Дидактические игры
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
В современной методической литературе по логопедии можно найти огромное количество дидактических игр, которые рекомендуется использовать в целях коррекции дефектов речи у детей. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только дидактических приемов воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did_igry.docx | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
В современной методической литературе по логопедии можно найти огромное количество дидактических игр, которые рекомендуется использовать в целях коррекции дефектов речи у детей. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только дидактических приемов воспитания и обучения. Для детей, обучающихся в логопедических группах, это тем более важно, потому что, как хорошо знают логопеды, наши дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Но даже и с применением дидактической игры логопеду не всегда удается добиться активности и высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия. Причина в том, что большинство воспитанников логопедических групп соматически ослаблены, у них неправильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной системы, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость.
На своих занятиях я всегда сочленяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, связанную с сидением, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы (здесь детям-логопатам присуще некоторой отставание) и самостоятельности, что является наиболее узким местом в области дошкольного воспитания. Разработанные мною игры с точки зрения логопедических целей делятся на две группы:
1)подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте;
2) игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи.
Такие игры позволяют детям без излишнего напряжения овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение. Каждая игра имеет четко определенные учебные и коррекционные задачи, причем решение логопедических задач тесно связано с коррекцией двигательной сферы. За основу взяты подвижные игры, составленные Н. В. Вавиловой, Л. В. Кармановой, А. И. Фоминой, М. М. Конторович, Л. И. Михайловой; подвижные игры разных народов, собранные А. В. Кенеман, а также дидактические игры, переработанные в подвижные, из сборников 3. М. Богуславской, Е. О. Смирновой, А В. Артемовой, Г. С. Швайко, Г. А. Тумаковой, А. И. Максакова, А. Л. Бондарен ко, В. И. Селиверстова.
Некоторые игры включают рифмованный текст, координируемый с ритмичными движениями («Ловишка из круга», «Салки в кругу», «Космонавты», «Быстро возьми, быстро сложи», «Ищи свою игрушку», «Живая стрелка»).
Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ для детей логопедических групп: их речь под воздействием ритмических движений тоже ритмизуется, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Проводя игру, нужно стремиться к тому, чтобы дети могли достичь игровой цели, только усвоив программный материал. Например, в игре «Кто быстрее построит пирамиду?» участники только в том случае построят пирамиду правильно, если сумеют проанализировать слова по звуковому составу; в игре «Умей слушать», чтобы разрешить «спор» животных (кто на каком этаже дома должен жить) и всех правильно расселить, нужно дифференцировать смешиваемые звуки.
В играх дети получают возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Например, в игре «Кто скорее перенесет предметы?» они самостоятельно среди множества игрушек отбирают нужные — те, названия которых начинаются со звонких (глухих) звуков, — самостоятельно переносят их в определенное место, самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, выявляют ошибки.
Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию. Например, детям предлагается одно и то же задание: делить слова на слоги (в играх «Один, два и три», «Найди свой домик», «Сундучок», «Космонавты», «Стук да стук, найди слово, милый друг»). Дети не слепо выполняют команды педагога, не бездумно подчиняются, а сотрудничают с педагогом, который не только руководит игрой, но сам участвует в ней («птица» в игре «Найди свой домик», «хозяйка» в игре «Птицы», «сторож» в игре «Сторож» и др.), при необходимости дает образец поведения, следит за выполнением правил. У детей здесь есть возможность выбора (куда хочешь спрячь, какую хочешь игрушку возьми, стань каким хочешь насекомым, цветком; кто хочет быть «стрелкой», «ловишкой», «сторожем»?; выбери любой конверт с заданием; выбери, с кем будешь выполнять задание, и т. д.).
