Моторика и речь: как они связаны
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Кривощекова Елена Владимировна

Консультация для родителей и воспитателей о том, какие игровые приёмы могут помочь в развитии мелкой моторики рук и соответственно в улучшении качества речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Консультация в рамках

круглого стола

для родителей

Моторика и речь:

как они связаны

Провела: учитель-логопед

Кривощекова Елена Владимировна

2016 год

У детей часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушения слуха или поражения центральной нервной системы. В чем же причина? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи – это степень общения детей с окружающими взрослыми людьми. Родители обычно получают совет – чаще разговаривать со своим ребенком. Они стараются при каждой возможности говорить с малышом, а он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Тут нужно учесть и другое.

Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Ученые доказали, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кистей рук, расположенная близко от речевой зоны. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Исследования, наблюдения и опыт показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. В наше время дети стали гиподинамичны, родители им не дают поручений в быту, дабы оградить чадо от усилий, а на самом деле не оставляя ребенку шансов на полноценное развитие. Ребята с нарушениями речи часто не приучены держать ложку, карандаш, а ножницы вообще боятся взять в руки. Не с этим ли связан массовый наплыв детей в логопедические группы? Ведь лет 20 назад общее количество детей с такими проблемами было гораздо меньше.

        Я могу порекомендовать несколько приемов, которые помогут значительно улучшить качество движений рук и соответственно, состояние речи и её активизацию. Вот они:

  • Складывание разнообразной мозаики, пирамидок и головоломок
  • Складывание в коробочки мелких предметов
  • Сжимание поролона или резины разной плотности
  • Нанизывание на стержень, проволоку колец и пуговиц
  • Перематывание ниток из лубка на трубочку и обратно
  • Пособия по застегиванию пуговиц, кнопок, крючков (можно самостоятельно изготовить игру «Одень куклу», пришив указанные атрибуты на бумажный манекен и предметы гардероба)
  • Завязывание и развязывание узелков на веревках разной толщины
  • Игра «Чудесный мешочек» для узнавания предметов на ощупь
  • Дощечки со слоем пластилина для выкладывания узоров из бисера и камушков
  • Счетные палочки для выкладывания узоров по образцу и объемных фигур типа колодца. Можно использоватьспички.
  • Конструкторы типа LEGO
  • Пальчиковые театры, имеются в продаже
  • Наборы для фокусов, где предполагается ловкость рук
  • Бусы или четки для перекатывания бусин одной и двумя руками
  • Рисование по контурам, шаблонам, трафаретам, штриховка

Такие игры не обязательно должны быть продолжительными. Достаточно 10 минут в день для стимуляции речевой функции

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов либо музыкальным сопровождением

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"),

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

•        кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

•        то же упражнение выполнять пальцами левой руки;

•        те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пальцы здороваются"

•        Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

"Оса"

•        выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;

•        то же левой рукой;

•        то же двумя руками;

"Человечек"

•        указательный и средний пальцы "бегают" по столу;

•        те же движения производить пальцами левой руки;

•        те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

"Коза"

•        вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;

•        то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

•        то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Очки"

•        образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

"Зайчик"

•        вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;

•        то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

•        то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Деревья"

•        поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

"Птички летят"

•        пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

"Сгибание-разгибание пальцев"

•        поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;

•        выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;

•        выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

•        согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;

•        выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;

•        выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

"Бочонок с водой"

•        согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

"Миска"

•        пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

"Крыша"

•        соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;

"Магазин"

•        руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;

"Цветок"

•        руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;

"Корни растения"

•        прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;

•        одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями - тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: "Бабушка печет блины, очень вкусные они";

•        кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;

•        положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.

"Кулак-ребро-ладонь"

•        на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Массаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

1.        Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

2.        Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг оси

3.        Упражнение "Сорока-белобока"

4.        Интенсивные движения большого пальца по кругу

5.        Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

6.        Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

7.        Интенсивное растирание каждого пальца

8.        Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон

9.        "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

10.        "Пальчики здороваются"

Занятие

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста

Раздел: Работа с дошкольниками

Тема "Прогулка по весеннему лесу".

