Консультация для родителей "Развитие связной речи"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Джилбаева Айна Галимовна

Консультация для родителей по развитию связной речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi_-_kopiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи

В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания людей. В связи с этим, важное значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.

У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из главных задач – перенести как можно больше пассивных слов в активный словарь. С этой целью подобран ряд речевых игр и упражнений для обогащения и активизации словаря:

  • Учить подбирать определения и эпитеты.

(Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…).

  • Узнавать предметы по описанию.

(Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? – Берёза).

  • Подбирать действия к предмету.

(Ветер что делает: воет, парус надувает, листья срывает…).

  • Подбирать предметы к действиям.

(На небе сверкает, землю согревает. Что это? – Солнце).

  • Подбирать действия к объекту.

(Кто или что плавает? Летает? – Рыба, самолёт, бабочка, листья).

  • Подбирать обстоятельства.

(Трудиться можно как? – Хорошо, спустя рукава…).

  • Подбирать синонимы. (Большой, огромный, громадный).
  • «Подскажи словечко» (Пришёл почтальон, он принёс…)
  • Распространять и дополнять предложения.

(Кошка сидит на дереве.  Кошки сидит на высоком дереве и т.д.).

  • Называть составные части целого. (Дерево – ствол, ветки, сучья…)
  • Составлять предложения с определённым словом.
  • Игра «Наоборот».

Упражнять в названии антонимов. (День-ночь, печаль – радость).

  • Упражнять детей в правильном склонении имён существительных, воспитывать грамматически правильную речь.

Взрослый называет животное, а ребёнок его детёныша (курица - цыплята, лошадь – жеребята). Затем слова употребляются в различных падежах и во множественном числе.

  • Отгадывать: «Кто ты?» (в различных житейских обстоятельствах – от дочки, внучки до посетителя).
  • «Измерим слово шагами» «Пол» – короткое слово, в нём 1 слог. А сколько слогов в слове «парикмахерская»?
  • Сделать длинными, ласковыми имена своих близких, а также клички животных. (Маша – Машенька, Бим – Бимушка и т.д.)
  • Подбирать слова по смыслу: шить … платье, штопать … носки, завязывать … шнурки, вязать … шарф.
  • Составлять фразы: срубленный …, бегущий …, летящий и т.д.
  • Придумывать слова, которые оканчиваются на [ок, ек] или начинаются с [ва, за].
  • Игра «Бюро находок». (Вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы…)
  • «Узнай сказку». В какой сказке козёл глупый, недогадливый? и т.д.
  • Про что можно сказать: холодный …, холодная …, холодное…
  • Назвать одним словом:

-детей, идущих в школу …;

-людей, лечащих больных …;

-взрослых, перевозящих груз …

  • Произнести  предложение «Я пойду в школу» с различной интонацией.
  • «Собери родственников» Опорные слова: лес, дом, вода и т.д.
  • Найти в стихотворении слова с противоположным значением:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.

Скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.

Теперь начало я скажу, ну отвечай …(Конец!)

  • Познакомить со словами, которые ничего не значат:

Ложка – это ложка, ложкой суп едят.

Кошка – это кошка, у кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка, тряпкой вытер стол.

Шапка – это шапка, оделся и пошёл.

А я придумал слово, смешное слово - плим.

Я повторяю снова – плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет – плим, плим, плим.

И ничего не значит – плим, плим, плим.

  • «Новые слова». Если у лисы длинный хвост, то она какая? Если у мальчика длинные ноги, то он…
  • Придумывать необычные предложения из двух слов: «Лиса чирикает», «ворона мяукает».
  • Заканчивать предложения: Миша пошёл гулять (когда?) …;

Мише стало грустно (отчего?) …; Миша обрадовался (почему?) …

  • Познакомить детей с многозначными словами – у ежа иголки, у ёлки иголки, швейные иголки (чем похожи, чем отличаются). Аналогично рассмотреть значение слов «коса», «ручка» и др.

Постепенно чередуя и варьируя различный речевой материал, нужно учить детей говорить не только отдельными словами, но и более распространёнными предложениями и короткими текстами. Статистика утверждает, что в школу приходят дети и употребляют в среднем от трёх до пяти тысяч слов.

Они практически владеют грамматикой родного языка, то есть устно спрягают, склоняют, строят предложения. Начиная постигать основы наук, школьники овладевают учебно-научным стилем речи.

Однако как ни печально, развитие их связной речи тормозится.  Она становится менее эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И эта намечающаяся тенденция приводит, как правило, к грустным результатам: многие выпускники наших школ так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения.

И дело даже не столько в обогащении словаря, сколько в том, чтобы ребёнок чутко понимал всё богатство русского языка и литературы: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, многозначность, олицетворение и другие языковые средства.

И тогда в речевой практике он поймёт, что «с помощью родного языка можно творить чудеса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация родителей: Развитие связной речи у детей

Консультации для родителей по развитию связной речи в домашних условиях...

Консультация для воспитателей "Связная речь - как приоритетное направление в развитии дошкольника"

В  консультации раскрывается значение связной речи в развитии дошкольника, даны  некоторые рекомендации по работе в данном  направлении, раскрыты основные методы и приёмы. Может быть по...

консультация для воспитателей "Связная речь и ее значение для общего развития ребенка"

В данной консультации раскрывается значение связной речи для ребенка дошкольного возраста  по  периодам, 2-3 года, 3-4года, 5-6 лет, 6-7 лет....

Консультация для родителей. Связная речь.

В консультации родителям родителям рассказывается что такое "связная речь" , этапы ее формирования и предлагаются примеры  игр на развитие связной речи....

консультация для родителей "Связная речь, какая она?"

Что означает понятие «связная речь»? Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения...

Консультация для родителей: «Связная речь старших дошкольников»

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных п...

Консультация "Поговорим о связной речи"

Консультация для родителей....