В подвижных играх совершенствуются способы быстрой и правильной ориентировки в пространстве (двигаются по кругу, бегают врассыпную, строятся и перестраиваются в шеренгу, колонну, парами, тройками, бегают «змейкой» и т. п.). Например, в игре «Прятки» дети должны сориентироваться, чтобы найти то место, куда можно спрятать игрушку, и сделать это нужно очень быстро. Некоторые игры проводятся с пением, отдельные игры драматизируются («Пилоты», «Стук да стук, найди слово, милый друг», «Цветик-семицветик», «Найди такое дерево»), В этих играх от детей требуется соизмерение темпа движения с пением. Дети выполняют те или иные движения в соответствии с текстом песни.
В коррекционных целях используются подвижные игры со звукоподражаниями («Найди свой домик», «Пилоты», «Цветик-семицветик», «Гонки на автомобилях»),
В подвижных играх дети имитируют различные движения: изображают самолеты, машины, лошадок, цветы, деревья, спортсменов и т. д. Логопеду нужно внимательно следить за выполнением заданий детьми, а особенно за их речью, стараться не пропускать не только ошибки, но даже мельчайшие неточности, пытаться приучать к этому и детей.
Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо, непринужденно. При выборе игры нужно учитывать тему, которую дети изучают на логопедических занятиях.
Проводя подвижную игру, необходимо помнить о ее основном назначении — развитии движений. Детям надо предоставлять максимальную возможность удовлетворять свою потребность в движении.
Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы логопеда.
I. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И СЛОГОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА, ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВА
«Мяч в воздухе»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, координацию, ловкость, точность движений.
Оборудование: мяч.
Описание игры. Все играющие становятся в круг. Один встает в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его вверх и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается — выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не скажет 2—3 слова. Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие — проигравшими.
«Мяч в кругу»
Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его, не прижимая к груди, развивать ловкость.
Оборудование: мяч.
Описание игры. Все играющие становятся в круг. Дети бросают мяч друг другу (по желанию), одновременно говоря слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком с, а другой со звуком ш, следующий — со звуком с и т. д. Затем задание можно изменить: подбирать слова попеременно со звуками з — ж, ш — ж, р — л, с — з, с — ц и т. д. Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие — проигравшими.
«Умей слушать»
Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание, координацию движений, физиологическое дыхание, воспитывать быструю реакцию на сигнал.
Оборудование: макет 4-этажного домика, предметные картинки с изображением животных.
Описание игры. Дети идут друг за другом в колонне по одному и по сигналу выполняют тихо названное логопедом движение (повернуться, остановиться, присесть, попрыгать, поднять руки вверх и сделать вдох, опустить руки вниз — выдох, наклониться и т. д.). Логопед хвалит детей за то, что они умеют быть внимательными, хорошо слушать и правильно выполнять задание. Говорит, что такие внимательные дети сумеют разрешить спор животных: кто на каком этаже дома должен жить (выставляется макет дома).
Построим новый,
Светлый дом.
Каких жильцов
Поселим в нем?
Дети берут картинки и выполняют задание: на первом этаже помещают картинки с изображением зверей и птиц, в названиях которых есть звук с (собака, свинья, суслик, сорока), на втором — звук ш (мишка, кошка, лошадь, шакал, мышка), на третьем — з (заяц, зубр, коза, зебра, обезьяна), на четвертом — ж (жаб.~ ежик, журавль, жираф, медвежонок). Логопед вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, дает оценку.
«Ловишка из круга»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков р-р', л-л'; учить понимать в тексте и использовать в речи глаголы; развитие произвольной памяти, фонематического слуха; воспитание выдержки, честности, быстроты, увертливости
Оборудование: у детей фанты.
Описание игры. Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка, назначенный логопедом, находится в центре круга. Играющие двигаются по кругу и говорят:
«Мы веселые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три — лови!»
На последнем слове все разбегаются, а ловишка догоняет их. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 3—4 детей. Ловишка забирает у пойманных
фанты. Чтобы продолжить игру, пойманные дети должны получить назад свои фанты, выполнив задание логопедa. Ловишка спрашивает у логопеда: «Что должен сделать этот фант?» Логопед дает каждому фанту задание. Дети его запоминают, а затем выполняют. Игра возобновляется. Примеры заданий:
Назови пары звонких и глухих звуков.
