Исправление произношения звуков р, р'
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Вагина Наталья Андреевна

Данный материал наполнен играми способствующими исправлению произношения звуков р, р'.  Их можно использовать в различных режимных моментах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albom_po_logopedii.docx352.11 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика звуков р и р'

Артикуляция звуков

Правильная артикуляция звука р заключается в следующем:

губы – полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения предшествующего (последующего) звука;

зубы – разомкнуты;

язык – широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и небом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;

мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;

воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.

     Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к небу и некоторым продвижением его вперед.

Нарушение произношения

Из всех звуков русского языка звук р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, поэтому его нарушения бывают многообразными.

Во-первых, звук р может вообще отсутствовать в речи ребенка. В таких случаях речь малыша звучит примерно так: «Ано, ано мы встаем, гомко стоожа зовем. Стоож, стоож, поскоей выходи комить звеей.»

Звук р может искажаться при произношении. Довольно часто встречается горловое произношение, которое также называют картавостью. Реже можно услышать боковое произношение звука р, при котором вместо правильного звука слышится «рль», или носовое по звучанию похожее на сочетание «нг».

Кроме того, звук р может заменяться другими звуками.

В логопедической практике отмечается большое количество разнообразных искажений звука Р (до 28). Основными видами искажений считаются следующие:

Губно-губной ротоцизм («кучерское» произношение)

Произношение, при котором губы вибрируют как в звукоподражании тпру

Одноударное произношение

В этом случае вибрация кончика языка отсутствует, кончик ударяется лишь один раз об бугорки за верхними резцами.

Боковой ротоцизм

При этом виде нарушения различаются двусторонний и односторонний ротацизм.

При одностороннем произношении кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний боковой ротоцизм)

При двустороннем  боковом ротоцизме вибрируют боковые края языка.

Велярный ротоцизм

При этом нарушении велярное Р образуется вибрацией мягкого нёба.

Увулярный  ротоцизм

При таком нарушении Р, образуется за счет вибрации маленького язычка. Звук Р при таком нарушении, почти не отличается от нормального (грассирующий Р)

Носовой ротоцизм

Носовой ротоцизм возникает тогда, когда  воздушная струя при произнесении звука Р проходит через нос, а не через рот. Звук Р получается с гнусавым, носовым оттенком

Глухое р

Такой звук Р произноситься без участия голоса (голосовые складки разомкнуты и не вибрируют)

Параротацизм (замена звуков р,рь)

Звук Р чаще всего заменяется следующими звуками: Л, ЛЬ, Й,Д, Г,В.

Нарушения произношения звука Р связаны с недостаточной подвижностью кончика языка. Это следует учитывать при отборе упражнений для артикуляционной гимнастики.

Артикуляционные упражнения

Маляр

Цель:  отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

http://cherednik.ucoz.ru/art_gimnastika/malar.pngГубы и нижняя челюсть неподвижны.  Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

http://cherednik.ucoz.ru/art_gimnastika/varenie.png

Вкусное варенье

Цель:  вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.  Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.  

http://cherednik.ucoz.ru/art_gimnastika/gribok.pngГрибок

Цель:  растягивать подъязычную связку. 

 Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

http://cherednik.ucoz.ru/art_gimnastika/garmoshka.png

Гармошка

Цель:  растягивать подъязычную связку.

Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать - закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком. 

Лошадка

Цель: укреплять мышцы языка,  вырабатывать подъем языка.

http://cherednik.ucoz.ru/art_gimnastika/loshadka1.pngРот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

Барабанщик

Цель:  укреплять мышцы  кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. 

http://cherednik.ucoz.ru/art_gimnastika/baraban.pngУлыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося  звук:  Д-Д-Д…  Сначала звук  «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная  струя.

Винни-пух и его друзья

Жил на свете Винни-пух. Просыпался он утром рано и шел чистить зубы.

