Формирование толерантности
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Формирование толерантности у детей в дошкольном возрасте с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tolerantnosti.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
- Статья: «Формирование толерантности дошкольников через межнациональное общение»
Кочнева Марина Сергеевна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка д/с № 23 Красносельского района
города Санкт – Петербурга
Учитель-логопед
Город Красное село город Санкт - Петербург
В условиях демократизации и гуманизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигается ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
1.идея терпимости к чужим и чуждым позициям, культурам, ценностям.
2.этика и стратегия ненасилия.
3.необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать путём хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится:
«В дошкольном детстве ребёнок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
Дошкольный возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, воспитание основ толерантной культуры.
Под основами толерантной культуры ребёнка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них еще невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.
Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культуры и традиций. Мы живём во много национальном городе, «культурной столице» Санкт – Петербурге и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Воспитывая толерантность мы в первую очередь воспитываем ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения, необходимые для успешной социализации ребенка в многонациональном обществе.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие детского сада и родителей детей. Толерантность как сложное личностное образование не является врождённым, а формируется в процессе целенаправленного взаимодействия детей и взрослых. Особая роль принадлежит семье. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Воспитание межнационального толерантного отношения детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребёнка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Задачей педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий из разных видов деятельности дошкольников. Целью, которых будет являться, не только ознакомление детей с разными этнокультурами и научить их жить в сообществе, где присутствуют различные национальности.
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста возможно посредством различных средств и приёмов:
-общение;
-традиции;
-художественная литература;
-сказки;
-пословицы и поговорки;
-национальные куклы;
-подвижные игры, с использованием национальных атрибутов;
-произведения искусства и другое.
Конечно главным из перечисленных средств, является игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
Список используемой литературы:
- Т.Н. Вострухина «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения»
- Т.В.Макарова; Г.Ф.Ларионова «Толерантность и правовая культура дошкольников» (методические рекомендации)
- Р.С.Буре «Социально – нравственное воспитание дошкольников»
- «Воспитание толерантности рекомендации для педагогов, школьных психологов и родителей»
- «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста» (из опыта работы дошкольных учреждений)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантного поведения дошкольников средствами физической культуры
Наш детский сад работает по программе «Радуга», одним из направлений которой является социально-нравственое воспитание дошкольников.Физическая ку...
Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»
Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...
Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
методические разработки "Гормонизация детско-родительских отношений через формирование толерантного сознания"
планирование работы с детьми и родителями по теме....
Формирование толерантности в структуре духовно- нравственных ценностей личности ребенка-дошкольника
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией наш...
Формирование толерантности в структуре духовно- нравственных ценностей личности ребенка-дошкольника
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией наш...
Формирование толерантности у дошкольников
Воспитание у детей положительных эмоций по отношению к людям другой культуры и национальности....