Назови пары твердых и мягких согласных звуков.
Назови гласные звуки.
Вспомни слово из трех звуков.
Вспомни слово из четырех звуков.
Вспомни слово со звуком ш в начале, середине, в конце.
Сколько звуков в слове и какие эти звуки? (мак, кит, зубы и т. д.).
«Найди себе пару»
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фонематический слух; воспитывать ориентировку в пространстве, быстроту, сообразительность.
Оборудование: парные картинки с изображением предметов, названия которых отличаются одним звуком, например: коза—коса, миска—мишка, удочка—уточка и т. д.; стулья с цифрами.
Описание игры. Логопед объясняет, что нужно взять картинки и подобрать к ним другие картинки, названия которых звучат сходно с названиями предметов на их картинках. Картинки разбросаны по полу в разных местах группы. Дети ищут парную картинку и стараются быстро сесть на стул с меньшим номером. Логопед анализирует выполнение задания и определяет места победителей.
СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВА
«Один, два, три»
Цель: определение количества слогов в словах, воспитание произвольного внимания, упражнение в построении и перестроении.
Оборудование: доска или подставка, крупные предметные картинки.
Описание игры. Дети ходят врассыпную. На сигнал логопеда: «Внимание!» — дети смотрят на выставленную на доске картинку и строятся в колонну по одному, парами или тройками в зависимости от количества слогов в названии предмета на картинке.
«Найди свой домик»
Цель: определение количества слогов в словах, обогащение словарного запаса детей (усвоение названий насекомых), закрепление обобщающего понятия «насекомые», упражнение в беге врассыпную, воспитание быстрой реакции на сигнал, развитие ориентировки в пространстве.
Оборудование: три домика, шапочки насекомых (жук, шмель, моль, муха, пчела, оса, комар, бабочка, кузнечик, стрекоза, муравей, саранча, божья коровка и др.), шапочка птицы.
Описание игры. В разных местах группы расставлены «домики» насекомых. Логопед говорит, что в первом домике живут насекомые, названия которых состоят из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех. Затем предлагает детям стать насекомыми, выбрать любые шапочки. В одном из углов группы очерчивается кружком домик для «птицы». По сигналу «насекомые» разбегаются по группе, жужжат, взмахивают руками, имитируя полет насекомых. Через некоторое время логопед говорит: «Птица!» — и «насекомые» прячутся в свои домики. Логопед проверяет, правильно ли занят домик, дети помогают, затем дети меняются шапочками, игра возобновляется.
«Найди сундучок»
Цель: определение количества слогов в словах, развитие ориентировки в пространстве, внимания.
Оборудование: сундучок, предметные картинки, цифры 1,2,3.
Описание игры. Логопед говорит, что хочет посмотреть, готовы ли дети к школе, умеют ли делить слова на слоги. Сообщает, что приготовила для них красивый сундучок с картинками и спрятала его. Предлагает найти. Говорит: «Если вы будете приближаться к нему, я буду говорить «тепло», «теплее». Если совсем близко подойдете, скажу «горячо», если далеко от него — «холодно». Когда будете искать, прислушайтесь к тому, что я говорю».
Дети ищут и находят сундучок. Открывают его, берут конверты, достают картинки, определяют количество слогов в словах и несут картинки к цифрам 1,2,3. Затем логопед выполненное задание проверяет вместе с детьми, хвалит их.
«Стук да стук, найди слово, милый друг»
Цель: закреплять полученные детьми навыки деления слов на слоги; учить их замедленно проговаривать слова, вслушиваясь в разное звучание слогов в слове; учить определять местонахождение ударного слога в двухсложном слове; закреплять знание детьми названий цветов; упражнять в беге врассыпную, в ориентировке в пространстве; развивать зрительное внимание, речевое дыхание.