 Он позавтракал и поехал в гости к Пятачку на своей любимой лошадке. (Упражнение «лошадка»). По дороге он увидел дуб,  в котором жили  пчелы, он решил туда забраться и отведать меду, испачкал свою верхнюю губу и стал ее облизывать. (Упражнение «вкусное варенье»). Увидели Винни-пуха пчелы, налетели на него и стали вокруг него жужжать. Винни-пух вскочил на свою лошадку и помчался от пчел к домику Пятачка. Перед домиком Пятачка было четыре ступеньки. Винни–пух стал по ним подниматься. Поднялся он к двери и стал стучаться. (Упражнение «барабанщик»). Пятачок открыл дверь.

- Винни, привет, мы тебя так ждали, проходи у нас весело, ослик Иа играет на гармошке. (Упражнение «гармошка»),   А тигра сходил в лес и набрал много грибов. (Упражнение «грибочек»).

http://www.megghy.com/immagini/wallpaper/cartoni%20animati/winnie%20the%20pooh/winnie_the_pooh1.jpg

 «Дует ветер»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.

Ход игры. Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в» (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в…» - педагог долго и длительно произносит это звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Методическое указание. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

« Кто кого?»

Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.

Ход игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки  а, о, у, и, э. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи

«Эхо»

Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Ход игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.

 Можно играть, употребляя гласные звуки, а так же сочетания ау, уа, иа, ио и т.д.

«Определи место игрушки»

Цель. Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.

Оборудование. Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.

Ход игры. Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает у него: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух- трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.

Методические указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить, как одно длинное слово. Отвечать на вопрос нужно полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой». Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель.

«Вьюга»

Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга».

Ход игры. Педагог  показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у…; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у…; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

 Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2 – 3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

«Кораблик»

Цель: развитие мелкой моторики, глазомера, координации движений, зрительного внимания.

Оснащение: лист белой бумаги.

Ход игры.

 Вместе с ребенком сделать из белого листа бумаги кораблик и пустить его в плавание в тазу, в ванне.

Прочитать стихотворение:


Ветер по морю гуляет

  И кораблик подгоняют,

  Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

«Как на горке – снег, снег…»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук.

Описание: белая бумажная салфетка; игрушечный  мишка.

Ход игры.

Прочитать стихотворение:

      Как на горке – снег, снег,

          Как под горкой – снег, снег,

А на елке – снег, снег,

         А под снегом спит медведь.

  Тише, тише, не шуметь.

                                                  И. Токмакова

 Возьмите ¾ салфетки скомкайте ее, придав ей форму «снежка». Попросите ребенка сделать много «снежных  комочков».

«Собери колеса для машины»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.

Оснащение: четыре пуговицы – «колеса» (две большие, две поменьше) разного цвета, две нарисованные машины разного размера с приклеенными на месте колес канцелярскими кнопками.

Ход игры.

Попросить ребенка наколоть на кнопку столько же колес (два колеса), сколько изображено на рисунке (два больших колеса у большой машины, два маленьких у маленькой машины).

«Первые листочки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.

Оснащение: стержень от пирамидки, вырезанные из картона «листья березы» с пробитыми дыроколом отверстиями в центре, нарисованная березка.

Ход игры.

 Показать ребенку нарисованную березу и прочитать стихотворение:

Береза моя, березонька,

Березонька – красавица.

На тебе, березонька, Листья зеленые,

Под тобой березонька,

Травка зеленая.

Попросить ребенка нанизать листья на стержень.

Усложнение задания возможно за счет увеличения видов «листьев» (кленовые, дубовые «листочки»).

Тогда при нанизывании нужно соблюдать определенную последовательность (кленовый, дубовый «листочек»).

 

«Точка, точка, запятая»

Цель: выработка у ребенка умения ориентироваться на листе картона; развитие ловкости пальцев; активизация словаря: «точка», «запятая», «рожица», «огуречик», «человечек».

