Формирование толерантности
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кочнева Марина Сергеевна

Формирование толерантности у детей в дошкольном возрасте с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tolerantnosti.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Статья: «Формирование толерантности дошкольников через межнациональное общение»

Кочнева Марина Сергеевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка д/с № 23 Красносельского района

города Санкт – Петербурга

Учитель-логопед

Город Красное село город Санкт - Петербург

В условиях демократизации и гуманизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигается ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

1.идея терпимости к чужим и чуждым позициям, культурам, ценностям.

2.этика и стратегия ненасилия.

3.необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать путём хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится:

«В дошкольном детстве ребёнок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Дошкольный возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, воспитание основ толерантной культуры.

Под основами толерантной культуры ребёнка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.

Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них еще невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культуры и традиций. Мы живём во много национальном городе, «культурной столице» Санкт – Петербурге и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Воспитывая толерантность мы в первую очередь воспитываем ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и  понимании им представителей иных культур; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

 Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями  разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения, необходимые для успешной социализации ребенка в многонациональном обществе.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие детского сада и родителей детей. Толерантность как сложное личностное образование не является врождённым, а формируется в процессе целенаправленного взаимодействия детей и взрослых. Особая роль принадлежит семье. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Воспитание межнационального толерантного отношения детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребёнка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Задачей педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего  его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий из разных видов деятельности дошкольников. Целью, которых будет являться, не только ознакомление детей с разными этнокультурами и научить их жить в сообществе, где присутствуют различные национальности.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста возможно посредством различных средств и приёмов:

-общение;

-традиции;

-художественная литература;

-сказки;

-пословицы и поговорки;

-национальные куклы;

-подвижные игры, с использованием национальных атрибутов;

-произведения искусства и другое.

Конечно главным из перечисленных средств, является игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Список используемой литературы:

  1. Т.Н. Вострухина «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения»
  2. Т.В.Макарова; Г.Ф.Ларионова «Толерантность и правовая культура дошкольников» (методические рекомендации)
  3. Р.С.Буре «Социально – нравственное воспитание дошкольников»
  4. «Воспитание толерантности рекомендации для педагогов, школьных психологов и родителей»
  5. «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста» (из опыта работы дошкольных учреждений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного поведения дошкольников средствами физической культуры

Наш детский сад работает по программе «Радуга», одним из направлений  которой является социально-нравственое воспитание дошкольников.Физическая ку...

Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»

Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как  «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

Формирование толерантности в структуре духовно- нравственных ценностей личности ребенка-дошкольника

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией наш...

Формирование толерантности в структуре духовно- нравственных ценностей личности ребенка-дошкольника

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией наш...

Формирование толерантности у дошкольников

Воспитание у детей положительных эмоций по отношению к людям другой культуры и национальности....