Игры и упражнения для детей старшей группы для развития грамматически правильной речи.
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Сапунова-Домбровская Марта Александровна

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. В данном конспекте подобраны упражнения для формирования и усволения ребенком как морфологических норм языка, так и синтаксических.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammatika_dlya_detey_5-6_let.docx814.05 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для детей старшей группы

 для развития грамматически правильной речи.

Выполнила:  

слушательница курса «Дошкольное образование»

Сапунова-Домбровская Марта Александровна

Морфологическая сторона речи

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы.

Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования.

Из навыков словоизменения (формообразования) проверяется:

-   умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа (педагог начинает фразу, ребенок заканчивает: «У Тани есть карандаши, а у Маши нет... (карандашей)», или: «В лесу живет много... (медведей, белок)», или: «В нашей комнате много... (столов, стульев)»); -   умение пользоваться предложно-падежными конструкциями (под столом, в столе, из стола).

Из навыков словообразования проверяется:

- умение образовывать слова при помощи суффиксов (1. Где лежит хлеб? — В хлебнице. Куда кладут соль? Как можно назвать человека, который катается на лыжах? Кто работает в библиотеке? Кто учит детей? 2. Чей хвост? Чьи уши? Чья нора? 3. Таня говорит громко, а Миша может говорить еще... громче); умение образовывать слова при помощи приставок (Мальчик к дому... (подходит); из дома... (выходит); через улицу... (переходит). Гриб, который растет под березой... (подберезовик). Чтобы одеяло не пачкалось, на него надевают... (пододеяльник).

Освоение ребенком морфологии начинается с изменением слова по падежам:

Упражнение.

Усвоение морфологических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает, наряду с функцией общения, выполнять функцию сообщения через правильно сочетаемые слова в предложении, когда он овладевает монологической формой связной речи.

Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом:

Упражнение.

А глаголов с помощью приставок:

Упражнение.

Синтаксическая сторона речи.

Синтаксический компонент речи – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Синтаксис - многообразие способов построения простых и сложных предложений.

Работа над предложением – постановка целей:

1) Сопоставление слова и предложения как речевых единиц;

2) Наглядно показать, что предложение состоит из слов (использовать полоску бумаги);

3) Определение первого, последнего слова в предложении;

4) Определение количества слов в предложении;

5) Определение главного (кто? что? – И.п.) слова в предложении;

6) Дать практическое представление о связи слов в предложении, необходимость согласования и управления;

7) Наблюдение за интонацией, за понижением голоса в конце предложения;

8) Учить определять границы предложения в небольшом тексте; Называть количество предложений. Повторять первое, второе, третье предложение;

9) Учить составлять предложения из слов в нужной грамматической форме, затем слова даются в начальной форме.

Упражнение.

Работа над предложением.

Именительный падеж.

  1. «Как слова дружат?»

Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги.

Педагог начинает:

- Девочка. Сколько слов я назвала?

- Одно.

-Девочка играет. А сейчас сколько слов?

-Два.

- Чтоб вы запомнили эти слова, вместо первого слова поставим картинку (девочка), а второе слово заменим полосочкой бумаги. Теперь повторим предложение вместе: - «Девочка играет» - Кто играет? – Девочка. – Девочка что делает? – Играет. – Что мы узнали о девочке? – Девочка играет.

- Если слова дружат, то они помогают нам что-либо узнать. Это будет предложение. Посчитайте слова в предложении. Сколько слов? Какое первое (второе) слово?

Далее детям предлагается составить это предложение из полосок бумаги.

  1. «Посчитаем слова в предложении»

Оборудование: сюжетные картинки, полоски бумаги (палочки).

Педагог показывает детям картинки:

Бабушка сидит.

Бабушка вяжет носки.

Девочка ест суп.

Девочка играет.

Предлагается из полосок составить схему предложения.

- Почему ты положил 2 полоски? – Потому что 2 слова в предложении.

- Какое это слово? (указывается первое слово)

- Что делает бабушка? (сидит)

Далее детям предлагается самостоятельно составить предложение и графически изобразить схему полосками бумаги (палочками).

  1. «Какая полоска нужна?»

Оборудование: Длинные и короткие цветные полоски. Можно также картинки к соответствующим предложениям.

  1. Педагог: «Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если предложение – длинную».

Ручка. Ручка лежит на столе.

Мальчик. Мальчик взял барабан.

Рыба. В озере много рыбы.

Медведь. Медведь зимой спит.

  1. Педагог: «Положите сначала длинную полоску, если услышите предложение, а под длинной полоской положите столько коротких, сколько слов в предложении»:

Белка песенки поет.

  1. «Чего не хватает»

Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги.

Дети придумывают предложение, используя в качестве подлежащего картинку.

«Маша поливает». Выкладывается схема предложения. Называют 1-е, 2-е слово, соотносят с полосками. Педагог убирает первую полоску. Предлагает прочитать предложение. «__________поливает.»

- Получилось предложение?

- Нет.

- Что мы не узнали?

- Кто поливает?

Полоска ставится на место. Убирается вторая полоска.

- Что получилось?

- Маша.

- Это будет предложение?

- Нет. – Что мы не узнали?

- Что делает Маша.

Полоска возвращается. Предложение воспроизводится. Затем составляется предложение из трех слов. «Маша поливает цветы». Разбор предложения тот же.

Упражнение.

Словообразование.

Словообразование входит в морфологическую составляющую грамматически правильного строя речи.

Примеры упражнений на словообразование:

Упражнение.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для детей младшей группы по развитию познавательных способностей.

Описание игр и упражений по развитию познавательных способностей у детей младшей группы....

Игры и упражнения для детей старшей группы

Данный материал поможет в развитии координации движения, внимания и ритмичности....

Подвижные игры и упражнения для детей старшей группы.

    Подвижная игра «Не оставайся на полу»С помощью считалки выбирается водящий-ловишка. Ловишка бегает вместе с детьми по залу (площадке). Как только воспитатель произнесе...

Педагогический проект на тему «Развитие грамматически правильной речи детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх»

Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительност...

"Игры и упражнения для детей 5 - 6 лет с общим нарушением речи по закреплению грамматических категорий и связной речи в домашних условиях" /практический материал для родителей/

Каждый ребенок постигает родной язык собственным путем, но у всех детей существуют свои особенности в его усвоении. Русский язык, как и любой другой живет по своим правилам. Нам не всегда удается их с...

«Словесные игры и упражнения для детей старшей группы»

Картотка дидактических игр и упражнений для детей старшей группы....