Цель: дать детям представление о природе весеннего леса. Продолжать учить детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим правильно пользоваться речью. Развивать мелкую моторику рук. Обогатить малышей теплотой добрых чувств. Побуждать детей оберегать всё живое.

Материал: бутафорские деревья, цветы, солнце, облака. Игрушки – птички, котята.

Предварительная работа: чтение стихотворения А.Барто “Солнышко”, разучивание песенки “Маленькая ёлочка”.

Ход занятия. Дети с воспитателем входят в зал, где при помощи бутафорских деревьев, подснежников, солнца и облаков создана обстановка весеннего леса. Воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, на множество деревьев. Объясняет детям, что это лес, побуждает повторить слово “лес”. Предлагает детям погулять по лесу и посмотреть, что же растет в лесу и кто здесь живет:

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики погрели

(Упражнение для пальчиковой гимнастики “лучики”- руки подняты вверх, пальцы разведены.)

Затем воспитатель обращает внимание на елочку, побуждая детей произносить название дерева “елочка”. Говорит детям, что у елочки зеленые и колючие иголочки. Когда дует ветер, иголочки на елочке “шевелятся”. Упражнение “Иголочки” ( руки вытянуты вперед, пальцы разведены и “бегают”).

Далее воспитатель бережно снимает с елочки игрушки - птичек ( на каждого ребенка), побуждая детей вопросом “Кто это?” произносить слово “птичка”. Дети с воспитателем рассматривают цвет клюва, глаз, гладят птичку. Воспитатель предлагает посадить птичек на дерево и спеть песенку.

Маленькая птичка

Прилетела к нам      Движение кистями рук

Маленькой птичке

Зернышек я дам      Ладошки согнуты в виде тарелочки

Маленькая птичка

Зернышки клюет      Большой и средний пальцы рук соединить, имитировать клюв.

Маленькая птичка

Песенки поет           Дети проговаривают слова “чирик-чик-чик”

Раздается шум. Воспитатель и дети прислушиваются и под деревом находят котенка, который заблудился в лесу и жалобно мяукает. Педагог и дети жалеют его, обещают отнести домой. Котенок становится озорным, точит коготки, хочет играть с детьми.

Упражнение “Котенок”. Все пальцы согнуты так, чтобы их подушечки прикасались к основанию пальцев. Ладонь открыта. Согнутые пальцы в таком положении “бегают”, большой палец обязательно участвует. Это котенок точит когти. Котенок выпусти когти

( пальцы раскрыты, напряженно полусогнуты) и начал царапаться ( пальцы быстро “бегают” в этом напряженном и полусогнутом положении).

– “Ай, ай, ай, котенок, какой же ты шалун, – говорит воспитатель. Котенок прячет когти, но затем вновь начинает царапаться. Игра повторяется несколько раз.

После упражнения “Котенок” из-под дерева появляются еще котята ( по одному на каждого ребенка) Дети берут их на руки, нежно гладят. Воспитатель предлагает детям отнести котят в группу, еще раз обращает внимание детей на природу весеннего леса, напоминает, чтобы дети шли осторожно, не наступая на подснежники.

Прощаются с лесом, уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пространственная ориентация и речь...как они связаны?

Пространственная ориентация и речь...как они связаны?...

Связь мелкой моторики с речью

Игры, необходимые для развития и укрепления руки, ее моторики...

Консультация для воспитателей "Моторика руки и цвет неразрывно связаны"

"Ум  ребёнка - на  кончиках  его  пальцев"В.И. Сухомлинский.Как  известно  уже  давно, рисование  является одним из  важнейших  средств  поз...

Мелкая моторика и развитие речи -есть ли связь?

О пользе развития мелкой моторики знают все. Слова В.А.Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» сейчас поддерживают и врачи, и логопеды. Малыш плохо говорит?...

Консультация для родителей детей с ОВЗ «Связь мелкой моторики и речи».

Статья. Консультация для родителей детей с ОВЗ "Связь мелкой моторики и речи"....

«Связь мелкой моторики и речи у дошкольников».

В статье рассматривается взаимосвязь развития мелкой моторики пальцев рук и речи....

консультация для родителей "Связь мелкой моторики с речью ребенка"

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческий м...