Консультация для родителей "Развитие связной речи"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Консультация для родителей по развитию связной речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_-_kopiya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи
В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания людей. В связи с этим, важное значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.
У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из главных задач – перенести как можно больше пассивных слов в активный словарь. С этой целью подобран ряд речевых игр и упражнений для обогащения и активизации словаря:
- Учить подбирать определения и эпитеты.
(Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…).
- Узнавать предметы по описанию.
(Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? – Берёза).
- Подбирать действия к предмету.
(Ветер что делает: воет, парус надувает, листья срывает…).
- Подбирать предметы к действиям.
(На небе сверкает, землю согревает. Что это? – Солнце).
- Подбирать действия к объекту.
(Кто или что плавает? Летает? – Рыба, самолёт, бабочка, листья).
- Подбирать обстоятельства.
(Трудиться можно как? – Хорошо, спустя рукава…).
- Подбирать синонимы. (Большой, огромный, громадный).
- «Подскажи словечко» (Пришёл почтальон, он принёс…)
- Распространять и дополнять предложения.
(Кошка сидит на дереве. Кошки сидит на высоком дереве и т.д.).
- Называть составные части целого. (Дерево – ствол, ветки, сучья…)
- Составлять предложения с определённым словом.
- Игра «Наоборот».
Упражнять в названии антонимов. (День-ночь, печаль – радость).
- Упражнять детей в правильном склонении имён существительных, воспитывать грамматически правильную речь.
Взрослый называет животное, а ребёнок его детёныша (курица - цыплята, лошадь – жеребята). Затем слова употребляются в различных падежах и во множественном числе.
- Отгадывать: «Кто ты?» (в различных житейских обстоятельствах – от дочки, внучки до посетителя).
- «Измерим слово шагами» «Пол» – короткое слово, в нём 1 слог. А сколько слогов в слове «парикмахерская»?
- Сделать длинными, ласковыми имена своих близких, а также клички животных. (Маша – Машенька, Бим – Бимушка и т.д.)
- Подбирать слова по смыслу: шить … платье, штопать … носки, завязывать … шнурки, вязать … шарф.
- Составлять фразы: срубленный …, бегущий …, летящий и т.д.
- Придумывать слова, которые оканчиваются на [ок, ек] или начинаются с [ва, за].
- Игра «Бюро находок». (Вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы…)
- «Узнай сказку». В какой сказке козёл глупый, недогадливый? и т.д.
- Про что можно сказать: холодный …, холодная …, холодное…
- Назвать одним словом:
-детей, идущих в школу …;
-людей, лечащих больных …;
-взрослых, перевозящих груз …
- Произнести предложение «Я пойду в школу» с различной интонацией.
- «Собери родственников» Опорные слова: лес, дом, вода и т.д.
- Найти в стихотворении слова с противоположным значением:
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу, ну отвечай …(Конец!)
- Познакомить со словами, которые ничего не значат:
Ложка – это ложка, ложкой суп едят.
Кошка – это кошка, у кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка, тряпкой вытер стол.
Шапка – это шапка, оделся и пошёл.
А я придумал слово, смешное слово - плим.
Я повторяю снова – плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет – плим, плим, плим.
И ничего не значит – плим, плим, плим.
- «Новые слова». Если у лисы длинный хвост, то она какая? Если у мальчика длинные ноги, то он…
- Придумывать необычные предложения из двух слов: «Лиса чирикает», «ворона мяукает».
- Заканчивать предложения: Миша пошёл гулять (когда?) …;
Мише стало грустно (отчего?) …; Миша обрадовался (почему?) …
- Познакомить детей с многозначными словами – у ежа иголки, у ёлки иголки, швейные иголки (чем похожи, чем отличаются). Аналогично рассмотреть значение слов «коса», «ручка» и др.
Постепенно чередуя и варьируя различный речевой материал, нужно учить детей говорить не только отдельными словами, но и более распространёнными предложениями и короткими текстами. Статистика утверждает, что в школу приходят дети и употребляют в среднем от трёх до пяти тысяч слов.
Они практически владеют грамматикой родного языка, то есть устно спрягают, склоняют, строят предложения. Начиная постигать основы наук, школьники овладевают учебно-научным стилем речи.
Однако как ни печально, развитие их связной речи тормозится. Она становится менее эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И эта намечающаяся тенденция приводит, как правило, к грустным результатам: многие выпускники наших школ так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения.
И дело даже не столько в обогащении словаря, сколько в том, чтобы ребёнок чутко понимал всё богатство русского языка и литературы: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, многозначность, олицетворение и другие языковые средства.
И тогда в речевой практике он поймёт, что «с помощью родного языка можно творить чудеса».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация родителей: Развитие связной речи у детей
Консультации для родителей по развитию связной речи в домашних условиях...
Консультация для воспитателей "Связная речь - как приоритетное направление в развитии дошкольника"
В консультации раскрывается значение связной речи в развитии дошкольника, даны некоторые рекомендации по работе в данном направлении, раскрыты основные методы и приёмы. Может быть по...
консультация для воспитателей "Связная речь и ее значение для общего развития ребенка"
В данной консультации раскрывается значение связной речи для ребенка дошкольного возраста по периодам, 2-3 года, 3-4года, 5-6 лет, 6-7 лет....
Консультация для родителей. Связная речь.
В консультации родителям родителям рассказывается что такое "связная речь" , этапы ее формирования и предлагаются примеры игр на развитие связной речи....
консультация для родителей "Связная речь, какая она?"
Что означает понятие «связная речь»? Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения...
Консультация для родителей: «Связная речь старших дошкольников»
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных п...
Консультация "Поговорим о связной речи"
Консультация для родителей....