"Выразительное чтение"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Программа кружка учителя-логопеда детей старшего дошкольного возраста "Выразительное чтение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка учителя-логопеда | 42.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК
ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»
Рабочая программа
дополнительного образования
кружковой деятельности
«Выразительное чтение»
Старший дошкольный возраст
Автор составитель: учитель-логопед
Титова А.Н.
г. Саяногорск, 2016
Пояснительная записка
В работе с детьми дошкольного возраста художественное слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. И в то же самое время она оказывает на детей своё воспитательное воздействие. В.Г. Белинский писал о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело, им решается участь человека". Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего, реалистические рассказы, сказки, стихи являются для ребёнка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. С каждым днем расширяется его личный опыт через непосредственное наблюдение и восприятие.
Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью.
Произведения детской художественной литературы оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка. В.Г. Белинский называл эстетическое чувство источником всего прекрасного, великого. Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность стихов, меткость, выразительность языка нравятся детям. Дети чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие стихи и песенки.
А.М. Горький неоднократно говорил о большом влиянии художественного слова на развитие языка ребенка. Он говорил, что многие дети учились родному языку на забавных прибаутках и поговорках
Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.
Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией.
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, эстетических и нравственных понятий. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Чтение и заучивание стихов позволяет улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.
Рабочая программа кружка разработана на основе образовательной программы МБДОУ детский сад №29 "У Лукоморья" и Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Авторы — М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко.
Цель: создание условий для развитие речи детей и эмоциональной сферы детей через художественное слово. Повышение уровня развития связанной речи старших дошкольников в результате заучивания стихотворений с применением театрализации.
Задачи:
образовательные:
- Развивать у детей интонационную выразительность речи; умение чисто и чётко проговаривать все звуки.
- учить диалогической речи детей в процессе театрально – игровой деятельности.
-Совершенствовать у детей пластику движения, мимику, игровые импровизации.
-Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности
Создать благоприятные условия для активизации словесного творчества.
развивающие:
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, самостоятельность мышления детей.
- Развивать воображение (сочинять)
воспитательные:
Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к языковому богатству и умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и словесном творчестве.
- Воспитывать интерес к словесному творчеству
Формы работы: индивидуальная, групповая
Основные формы реализации программы:
• Занятия (разучивание сценок в стихотворной форме, стихотворений с диалогом, стихотворения – описания, сюжетные стихотворения)
• Применение метода театрализации в разучивании стихотворений
• Обогащение словарного запаса
• Оснащение предметно-развивающей среды.
• Пантомимические упражнения
• Пальчиковые гимнастики.
• Беседы
• Личный пример
• Артикуляционные гимнастики.
• Физкультминутки.
• Показ драматизации стихотворений
Количество занятий общее 32, количество занятий в неделю 1 - понедельник, длительность занятия 30 минут.
список детей
Содержание работы
Программа дополнительного образования осуществляется с учётом интеграции образовательных областей, что соответствует ФГОС ДО к основной образовательной программе ДОУ.
В процессе работы обеспечивается интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»: развитие способности постигать художественные образы созданные средствами художественной выразительности; развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей; формирование представлений об обращении с предметами в быту.
«Речевое развитие»: приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Художественно-эстетическое развитие»: развитие детского творчества; музыкально- художественной деятельности.
«Познавательное развитие»: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
«Физическое развитие»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Планируемые результаты:
• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом, с разными интонациями;
• Умеют выразительно читать стихи;
• Умеют строить простейший диалог;
• Дети проявляют находчивость, фантазию, воображение;
• Умеют двигаться в соответствии с образом, используют жесты и артикуляцию;
- формирование социальной и культурной компетентности;
- развитие лексической, фонетической, грамматической сторон речи;
- развитие творческих способностей детей.
Примерный тематический план
№ занятия | месяц | Тема | Цели | Содержание |
1 | Октябрь | Стихотворения об осени |
|
|
2-3 | Октябрь | Заучивание стихотворения «Осенью» О. Высотской. Изучение и театрализация стихотворения «Осенняя история»Н. Некрасовой |
Знакомство со стихотворением «Осенняя история» |
Беседа о героях сказки, их характерах Распределение ролей 2. Чтение по ролям стихотворения «Осенняя история» Артикуляционная гимнастика «Колечко» Пантомимическая гимнастика «Мой образ» 3. Работа над образом «мой герой» Этюды на развитие актерских способностей Пантомимическая гимнастика «Покажи своего друга» |
4 | ноябрь | Чтение стихотворения К. Чолиева «Деревья спят». | Учить детей составлять рассказ, используя выразительно-изобразительные средства языка, передавать в слове настроение, впечатление. | Беседа об осени. |
5 | ноябрь | Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег». | Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно-выразительные средства. |
Работа над выразительностью мимики при показе плохого настроения и хорошего. Упражнение на развитие актерских способностей «Известие» |
6 | ноябрь | Заучивание стихотворения «Первый снег» И. Сурикова. |
|
|
7-8 | ноябрь | Заучивание стихотворения «Мама» В. Лунина. |
|
|
9-10 | декабрь | Стихотворения о зиме. |
|
|
11 | декабрь | Заучивание стихотворения «Зима» Н.Некрасова. |
|
|
12 | декабрь | Заучивание стихотворения «Ёлка» Е. Благининой. |
|
Упражнение на развитие актерских способностей «Очень кислый лимон» |
13-14 | январь | Заучивание стихотворение «Зимняя песенка» З. Александровой Сочиняем стихи» |
|
«Что такое рифма» Чтение четверостийших описательного характера на тему «Зима» Беседа об образе зимы Пробные групповые сочинения Упр. на развитие актерских способностей «Ветер», «Вьюга», «Солнышко |
15 | февраль | Заучивание стихотворения «Самый лучший» О. Чусовитиной. Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег». |
Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества.
