Игры и упражнения для детей старшей группы для развития грамматически правильной речи.
материал по логопедии (старшая группа) на тему
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. В данном конспекте подобраны упражнения для формирования и усволения ребенком как морфологических норм языка, так и синтаксических.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammatika_dlya_detey_5-6_let.docx | 814.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для детей старшей группы
для развития грамматически правильной речи.
Выполнила:
слушательница курса «Дошкольное образование»
Сапунова-Домбровская Марта Александровна
Морфологическая сторона речи
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы.
Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования.
Из навыков словоизменения (формообразования) проверяется:
- умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа (педагог начинает фразу, ребенок заканчивает: «У Тани есть карандаши, а у Маши нет... (карандашей)», или: «В лесу живет много... (медведей, белок)», или: «В нашей комнате много... (столов, стульев)»); - умение пользоваться предложно-падежными конструкциями (под столом, в столе, из стола).
Из навыков словообразования проверяется:
- умение образовывать слова при помощи суффиксов (1. Где лежит хлеб? — В хлебнице. Куда кладут соль? Как можно назвать человека, который катается на лыжах? Кто работает в библиотеке? Кто учит детей? 2. Чей хвост? Чьи уши? Чья нора? 3. Таня говорит громко, а Миша может говорить еще... громче); умение образовывать слова при помощи приставок (Мальчик к дому... (подходит); из дома... (выходит); через улицу... (переходит). Гриб, который растет под березой... (подберезовик). Чтобы одеяло не пачкалось, на него надевают... (пододеяльник).
Освоение ребенком морфологии начинается с изменением слова по падежам:
Упражнение.
Усвоение морфологических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает, наряду с функцией общения, выполнять функцию сообщения через правильно сочетаемые слова в предложении, когда он овладевает монологической формой связной речи.
Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом:
Упражнение.
А глаголов с помощью приставок:
Упражнение.
Синтаксическая сторона речи.
Синтаксический компонент речи – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Синтаксис - многообразие способов построения простых и сложных предложений.
Работа над предложением – постановка целей:
1) Сопоставление слова и предложения как речевых единиц;
2) Наглядно показать, что предложение состоит из слов (использовать полоску бумаги);
3) Определение первого, последнего слова в предложении;
4) Определение количества слов в предложении;
5) Определение главного (кто? что? – И.п.) слова в предложении;
6) Дать практическое представление о связи слов в предложении, необходимость согласования и управления;
7) Наблюдение за интонацией, за понижением голоса в конце предложения;
8) Учить определять границы предложения в небольшом тексте; Называть количество предложений. Повторять первое, второе, третье предложение;
9) Учить составлять предложения из слов в нужной грамматической форме, затем слова даются в начальной форме.
Упражнение.
Работа над предложением.
Именительный падеж.
- «Как слова дружат?»
Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги.
Педагог начинает:
- Девочка. Сколько слов я назвала?
- Одно.
-Девочка играет. А сейчас сколько слов?
-Два.
- Чтоб вы запомнили эти слова, вместо первого слова поставим картинку (девочка), а второе слово заменим полосочкой бумаги. Теперь повторим предложение вместе: - «Девочка играет» - Кто играет? – Девочка. – Девочка что делает? – Играет. – Что мы узнали о девочке? – Девочка играет.
- Если слова дружат, то они помогают нам что-либо узнать. Это будет предложение. Посчитайте слова в предложении. Сколько слов? Какое первое (второе) слово?
Далее детям предлагается составить это предложение из полосок бумаги.
- «Посчитаем слова в предложении»
Оборудование: сюжетные картинки, полоски бумаги (палочки).
Педагог показывает детям картинки:
Бабушка сидит.
Бабушка вяжет носки.
Девочка ест суп.
Девочка играет.
Предлагается из полосок составить схему предложения.
- Почему ты положил 2 полоски? – Потому что 2 слова в предложении.
- Какое это слово? (указывается первое слово)
- Что делает бабушка? (сидит)
Далее детям предлагается самостоятельно составить предложение и графически изобразить схему полосками бумаги (палочками).
- «Какая полоска нужна?»
Оборудование: Длинные и короткие цветные полоски. Можно также картинки к соответствующим предложениям.
- Педагог: «Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если предложение – длинную».
Ручка. Ручка лежит на столе.
Мальчик. Мальчик взял барабан.
Рыба. В озере много рыбы.
Медведь. Медведь зимой спит.
- Педагог: «Положите сначала длинную полоску, если услышите предложение, а под длинной полоской положите столько коротких, сколько слов в предложении»:
Белка песенки поет.
- «Чего не хватает»
Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги.
Дети придумывают предложение, используя в качестве подлежащего картинку.
«Маша поливает». Выкладывается схема предложения. Называют 1-е, 2-е слово, соотносят с полосками. Педагог убирает первую полоску. Предлагает прочитать предложение. «__________поливает.»
- Получилось предложение?
- Нет.
- Что мы не узнали?
- Кто поливает?
Полоска ставится на место. Убирается вторая полоска.
- Что получилось?
- Маша.
- Это будет предложение?
- Нет. – Что мы не узнали?
- Что делает Маша.
Полоска возвращается. Предложение воспроизводится. Затем составляется предложение из трех слов. «Маша поливает цветы». Разбор предложения тот же.
Упражнение.
Словообразование.
Словообразование входит в морфологическую составляющую грамматически правильного строя речи.
Примеры упражнений на словообразование:
Упражнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения для детей младшей группы по развитию познавательных способностей.
Описание игр и упражений по развитию познавательных способностей у детей младшей группы....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема «Формирование грамматически правильной речи. Чтение сказки «Усатый-полосатый» С. Маршака»
В этом конспекте размещена логика НОД по развитию речи...
Игры и упражнения для детей старшей группы
Данный материал поможет в развитии координации движения, внимания и ритмичности....
Подвижные игры и упражнения для детей старшей группы.
Подвижная игра «Не оставайся на полу»С помощью считалки выбирается водящий-ловишка. Ловишка бегает вместе с детьми по залу (площадке). Как только воспитатель произнесе...
Педагогический проект на тему «Развитие грамматически правильной речи детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх»
Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительност...
"Игры и упражнения для детей 5 - 6 лет с общим нарушением речи по закреплению грамматических категорий и связной речи в домашних условиях" /практический материал для родителей/
Каждый ребенок постигает родной язык собственным путем, но у всех детей существуют свои особенности в его усвоении. Русский язык, как и любой другой живет по своим правилам. Нам не всегда удается их с...
«Словесные игры и упражнения для детей старшей группы»
Картотка дидактических игр и упражнений для детей старшей группы....