Оснащение: разноцветные пуговки; красный полукруг из картона; картонный овал; две счетные палочки, схематическое изображение лица на листе бумаги.

Ход игры.

Прочитать стихотворение:

Точка, точка, запятая,

   Вышла рожица кривая,

    Палка, палка, огуречик,

   Вот и вышел человечек.

Предложить ребенку рассмотреть схематическое изображение лица, выделить две его части – глаза, рот, нос, брови. Попросить ребенка выложить такое же лицо на наборном полотне из мозаики (рот-полукруг, глаза-пуговки, брови - счетные палочки).

Усложнение задания. Предложить ребенку выложить любимого человека (маму, папу…).

«Скажи, что ты слышишь»

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Ход игры. 

Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

«Тихо – громко»

Цель. Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Ход игры.

Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

«Кто что услышит?»

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т.д.

Ход игры.

Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

«Где звенит?»

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Ход игры.

Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где – либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

«Скажи, что звучит»

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Ход игры.

Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

«Солдаты»

Цель. Автоматизация звука в слогах.

Ход игры.

Дети ходят в строю. При движении издают звуки трубы: трам-та-ра-ра, трам-та-ра-ра. Педагог может выбрать кого-нибудь из детей и поручить ему роль трубача, а остальные дети оценивают правильность звучания трубы (громкость, четкость).

«Знаешь ли ты эти слова?»

Цель. Автоматизация звуков р, р' в словах и слогах.

Ход игры.

Педагог произносит фразу, не договаривая в словах слоги. Кто из ребят первый правильно произнесет недостающий слог, тот получит кружок из картона. Набравший общее количество кружков выигрывает. Примерный перечень предложений: У нас ледяная го (ра); Кто мычит? Ко (рова); Вокруг парка за(бор; Под землей у нас мет (ро); В воротах стоит вра (тарь);Утром дети делают за(рядку); У крота в земле но (ра); С цыплятами ходят ку (ры); Чтоб писать, нужна тет (радь); Ребята разожгли в лесу кос (тер); На улицах светят фона (ри); Мы любим сладкое ва(ренье).

«Соблюдай порядок»

Цель. Автоматизация звуков р, р' в словах.

Ход игры.

Дети стоят полукругом. В центре стоит стол педагога, на который положены в ряд несколько предметов, в названии которых встречается звук  р,р'. Педагог вызывает одного ребенка, который должен назвать и показать детям предметы, разложенные на столе преподавателя. Потом ребенок поворачивается спиной к столу и и по памяти называет предметы в том порядке, в котором он их разложил на столе. Если ребенок затрудняется выполнить задание, можно разрешить ему еще раз внимательно рассмотреть предметы.

 Затем вызываются другие дети. Педагог по своему усмотрению может менять порядок расположения предметов, заменять их или дополнять новыми.

Для игры могут быть подобраны следующие предметы: фонарик, рыбка, пузырек, горошина, веревка, резинка, сахар, ракета, пряжка, гриб, варежка и др. Повторяя игру, можно давать для запоминания пять – шесть предметов. Называть предметы дети должны громко, четко.

«Бараны»

Цель. Автоматизация звука р в тексте.

Ход игры.

Несколько пар детей, стоят друг против друга, взявшись за руки, образуют ворота. Остальные (бараны)подходят к воротам, стучат в них (топают ногами).

Бараны. Тра-тра-тра,

             Открываются ворота!

Ворота. Рано, рано, вы, бараны,

               Застучали в ворота.

Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

               Пропустите ворота!

Ворота. Вам куда, вамкуда?

               Не откроем ворота.

Бараны. На лугах , где трава

               А на травушке роса.

Ворота. Еще рано вам туда

               Не откроем ворота.

Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра

               Досвиданье ворота

               Мы придем, когда высохнет трава. (Уходят)

«Барашек»

Цель. Автоматизация звука р в тексте, развитие слухового внимания.

Ход игры.