Оборудование: шапочки цветов, обручи, молоточек.
Описание игры. Логопед говорит детям, что они — «цветы маки», и предлагает им поиграть.
Одну девочку назначает «Майкой». Дети распределяются по всей группе. Речь с движениями:
Вот какие маки (2 раза),
Красные, большие в поле расцвели.
Пролетает ветер (2 раза),
Тоненькие стебли гнет он до земли.
Выпрямились ловко, подняли головки,
Солнцу золотому шлют они привет.
Маленькая Майка вышла на лужайку,
К празднику все маки собрала в букет.
О. Высоцкая
Майка собирает большой «букет из маков».
Логопед: «Маки — полевые цветы. Хотите вырастить садовые?».
Дети берут шапочки. Логопед объясняет задание. Игра называется «Стук да стук, найди слово, милый друг».
Вариант 1. «Если я стукну молоточком по столу 2 раза, то те, у кого на шапочке нарисован цветок, название которого состоит из двух слогов, должны каждый по очереди громко назвать свой цветок и встать во второй обруч (роза, тюльпан...). Обруч — это „клумба".
Если я простучу 3 раза, то в названии цветка должно быть 3 слога, 1 раз — один, 4 раза — 4 слога (георгин, мак, гладиолус)».
Вариант 2. «Если я стукну молоточком один раз, это значит, что в первый обруч должны встать дети-цветы, в названии которых ударение звучит в первой части; если два раза — во второй части (встать во второй обруч). Будьте внимательны...»
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА СЛОВ, АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
«Быстро возьми, быстро сложи»
Цель: закреплять знание букв, умение быстро и правильно складывать из них слова; учить прыжкам на одной ноге, быстрому бегу в прямом направлении, развивать ловкость.
Оборудование: 4 набора кубиков с буквами, 4 предметные картинки (по две для каждой команды), подставки для них.
Описание игры. Дети разбиваются на две команды. Команды строятся у подставок с картинками. На противоположной стороне группы — кубики. После слов ведущего:
«Мы умеем быстро бегать, любим прыгать и скакать.
Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть!» — все дети прыгают на одной ноге до кубиков, берут по два кубика и возвращаются к месту старта бегом. Оставляют кубики и прыгают на другой ноге за оставшимися кубиками, вновь возвращаются бегом. Затем каждая команда из принесенных кубиков складывает по два слова, обозначающих предметы на картинках. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно сложит слова.
«Живая стрелка»
Цель: закреплять умение придумывать по картинкам предложения с предлогами, определять количество и последовательность слов в предложениях; упражнять в беге по кругу, в остановках по сигналу.
Оборудование: шапочка со стрелкой, сумка через плечо у водящего, в ней — сюжетные картинки.
Описание игры. Ребенок, изображающий «живую стрелку», находится в центре круга. Он кружится в правую сторону, дети бегут в противоположную сторону по кругу со словами:
«Стрелка, стрелка, покружись,
Всем ребятам покажись,
Покажи нам поскорее,
Кто из нас тебе милее!»
«Стрелка» останавливается и указывает на какого-нибудь ребенка. Он должен придумать предложение по карточке, которую показывает «живая стрелка», и определить количество и последовательность слов в предложении.
2. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИЕ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ
«Земля, вода, огонь, воздух»
Цель: активизировать словарь за счет существительных по темам «Рыбы», «Птицы», «Дикие и дом животные»; учить бросать мяч в руки и ловить его, прижимая к себе, развивать внимание, быструю реакцию.
Оборудование: мяч.
Описание игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий (логопед или ребенок). Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: земля воздух, огонь. Если водящий сказал слово «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное; на слово «вода» играющий отвечает названием какой - либо рыбы; на слово «воздух» — названием птицы. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернутся кругом, помахивая руками, стараясь потушить огонь. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся игрок выбывает из игры.
Список литературы:
Журнал «Дошкольная педагогика», сентябрь, октябрь, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...