном с детьми проводятся тренировки по правильному дыханию: вдох – носом, выдох – ртом, медленно, что способствует быстрому засыпанию и глубокому сну. Выработанный навык диафрагмально-релаксационного дыхания далее отрабатывается и закрепляется на компьютерном комплексе.
Результаты коррекции речи с применением метода ДАС-БОС:
– речевые запинки: норма, стабильный результат – 1 человек;
– заикание, значительное улучшение – 1 человек;
– дизартрия: значительные улучшения – 8 человек.
Никаких отрицательных результатов коррекции не было ни в одном случае. У всех детей наблюдается положительная динамика, а оздоровление организма в целом повышает потенциал развития новых речевых навыков. У пациентов формируется устойчивый навык диафрагмально-релаксационного дыхания и возможность применения его в повседневной жизни, снижается уровень речевой тревожности .
Считаем, что метод БОС имеет большую перспективу в логопедической работе и способствует оздоровлению подрастающего поколения. В результате проводимого курса с применением технологии БОС у детей нормализуется деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Снимается психоэмоциональное напряжение, улучшается общее самочувствие (сон, работоспособность, настроение и др.). Происходит оздоровление организма в целом и накопление позитивной энергии (См. Приложение «Отчет об эффективности проведенной работы по коррекции речи и функционального состояния организма пациентов с использованием метода ДАС – БОС»)
В процессе реализации проекта были разработаны и представлены на районных методических объединениях, Форумах, семинарах, педсоветах):
- тематическое планирование (с применением комплекса дыхательной гимнастики);
- конспекты организованной деятельности с применением дыхательной гимнастики
- презентации «Что такое метод БОС?», «Проект «Дыхание-это жизнь»
- видеоролик «Дышим вместе»
- создана электронная база методической литературы по данной теме
- Апробировано электронное пособие, разработанное Санкт-Петербургским институтом биологической обратной связи: «Учимся и оздоравливаемся» («Азбука здоровья», «Один- много», «Слева- справа», «Вверху- внизу» и др.);
- подготовлена и проведена серия консультаций и мастер-класс для родителей по теме.
- На родительских консультациях проводилась демонстрация сеансов БОС;
- Используя нетрадиционный подход по формированию речевого дыхания, решаются задачи по следующим направлениям:
формирование диафрагмального типа дыхания,
развитие физиологического и речевого дыхания,
развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса,
развитие голосовой функции, профилактика нарушений голоса,
работа по совершенствованию ритмико-мелодической стороны речи,
обучение ребенка соблюдению норм произношения,
обогащение и активизация словарного запаса дошкольника,
формирование грамматических категорий языка и связной речи,
развитие общей и мелкой моторики,
развитие межполушарного взаимодействия.
Апробация проекта:
Работа по проекту «Дыхание-это жизнь» проводится на базе МБДОУ детский сад №2». Охватывает группу детей старшего дошкольного возраста с ОНР, их родителей, педагогов ДОУ. Проект реализовывается в период с сентября 2013 по февраль 2015 года.
Список литературы:
1.Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Т.Шишкова «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи» Книголюб Москва 2004
2.А.А. Сметанкин «Здоровье без лекарств: Биологическая обратная связь» Санкт-Петербург, 2001
3.Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.
4.Зубко И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.
1.Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок–Волгоград:Учитель,2009г
5.Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г
6.Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург. – 1992.
7.Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – С-Пб. : Союз. – 2001.
В работе использованы картинки: https: //www.google.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Проект "Дыхание - это Жизнь!" (по здоровье-сберегающим технологиям)
Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку "правильногодыхания". В ритме сов...
Проект "Дыхание"
Проект "Дыхание" для средней группы...
Презентация творческо-исследовательского проекта «Дыхание осени».
Цель проекта: развитие речи дошкольников с использованием современных педагогических технологий....
Проект " Дыхание чистоты: Эко - Сказка с Благой целью"
Добро пожаловать в удивительный мир, где каждый вдохновленный сказкой становится частью реальности, где забота о природе превращается в источник настоящего волшебства!Приветствуем всех, кто заглянул в...
Конспект занятия в подготовительной группе «Вода в жизни человека»«Вода в жизни человека» Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде. Задачи: • дать знания детям о воде, как об источнике жиз
laquo;Вода в жизни человека»Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.Задачи:• дать знания детям о воде, как об источ...