На стуле спиной к детям сидит водящий, остальные по очереди подходят к нему и произносят стишки. Кто по голосу будет узнан, тот заменит барашка.

Барашек, барашек,

Покажи рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога!

Кто я?

«Самолет»

Цель. Дифференциация звуков л-р .

Ход игры.

Педагог обращаясь к детям, говорит: «Сейчас мы будем играть в самолет». Заведем мотор самолета: «р-р-р…». Дети произносят р-р-р… и воспроизводят руками движение мотора. «Завели мотор, и полетел самолет высоко, не видно его, только гул слышно: л-л-л… Как гудит самолет?» Дети: л-л-л…

«Найди свою картинку»

Цель. Дифференциация звуков л-р всловах.

Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук л или р. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.

Ход игры.

Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа берет подбирать картинки на звук л, а другая – на р. По сигналу педагога из каждой группы к столу подходят по одному ребенку. Один берет картинку на звук л, другой – на звук р. Подойдя к свое группе, ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т.д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить: выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки.

«Помнишь ли ты эти стихи?»

Цель. Дифференциация звуков л, л', р, р' в словах и фразах

Ход игры.

Педагог читает детям отрывки из стихотворения. Ребенок должен произвести пропущенные слова.

Я на солнышке (лежала),

Носик кверху я (держала),

Вот он у меня и (загорел).

Ветер по морю (гуляет)

И (кораблик подгоняет),

Он бежит себе (в волнах)

На раздутых (парусах).

Ты у нас не мастер,

Ты у нас (ломастер).

Без окон, без (дверей),

Полна горница (людей).

С утра сидит на озере (любитель рыболов),

Сидит (мурлычит песенку),

А песенка (без слов).

Как песня начинается,

Вся рыба (расплывается).

«Догонялки»

Цель. Дифференциация звуков л,л', р, р' в тексте.

Ход игры.

Дети берутся за руки(они стоят за чертой) и идут ровной шеренгой к водящему, который сидит на расстоянии 10 метров (7 метров) на стуле.

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну попробуй нас догнать!

 Ну попробуй нас догнать!

Сказав последние слова, дети опускают руки и убегают, а водящий ловит кого-нибудь. Пойманный водит, и игра повторяется.

«Спасайся от волка»

Цель. Дифференциация звуков л, л', р, р' в тексте.

Ход игры.

На одном конце комнаты стулья, за которые прячутся дети, спасаясь от волка (стулья стоят в одну линейку, на некотором расстоянии друг от друга, чтобы между ними можно было свободно пройти). На другом конце комнаты сидит в логове (на стуле) волк. Дети идут по направлению к волку и говорят, ритмично наклоняясь вниз (собирают в корзину землянику):

Ходили ребятишки по бугорочку,

Брали, брали ягодку земляничку.

Накололи ноженьку на былиночку.

Боли, болит ноженька да не больно.

По окончании слов из логова выскакивает волк, а дети убегают и прячутся от волка, который их ловит. Тот, кого поймает волк, садится в логово и становится волком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...

Неправильное произношение звуков у детей — это естественная особенность детской речи или речевой недостаток, требующий исправления.

Неправильное произношение звуков у малышей — естест­венная особенность детской речи. Но для ребят старшего воз­раста — это речевой недостаток, требующий исправления. Од­нако не всегда р...

Исправление нарушений произношения звука "р"

Как правило, неправильное произношение звука "р" наиболее распространённая проблема у детей дошкольного возраста. Именно на невыговаривание этого звука чаще всего жалуются родители. В презентации пока...

Исправление нарушений произношения звука [Р]

Целью данного матеиала служит постановка звука [Р]. Задачи:Коррекционно-образовательные:-формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука [Р];-развивать кинетические и кин...

Нарушения произношения звуков [с] и [ш] и методы их исправления

В таблице представлены основные нарушения произношения звуков [с] и [ш] и методы их исправления....

Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Автоматизация звука "Ш"  Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произноше...