|
Чтение Беседа по содержанию рассказа |
16 | февраль | Развивающее занятие:выразительное чтение потешки "Петушок - золотой гребешок". |
|
|
17-18 | февраль | Заучивание стихотворения «8 Марта» А. Берестова. Рассказывание сказки В. И. Одоевского «Мороз Иванович». |
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию содержания идеи произведения. |
Чтение сказки. Беседа по содержанию. |
19 | март | Выразительное чтение с последующим заучиванием стихотворения о подснежнике. |
|
|
20 | март | Стихотворения о весне. |
|
|
21-22 | март | Заучивание стихотворения «Весна» Е. Благининой. |
|
Заучивание стихотворения. |
23 | апрель | Ознакомление с малыми фольклорными формами | Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок. |
|
24 | апрель | Заучивание русской народной заклички «Весна». |
|
|
25-26 | апрель | Заучивание стихотворения «Весна» И. Токмаковой. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». |
|
Подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки. |
27 | апрель | Разучивание потешки "Дай молочка,Бурёнушка". |
|
|
28-29 | май | Стихотворения о деревьях весной. Стихотворение Е. Благининой «Черемуха». Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрывающиеся почки». |
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух. |
|
30-31 | май | Заучивание стихотворения «Бывший одуванчик» В. Зотовой. |
|
|
32 | май | Разучивание стихотворения в лицах. Задание на развитие творческого воображения "Нарисуй любимую сказку". |
|
|
Система мониторинга индивидуального развития детей
Мониторинг индивидуального развития детей проводится в начале и в конце учебного года.
Предполагаемые умения и навыки
- умеют действовать согласованно, включаясь в действия одновременно или последовательно;
- снимать напряжение с отдельных групп мышц;
- произносить скороговорки в разных темпах, шепотом;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко
произнося слова с нужными интонациями;
- строить простейший диалог;
- знать 5-8 артикуляционных упражнений;
- умеют строить диалог с партнером на заданную тему;
Уровни усвоения программы
3 балла - компоненты достаточно развиты
сформирован интерес к художественному творчеству;
может самостоятельно выбрать способ оригинальных действий для передачи игрового образа;
проявляет воображение и фантазию;
четкая дикция.
2 балла- отдельные компоненты недостаточно развиты
интерес к художественному творчеству не устойчив;
ребенок участвует в деятельности по инициативе педагога;
в движениях часто копирует других детей;
эмоциональные реакции не всегда соответствуют настроению передаваемого образа;
1 балл- компоненты не развиты
не умеют строить диалог, выразительно прочитать диалогический стихотворный текст;
не умеют действовать согласованно, включаться в действия одновременно или последовательно.
№ | Имя ребенка | Выразительность чтения | Речевая культура | дикция | Итог начало года | Итог конец года | ||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
1 | ||||||||||
2 |
Список литературы
1. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Авторы — М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко.
2.«Диагностика и коррекция выразительности речи» О.И. Лазаренко.
3.«Стихи о временах года и игры». Авторы — О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова.
4.«Стихи для развития речи». Авторы — Л.Маврина, Е. Шарикова.
5.Кирилова Г. В. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве. "Дошкольное воспитание"№12,1978
6. Максаков А. Д. Как звучит ваш голос? "Дошкольное воспитание" №8,1975
7. В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
8. А. Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
9.ДедюхинГ. В. Работа над ритмом в логопедической практике. М. ,Айрис-пресс,2006
10«Знакомим дошкольников с литературой»/О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Подготовка воспитателя к выразительному чтению в средней группе детского сада"
Читать выразительно – это значит выражать в интонации свое отношение к тому, о чем читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия....
Выразительное чтение: стихотворение"Огород"
Развивать умение эмоционально воспринимать текст стихотворения, используя схематические изображения....
Выразительное чтение (консультация для педагогов)
Выразительное чтение. О его роли в развитии речи....
Программа формирования выразительного чтения у младших школьников во внеурочнг=ое время
У большинства детей еще недостаточно развито чувство темпа и ритма. Просьба прочитать наизусть любимое стихотворение выявила также ряд недостатков: при исполнении стихотворения дети очень ...
Смотр выразительного чтения.
Цели: 1. Знакомство с детскими стихами об игрушках.2. Приобщение детей к поэтическому творчеству.3. Проявление своих творческих ...
Консультация для родителей " Выразительное чтение"
Консультация для родителей " Выразительное чтение"...
Самостоятельная работа над выразительностью чтения и речи.
Развитие речи...